Количество атак на Android в России увеличилось в 5 раз

Количество атак на Android в России увеличилось в 5 раз

Количество атак на Android в России увеличилось в 5 раз

По данным «Лаборатории Касперского», в I квартале 2024 года атакам подверглись свыше 19 млн российских пользователей Android-устройств — в 5,2 раза больше, чем годом ранее.

Рост вредоносной активности, по мнению экспертов, связан с расширением использования сторонних источников софта: многие ходовые приложения исчезли из Google Play.

Наиболее часто на смартфонах детектировались модульный загрузчик Dwphon и банковский троян Mamont. Первый зловред собирает и сливает на сторону информацию о зараженном устройстве и личные данные владельца, второй ворует платежные данные и СМС с кодами подтверждения транзакций.

По данным Kaspersky, в марте число атак Dwphon в России возросло на 25% в сравнении с декабрем и составило 222 тысячи. Вредонос Mamont активен в стране уже пять месяцев. В отношении этой угрозы эксперт ИБ-компании Дмитрий Калинин отметил следующее:

«Несмотря на то что банковские троянцы не получили значительного распространения в России из-за активного развития антифрод-систем финансовых организаций, отдельные представители этого вида могут быть очень активными. С ноября мы зафиксировали уже почти 185 тысяч атак Mamont на российских пользователей».

Распространители Android-вредоносов обычно выдают их за легитимный софт или пиратскую копию, а для раздачи создают поддельные сайты. С подобными фейками можно также столкнуться в неофициальных магазинах приложений — вроде APKPure; иногда вирусописателям удается протащить их в Google Play. Предустановка, как в случае с Dwphon, встречается гораздо реже и обычно на дешевых OEM-гаджетах.

По данным Statcounter, в настоящее время на долю Android приходится 30,29% российского рынка ОС. По популярности она занимает второе место — после Windows (49,14%). Вместе с тем экосистема Android по-прежнему фрагментарна, и обновления с патчами и новыми защитными функциями получают далеко не все пользователи.

Удаление из магазина Google приложений подсанкционных российских компаний провоцирует появление вредоносных и потенциально опасных подделок. Пользователям рекомендуется при скачивании вначале удостовериться, что софт действительно связан с заявленной организацией.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru