С 1 декабря многие корпоративные абоненты в России могут лишиться связи

С 1 декабря многие корпоративные абоненты в России могут лишиться связи

С 1 декабря многие корпоративные абоненты в России могут лишиться связи

Близится дедлайн на внесение данных о пользователях корпоративных СИМ-карт в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала госуслуг. Согласно действующему законодательству, после 30 ноября операторы сотовой связи должны будут приостановить оказание услуг юрлицам и ИП, не выполнившим это требование.

Регистрировать данные об использовании СИМ-карт компании обязали поправками к закону «О связи», утвержденными в конце прошлого года и вступившими в силу с 1 июня. Мера была принята в России в рамках борьбы с злоупотреблениями в этой сфере.

Конечный срок внесения информации о корпоративных СИМ-картах в ЕСИА по действующим договорам с операторами (на 1 июня) был установлен как 30 ноября. При заключении новых контрактов организация обязана сразу отправлять такие данные в ЕСИА. Регистрировать на госуслугах СИМ-карты, используемые в датчиках, банкоматах, PoS-терминалах и других устройствах, можно до 1 марта 2023 года.

Опрошенные «Ъ» специалисты подсчитали, что с 1 декабря отключение от услуг мобильной связи грозит примерно половине корпоративных пользователей. Больше всего пострадает при этом малый и средний бизнес, а у операторов первое время сократится выручка.

По данным Mobile Research Group, в России сейчас активны около 32 млн корпоративных СИМ-карт. Парк серых «симок» в Telecom Daily оценили в 11 миллионов, из них около половины числятся как корпоративные, остальные зарегистрированы на физлиц. В последнем случае человек может пользоваться корпоративным тарифом много лет, не осознавая, что СИМ-карту давно пора переоформить на себя.

Процесс передачи данных в ЕСИА также тормозит тот факт, что далеко не все ИП и юрлица зарегистрированы на госуслугах. К тому же многие корпоративные абоненты пока не осознали, что вскоре могут лишиться мобильной связи из-за собственной нерадивости.

Телеоператоры в такой ситуации могут только проинформировать клиентов о грядущих карательных мерах, и они уже приступили к СМС-оповещению. Минцифры, со своей стороны, тоже разослало в сотню организаций напоминание о необходимости подачи сведений об использовании мобильной связи. Со слов представителя Министерства, «регистрация СИМ-карт проходит по графику».

Напомним, в борьбе с злоупотреблениями в сфере мобильных услуг принимает активное участие Роскомнадзор, которому недавно официально предоставили доступ к данным корпоративных абонентов. Во избежание случайного раскрытия тайны связи операторы будут передавать такие сведения в РКН по запросу, а в отдельных случаях — по решению суда.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru