Мотивация к учёбе у детей и подростков

...

По данным исследований, около 60% современных первоклассников будут работать по профессиям, которые на сегодняшний день не существуют или находятся на раннем этапе развития. Для того, чтобы ребёнок не потерялся в таком бурно развивающемся мире, ему необходимо заниматься самообучением, которое невозможно без мотивации.

При каких условиях и при каких ситуациях человек готов к учёбе? Как создать подходящие для него условия и ситуации? Существует несколько основополагающих факторов. Давайте разберём их.

Благодаря современным технологиям, обучение возможно с помощью компьютера онлайн https://itvdn.com/ru/specialities. Качественные видеокурсы подготовленные специалистами помогут наглядно освоить выбранную дисциплину.

Свобода действий и выбора. Этот фактор был выявлен в эксперименте 1965 года. У учительницы начальных классов - Барбары Шил был очень трудный класс. Отчаявшись она прибегла к человек-центрированному подходу, используемого в психотерапии. Суть данного метода в том, что педагог принимает все действия ученика без оценки, даёт свободу действий и так далее. Информацию об этом эксперименте можно найти в интернете. Сразу перейдём к результатам. Ученики поднялись на одну «ступень» выше в обучении, то есть, если говорить простым языком, двоечники стали учится на тройки и четвёрки, хорошисты стали отличниками, а отличники добились выдающихся результатов.

Мотивация. Выделяют два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация идёт от самого ученика, ему интересен сам предмет. Внешней мотивацией является менее эффективной, чем внутренняя. Например, если Саша закончит четверть на пятёрки, то ему купят телефон или наоборот, если у него будет хоть одна четвёрка или тройка, то его накажут.

Ощущение компетентности. Человек должен ощущать, что у него всё получается, то и заинтересованность будет расти, однако всё должно быть в меру. Нельзя постоянно ругать ребёнка или сравнивать его с другими учениками. Нельзя говорить: «Вон, посмотри у Сашки 5, а у тебя 4, ты вообще не хочешь учиться!», после таких слов человек точно перестанет учиться. Из этого вытекает следующий феномен, который я опишу ниже.

Выученная беспомощность. Этот феномен открыл Селигман в экспериментах над собаками, почитайте об этом эксперименте в интернете, а я лишь расскажу суть феномена и как с этим бороться. Человек на протяжении продолжительного времени терпит неудачи в какой-то сфере, после чего даже простейшие задачи, которые ему по силам, ввергают его в стопор, он перестаёт пытаться. У детей может быть зафиксирована уже в 8 лет. Избежать этого можно простым путём. Если перед ситуацией, где человек ничего не может сделать, была другая тяжёлая ситуация, с которой он справился, то выученная беспомощность не проявится.

Позитивные отношения с окружающими или социализация. Очень важный фактор, который способствует обучаемости. Вместо того, чтобы человек делал всё один, он должен уметь договариваться и работать в команде.