Закупки: основные термины и понятия

...

Представьте себе, у вас есть отличный склад, оборудованный по последнему слову техники. Инвестиции в складскую инфраструктуру были произведены весьма солидные, допустим 1 миллион Евро. И сейчас стоит задача максимально быстро окупить вложенные инвестиции. Окупить их можно только за счёт получения максимальной прибыли и минимизации затрат.

Логисты, как и собственники бизнеса, должны понимать, что основные затраты компании — это закупки товарно-материальных ценностей, являющихся предметом бизнеса. Также очень важным направлением деятельности компаний являются госзакупки, так например в Казахстане, публикуется свыше шестидесяти тысяч лотов товаров которые требуются для государственных закупок. Какими понятиями должен владеть в логист в области закупок? Давайте систематизируем либо для кого-то расширим понятийный аппарат в области закупочной логистики:

Номенклатура — это перечень продукции, которую предприятие производит и/или продаёт. Номенклатура характеризуется количеством ТМЦ. Допустим, в компании, где я работал, номенклатура составляла 700 позиций. Когда кто-то кому-то задаёт вопрос: «Какая у вас номенклатура?». В ответ поступает обычно общее количество количество позиций. Номенклатура может делиться на группы, подгруппы. Опять же, пример из жизни по компания FMCG, в которой я работал: была группа гигиенической продукции, которая делилась на подгруппы (подгузники гигиенические, подгузники гигиенические для взрослых, женские гигиенические прокладки, туалетная бумага, ватные палочки и т. д.).

Единица измерения — это те единицы, в которых измеряются количества ТМЦ. Это могут быть штуки, упаковки, пары и т. д. Современные системы планирования и учёта ресурсов содержат в себе справочники по единицам измерения.

Остатки склада — это количество по ТМЦ, которые закуплены и находятся на хранении на складе компании. Например, остатки склада по мылу Palmolive 100 гр. составляют 380 штук. Остатки также называют запасами.

Продажи — это количество ТМЦ, которое продано за единицу времени. Наиболее распространён учёт по месяцам (12 периодов продаж), но есть учёт по неделям (например, в 2015 году 53 недели). В наше время выпускаются календари, на которых обозначаются номера недель. Допустим, по мылу Palmolive 100 гр. в мае 2015 года было продано 150 штук.

Ликвидные ТМЦ — это те товары, которые могут быстро быть проданы, т. е. превращены в деньги. Ключевое слово здесь быстро. Представьте, вы покупаете товары, которые очень сильно пользуются спросом, быстро реализуются с торговой наценкой, создают прибыль компании.

Слаболиквидные ТМЦ — это те товары, которые продаются медленнее, чем ликвидные, но всё же продаются.

Неликвидные ТМЦ — это такие товары, которые вы закупили, но они не продаются, причин здесь может быть много. Но главная их характеристика — «не продаются». Это ошибка, в шальные девяностые это можно было бы назвать «влёт на бабки»:). Особенно опасны ошибки в скоропортящейся продукции, например, продукты питания, потому что в короткий срок продукт, который представляет деньги, превратится в мусор. Это можно сравнить с сжигаем стодолларовых банкнот. Если неликвидного товара закуплено много, то тогда это можно сравнить с сжиганием чемодана со стодолларовыми банкнотами. И не думайте, что я шучу. Доля неликвидной продукции в некоторых компаниях может доходить до 30%-50%в ассортименте и в деньгах.

Функциональный цикл поставки — это время, которое проходит от момента заказа товара у поставщика/продавца до момента прихода товара на склад покупателя. Например, функциональный цикл поставки из Польши в Минск может составлять 1 неделю, а функциональный цикл поставки из Китая в Минск может составлять 34 месяца, а может и больше, в зависимости от сроков производства.

Оборачиваемость — это понятие, которое показывает, на сколько месяцев продаж хватит запасов при существующих объёмах продаж (в нашем примере это 150 штук). Рассчитывается оборачиваемость просто. Мы делим текущие запасы 380 шт. на продажи в месяц 150 шт. 380/150 = 2,53 мес. В таком случае говорится, что оборачиваемость по мылу Palmolive 100 гр. составляет 2,53 месяца.

Как вы догадались, оборачиваемость можно получить по каждой позиции, по подгруппе, группе, по всему складу, если складов у компании несколько, то по всей компании.

Главная задача закупочной деятельности, системы закупочной логистики — обеспечить максимальное присутствие на складе ликвидных ТМЦ, минимальное количество слаболиквидных ТМЦ и практически стремящееся к нулю количество неликвидных ТМЦ и запасы по ним, а также обеспечить минимальную оборачиваемость при существующем функциональном цикле поставке.

Результатом будет оптимальный склад, довольные менеджеры по продажам, довольные складские работники, у которых эффективно используется складское пространство и не перетарен склад и, конечно же, довольный собственник/директор компании, которому не нужно бегать по банкам искать кредитные деньги для производства закупки товара.

Всё это достигается путём применения инструментов Excel.