«Лаборатория Касперского» и Eset продолжают укреплять свои позиции в России

...

Anti-Malware.ru, российский независимый информационно-аналитический центр, опубликовал результаты очередного ежегодного исследования рынка антивирусной защиты в России. В отчете приводятся данные за 2009 год и прогноз развития ситуации на 2010 год. 

Несмотря на разгар глобального экономического кризиса и падение ИТ-рынка в России в целом, рынок антивирусного программного обеспечения в 2009 году показал небольшой рост. Его суммарный объем превысил отметку $218 млн., что на 8.7% больше показателя 2008 года.

В условиях экономического кризиса многие предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, были вынуждены сократить бюджеты на ИТ. Этот процесс сокращения затронул безопасность в меньшей степени, так как большинство корпоративных клиентов прекрасно понимают опасность экономии на информационной безопасности. Вместо отказа от продления лицензий на антивирусное ПО корпоративные клиенты искали любые возможности для экономии в условии дефицита бюджета, выбивая из продавцов специальные цены, используя скидки при переходе с одного продукта на другой и т.д.

Сильнее кризис затронул сегмент персональных пользователей, рост в ритейле практически остановился. Клиенты в этом сегменте стали активнее смотреть в сторону бесплатных продуктов (например, Avast, Avira и Microsoft), процесс «обеления» рынка  практически остановился. Центрального драйвера рынка, который обеспечивал двузначные цифры роста последние годы, больше не стало (временно это или нет, покажет развитие рынка в ближайшие годы). 

Относительными островками стабильности для рынка, как в российской экономике в целом, оставались государственные структуры, госмонополии и предприятия крупного бизнеса. Они перенесли разгар кризиса легче, а сокращения бюджетов на ИТ и безопасность не носили там серьезного или критического характера.

Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2009   году

Значительно лучше других в кризисный год себя чувствовали лидеры рынка – «Лаборатория Касперского» и Eset. Объемы продаж этих компаний увеличились на 11 и 20% соответственно, что значительно лучше, чем у остальных конкурентов. Конечно, эти цифры не идут ни в какое сравнение с докризисными, но на фоне общего падения ИТ-рынка они выделяются в положительную сторону (в 2008 году среднерыночные темпы роста составляли 57%, а в 2007 году –  94%).

Компании Symantec, «Доктор Веб» и Trend Micro фактически остались на уровне предыдущего года, балансируя на уровне своих объемов продаж прошлого года. Для этой группы принципиальным моментом является тот факт, что им удалось избежать падения. Кризис и внутрикорпоративные проблемы не позволили им атаковать лидеров рынка. Вопреки многим прогнозам, Symantec и Trend Micro, имеющие в своем портфеле качественные корпоративные продукты, так и не смогли воспользоваться ситуацией и переделить в свою пользу наиболее устойчивый в кризис корпоративный сегмент рынка.

Для игроков имеющих небольшие доли рынка 2009 год оказался сложным, эта группа вендоров находилась под наибольшим давлением. По оценке экспертов Anti-Malware.ru компании Panda Security, McAfee, а также «другие производители» потеряли часть своего объема продаж. Исключением в этой группе является корпорация Microsoft, которая смогла показать хорошие темпы роста продаж своих корпоративных антивирусных продуктов под маркой Forefront.

Тройка лидеров – «Лаборатория Касперского», Eset и Symantec - в сумме контролируют уже  84% рынка антивирусного ПО в России, что на 2% больше, чем годом ранее. Таким образом, процесс консолидации российского рынка продолжается, несмотря на попытки выхода на него новых игроков.

По оценке экспертов Anti-Malware.ru российский антивирусный рынок в 2010 году должен показать рост на уровне 15-20%. Таким образом, суммарный объем рынка должен составить примерно $250 млн. Больших темпов роста ожидать не приходится. Выход из кризиса будет плавным в силу своей инертности - все будут осторожничать. К тому же против роста играют и настроения многих инвесторов, которые ожидают вторую волну кризиса. Даже при наличии достаточных средств, клиенты не бросятся молниеносно наращивать объем закупок, открывать новые проекты или выходить в белую часть рынка.

 «Как мы и прогнозировали в прошлом исследовании, в 2009 году в условиях глобального экономического кризиса никаких существенных изменений в положении основных игроков на рынке не произошло, что вполне объяснимо – все были заняты удержанием своих объемов продаж, а не атаками на конкурентов. Никто не рискнул воспользоваться открывшейся возможностью резкого увеличения своей доли рынка. Это можно было сделать за счет активного продвижения в условиях вялорастущего рынка, но инвестировать серьезные деньги в российский рынок в условиях неопределенности никто не хотел», - комментирует Сергей Ильин, управляющий партнер Anti-Malware.ru -  «С другой стороны, из данных исследования мы видим, что кризис легче переживают крупные игроки, лидеры рынка. Набранная ими критическая масса и инерционность развитой системы продаж, очевидно, позволила им частично сгладить влияние негативных рыночных факторов. Что касается прогноза на 2010 год, то в целом его мало что будет отличать от предыдущего. Рост рынка продолжится, но большой динамики в расстановке сил основных игроков мы не увидим».

Ознакомиться с полной версией «Анализа рынка антивирусной защиты в России 2009-2010» вы можете по адресу http://www.anti-malware.ru/russian_antivirus_market_2009_2010

 

 


Anti-Malware.ru — первый в России независимый информационно-аналитический центр, полностью посвященный информационной безопасности. Сфера интересов Anti-Malware.ru включает в себя как технологическую, так и бизнес-составляющую рынка и его отдельных сегментов, таких как программное обеспечение, аппаратные комплексы или услуги.

www.anti-malware.ru

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.