Прелесть и различие русской и американской художественной литературы

...

Учебный год делится на три триместра в десять недель каждый. Два первых триместра прошли очень быстро: посещения кружков и клубов, новые знакомства, бесчисленные беседы за чашкой кофе в комнатах друг у друга, обучение езде «автостопом» (чтобы попасть в Лондон для посещения театра) и вообще обучение искусству жить на 5 фунтов стерлингов в неделю.

Для чтения текстов на иностранном языке необходимо подготовить ребенка, английский для детей позволит читать детям литературу на английском. Многие произведения иностранных авторов, гораздо интереснее читать на языке их написания. 

Разумеется, я также ходила на лекции и читала заданную литературу, но вынуждена признаться, что много времени у меня уходило на новые увлечения, вроде шахмат, и на чтение огромного количества интересных книг, не имеющих никакого отношения к моей учебе.

Я «открыла» русскую и американскую художественную литературу, прочитав все произведения, которые попались мне под руку. Затем, в мае, настало время экзаменов, и после того как я была зачислена на курс философии по разряду с отличием, летний триместр оказался просто восхитительным, а за ним последовали 13-недельные каникулы, во время которых можно было ездить за границу и вообще делать, что вам нравится. (В университете повсюду были развешены объявления, предлагавшие студентам посвятить по крайней мере половину своих каникул изучению рекомендуемой литературы, но я не думаю, чтобы хоть один студент-первокурсник принял это наставление всерьез.)

Я лично провела первую половину долгих каникул в Лондоне, работая секретаршей днем и официанткой по вечерам, чтобы скопить деньги на поездку на один месяц за границу. К сожалению, я переоценила свою физическую выносливость, заболела и провела большую часть месяца, отведенного на заграничную поездку, в постели. Как бы там ни было, к концу каникул у меня оказалось 40 ф. ст. наличными, и я приобрела мотороллер, чтобы разъезжать по холмистой местности в Рединге от лекционного здания в библиотеку (университетские здания разбросаны на довольно обширной площади), не тратя полчаса на ходьбу. Об этой покупке мне никогда не пришлось сожалеть.

На втором курсе я принялась за учебу по-настоящему. Лекционная программа по-прежнему составляла около 10 часов в неделю, но внезапно я почувствовала, что необходимо заниматься очень много, а то не успеешь. Письменные работы по заданию руководителей моими занятиями подвергались теперь более критической оценке; регулярные встречи с ними для обсуждения моих письменных работ зачастую длились три часа, вместо одного, как обычно. Лекции теперь тоже были не такими легкими. В них содержался анализ первоисточников, указывались основные направления аргументации и давались ссылки на критические или пояснительные труды, причем лектор обыкновенно вкратце объяснял философские и политические взгляды их авторов, чтобы мы не поддались соблазну и не приняли тот или иной труд в качестве окончательной установки. Фундаментальные источники необходимо было читать и перечитывать по несколько раз, и много времени уходило на то, чтобы попросту «сидеть и размышлять».

Время от времени нам раздавали исчерпывающие библиографические списки дополнительной литературы для облегчения нашей работы над самостоятельными курсовыми работами и для чтения «вокруг» нашей учебной программы. Прочитать все эти книги не было обязательным; требовалось только просмотреть их, выбрать интересные или положительные, по нашему мнению, высказывания и развить их в порядке собственной инициативы. Наши наставники искали в наших письменных курсовых работах признаки понимания фундаментальных фактов или проблем, подвергающихся обсуждению, и, что еще важнее, признаки независимого мышления и самостоятельности критической оценки, а не изложения взглядов других авторов.