Silence растит армию TrueBot с помощью эксплойтов и червя Raspberry Robin

Silence растит армию TrueBot с помощью эксплойтов и червя Raspberry Robin

Silence растит армию TrueBot с помощью эксплойтов и червя Raspberry Robin

Эксперты Cisco Talos фиксируют рост количества заражений TrueBot из арсенала русскоязычной Silence Group. Атаки с использованием данного Windows-загрузчика грозят кражей корпоративных данных и даже их потерей в том случае, когда злоумышленники развертывают в сети шифровальщика Cl0p, он же Clop.

Даунлоудер TrueBot используется на начальном этапе атаки Silence (группа хакеров вначале выбирала мишенями только российские банки, а потом отправилась на гастроли в другие страны). В задачи зловреда входят сбор системных данных и загрузка инструментов для развития атаки — маячка Cobalt Strike, трояна удаленного доступа FlawedGrace.

Последняя версия TrueBot, согласно Cisco Talos, умеет также делать скриншоты и собирать информацию о доверительных отношениях Active Directory. Из дополнительной полезной нагрузки исследователи особо отметили не встречавшийся ранее кастомный инструмент эксфильтрации данных Teleport.

 

Написанная на C++ утилита помогает хакерам скрытно выводить украденную информацию. Ее коммуникации с C2 шифруются, оператор может ограничить скорость выгрузки и размеры файлов, а также удалить Teleport по завершении процесса. В ходе атак новый инструмент использовался для кражи данных из папок OneDrive и Downloads, а также писем из Outlook. 

В некоторых случаях Silence использовала вторжение в сеть жертвы для шантажа — развертывала в системах и запускала в параллель шифровальщика Cl0p.

 

В середине августа кибергруппа сменила способ распространения TrueBot — перестала использовать адресные рассылки и перешла на эксплойт. Эксперимент с CVE-2022-31199 (RCE-уязвимость в Netwrix Auditor, 9,8 балла CVSS) продолжался полтора месяца; в октябре Silence переключилась на доставку с помощью USB-червя Raspberry Robin.

К ноябрю злоумышленникам удалось таким образом заразить более 1000 систем — в основном десктопы без публичного веб-доступа, с наибольшей концентрацией в Мексике, Бразилии и Пакистане.

 

В прошлом месяце способ распространения TrueBot вновь изменился, но вектор на сей раз определить не удалось. Известно лишь, что в ходе этой вредоносной кампании пострадало более 500 Windows-серверов с доступными из интернета службами SMB, RDP и WinRM. При этом три четверти заражений пришлись на долю США.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru