Хакеры атаковали предприятия российской оборонки

Хакеры атаковали предприятия российской оборонки

Хакеры атаковали предприятия российской оборонки

Исследователи из американской компании Palo Alto Networks обнаружили возобновление кибератак на крупные предприятия в России и других русскоязычных странах, целью которых является добыча информации.

Одной из целью хакеров стал Научно-производственный центр «Вигстар». Это государственное предприятие, которое входит в состав концерна «Системы управления» Объединенной приборостроительной корпорации «Ростеха».

«Вигстар» - оборонное предприятие, занятое созданием радиотехнических систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения. Известны выпускаемые предприятием системы спутниковой связи; комплексы спутниковой связи наземного, корабельного, авиационного, железнодорожного и автомобильного базирования; аппаратно-программные комплексы обработки информации для ретрансляторов спутников связи и т.п.

По словам представителей Palo Alto Networks, атаки возобновились в августе 2015 г. А к октябрю 2015 г. их количество достигло рекордного значения, после чего интенсивность снизилась. Злоумышленники используют похожие эксплойты и векторы атаки и те же командно-контрольные серверы, что и во время прошлогодней кампании Roaming Tiger. Однако на этот раз вместо троянов семейства PlugX хакеры пользуются новым инструментом, которому аналитики дали название BBSRAT, передает cnews.ru.

Способ заражения

По крайней мере в одном из случаев, по словам экспертов, хакеры заражают компьютеры жертв путем рассылки электронного письма с прикрепленным зараженным файлом в формате Microsoft Word, который, для установки BBSRAT, использует уязвимость в Microsoft Office под номером CVE-2012-0158.

Кампания Roaming Tiger

Словосочетание Roaming Tiger было применено разработчиком антивирусов Eset для обозначения кампании по проведению хакерских атак на крупные предприятия России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Украины и Узбекистана в 2014 г. Как тогда удалось выяснить аналитикам, злоумышленники использовали для взлома компьютеров трояны семейства PlugX. Тогда же стало известно, что командно-контрольные серверы атакующих находятся по китайским IP-адресам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru