Авторы дипфейков используют автоответчики для сбора образцов голоса

Авторы дипфейков используют автоответчики для сбора образцов голоса

Авторы дипфейков используют автоответчики для сбора образцов голоса

Для создания голосового дипфейка злоумышленникам достаточно всего нескольких секунд записи — например, приветствия на автоответчике. На основе таких аудиофрагментов они генерируют сообщения от имени жертвы, используя их для атак на ее окружение.

Как отметил ведущий аналитик департамента Digital Risk Protection компании F6 Евгений Егоров в комментарии для «Известий», приветствия на автоответчике практически не отличаются от голосовых сообщений, оставленных в мессенджерах или записанных во время телефонных разговоров.

По его словам, мошенники активно применяют технологии подделки голоса уже около двух лет, причем для этого существуют многочисленные инструменты, не требующие специальных знаний.

Руководитель R&D-лаборатории Центра технологий кибербезопасности ГК «Солар» Максим Бузинов уточняет, что для воспроизведения тембра голоса достаточно всего трех секунд записи. Однако для создания более убедительной синтетической речи, учитывающей характерные особенности голоса и эмоциональную окраску, нужны более длинные образцы. Такие фрагменты нередко встречаются в приветствиях на автоответчиках.

Эксперт по кибербезопасности Angara Security Никита Новиков соглашается, что автоответчик может стать источником ключевых фраз, интонации и манеры речи человека. Затем мошенники используют сгенерированные сообщения в различных схемах обмана. Например, жертве могут поступать просьбы о материальной помощи от имени знакомых, а более сложные сценарии включают мошенничество с фейковыми знакомствами (FakeDate) или подделку сообщений от руководителей (FakeBoss), создавая иллюзию реального общения.

По словам Евгения Егорова, наиболее качественные голосовые дипфейки могут применяться в таргетированных атаках с использованием вишинга. Однако для этого злоумышленникам требуются более сложные и зачастую платные инструменты, позволяющие создавать реалистичный контент.

Максим Бузинов предупреждает, что современные системы детекции не всегда способны распознать качественные голосовые дипфейки. Ситуацию осложняет тот факт, что сами пользователи часто применяют технологии обработки звука, улучшающие качество их речи, что дополнительно затрудняет выявление подделок.

В связи с этим эксперты рекомендуют воздерживаться от записи собственного голоса в качестве приветствия на автоответчике и использовать стандартные варианты, предлагаемые операторами связи. При разговорах с руководителями и официальными лицами стоит уточнять, можно ли выполнить запрашиваемые действия через сайт или мобильное приложение. А при получении просьб о финансовой помощи всегда необходимо связаться с отправителем напрямую.

По прогнозам аналитиков, в 2025 году число атак с использованием дипфейков может значительно возрасти.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Минцифры поддержало инициативу депутатов об обучении ИБ госслужащих

Минцифры поддержало инициативу группы депутатов от фракции «Новые люди», которые предложили внедрить системное обучение государственных и муниципальных служащих основам кибербезопасности. По замыслу авторов инициативы, регулярные курсы помогут защитить государственные структуры от кибератак, включая попытки социальной инженерии, фишинга и использования вредоносных программ.

Депутаты направили министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву письмо с предложением сделать такие курсы обязательными и завершать их аттестацией.

В распоряжении РИА Новости оказался ответ на письмо, подписанный одним из заместителей министра. В документе отмечается, что ведомство разделяет позицию о необходимости системного обучения госслужащих. Подчёркивается, что такие меры особенно важны для защиты информационных ресурсов органов власти и критической инфраструктуры от атак социальной инженерии.

Представитель Минцифры добавил, что вопросы повышения киберграмотности уже отражены в национальной программе «Цифровая экономика РФ». Кроме того, был создан экспертный совет «Цифровая грамотность и кибергигиена», который объединяет усилия специалистов для системного повышения уровня цифровых компетенций.

Сейчас Минцифры готовит новый проект «Цифровая грамотность для госслужащих». В разработке участвуют представители компаний Ростелеком, «Лаборатория Касперского», Яндекс, Авито и Сбер. Их эксперты готовят методические материалы по темам социальной инженерии, фишинга, вредоносных программ, защиты персональных данных и угроз на основе искусственного интеллекта.

Параллельно разрабатывается итоговое тестирование. «Дополнительно сообщаем, что Экспертным советом реализуется проект "ЦифрАтест", направленный на определение уровня цифровой грамотности госслужащих. Платформа будет включать тестирование по темам телефонного мошенничества, защиты от спама, безопасного использования мессенджеров и соцсетей, фишинга и доступа к госуслугам. По итогам прохождения теста участники получат сертификат, отражающий их уровень цифровых компетенций», — говорится в ответе ведомства.

Даже зрелые организации регулярно сталкиваются с инцидентами, вызванными атаками на персонал. Поэтому необходим постоянно действующий процесс обучения и повышения осведомлённости сотрудников. Тем более, что корпоративная среда и госучреждения часто становятся благоприятной почвой для распространения фишинга.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru