Вымогатели-оригиналы продают декриптор в детской метавселенной Roblox

Вымогатели-оригиналы продают декриптор в детской метавселенной Roblox

Вымогатели-оригиналы продают декриптор в детской метавселенной Roblox

Команда MalwareHunterTeam обнаружила новый образец шифровальщика, созданного с помощью билдера Chaos. Вредонос, именуемый WannaFriendMe, примечателен тем, что в качестве выкупа предлагает приобрести игровой пропуск Roblox за валюту, принятую на этой онлайн-площадке.

Платформа Roblox пользуется большой популярностью у детей, которые получают возможность создавать собственные игры и монетизировать их, продавая абонементы (Game Pass). Такой пропуск, дающий игроку особые льготы и преимущества, можно купить только за внутриигровую валюту, именуемую Robux.


В записке WannaFriendMe с требованием выкупа сказано, что декриптор можно приобрести, купив Game Pass по указанному Roblox-адресу. Покупка возможна лишь при наличии аккаунта на платформе, цена вопроса — 1700 Robux. После этого следует сделать скриншот, подтверждающий выполнение условия, и отослать его вместе с юзернеймом на почту @icloud.com.

Посетив Roblox-страницу, указанную ссылкой, эксперт BleepingComputer обнаружил, что декриптор для псевдо-Ryuk подешевел, а продает его некто iRazormind.

 

Новоявленный шифровальщик также пытается выдать себя за некогда грозного собрата Ryuk (добавляет расширение .ryuk к файлам), но на самом деле он заимствует код Chaos. Билдер зловредов на основе Chaos уже год продается на подпольном рынке, и неискушенные вирусописатели охотно им пользуются, создавая кастомные варианты — например, Onyx. В прошлом году одна из таких итераций всплыла в атаках на игровое сообщество Minecraft.

Заражение Chaos плохо тем, что уплата выкупа не гарантирует восстановления всех данных. Этот вредонос не умеет шифровать файлы весом более 2 Мбайт, он их перезаписывает так, что вернуть содержимое уже невозможно.

В заключение стоит отметить, что идея использовать Roblox для вымогательства не нова: в прошлом году ее воплотили в жизнь операторы зловреда на основе HiddenTear.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru