Число троянских атак на Android в России возросло в 1,5 раза

Число троянских атак на Android в России возросло в 1,5 раза

Число троянских атак на Android в России возросло в 1,5 раза

Подводя итоги 2023 года, эксперты «Лаборатории Касперского» особо отметили пятикратный рост числа мошеннических ресурсов в рунете и активизацию Android-троянов.

Объемы телефонного мошенничества в России стабильно высоки. Подозрительные вызовы были зафиксированы у 43% пользователей Kaspersky Who Calls, с телефонным спамом столкнулись 94%.

 

От атак вредоносов больше прочих страдали производственные предприятия (24% атак) и сфера услуг (16%). На ИТ и телеком совокупно пришлось 13% инцидентов, на госсектор и ретейл — по 10%.

В прошлом году аналитики также насчитали 133 случая слива в паблик значимых баз данных российских компаний. Суммарно в Сеть утекло 315 млн записей ПДн..

Число атак на Android-устройства россиян в сравнении с 2022 годом возросло в 1,5 раза. При этом злоумышленники в основном использовали троянские программы — банкеров, СМС-троянов, adware.

Вредоносы чаще всего раздавались под видом легитимного софта (установщиков обновлений, банковских клиентов, модов для игр и мессенджеров). Иногда их умышленно устанавливали на смартфоны участники производственной цепочки..

 

Большой интерес у киберкриминала вызвали умные чат-боты, созданные на основе LLM. В даркнете было обнаружено 2890 сообщений, посвященных ChatGPT, WormGPT, FraudGPT, DarkBERT и другим аналогам.

Большинство этих opensource-инструментов можно использовать как правомерно, так и с недоброй целью — например, для написания вредоносного софта. Чтобы снять ограничения, введенные на ИИ-сервисах во избежание абьюзов, злоумышленники используют наборы особых команд — джейлбрейки, которые можно приобрести в интернете.

  

«Существуют опасения, что развитие больших языковых моделей позволяет злоумышленникам упрощать их деятельность и одновременно снижает для них порог входа в индустрию, — комментирует Алиса Кулишенко, аналитик Kaspersky Digital Footprint Intelligence. — Однако на данный момент мы не видим реальных инцидентов, в рамках которых использовались такие решения. Тем не менее технологии развиваются стремительными темпами, и вполне вероятно, что вскоре возможности языковых моделей позволят осуществлять сложные атаки».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru