В России создана стратегия кибервойны

Министерством обороны подготовлена и опубликована концепция деятельности Вооруженных сил в информационном пространстве, описывающая стратегию поведения России в кибернетической войне. Около 3 месяцев в России существует собственная стратегия ведения вонйы в киберпространстве. 

Документ под названием «Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве» был написан в 2011 г., и в начале 2012 г. размещен на сайте Минобороны. Хотя отечественная «концепция кибервойны» написана еще прошлом году, документ до сих пор не вызывал широкого общественного обсуждения. «Концепция» представляет собой 14-страничный документ, примерно половина которого отведена терминологическому аппарату.

Собственно военная концепция занимает меньшую часть документа. Во всем документе нет упоминания о ведении Россией наступательных боевых действий в киберпространстве. Концепция сводится к трем основным действиям: сдерживанию, предотвращению и разрешению военных конфликтов в цифровом поле. Интересно заметить, что при этом отечественные идеологи кибервойны не исключают возможности отвечать на угрозу в виртуальном пространстве методами, принятыми в реальных войнах.

Этому посвящен пункт 3.2.3 документа, в котором говорится, что «в условиях эскалации конфликта в информационном пространстве и перехода его в кризисную фазу воспользоваться правом на индивидуальную или коллективную самооборону с применением любых избранных способов и средств, не противоречащих общепризнанным нормам и принципам международного права». Еще одно положение концепции, которое можно считать апологией наступательных боевых действий, касается размещения сил информационной безопасности на территории других государств.

Такое размещение допускается как на добровольной основе, так и «в соответствии с международным правом». CNews обратился к нескольким экспертам по информационной безопасности с просьбой оценить концепцию кибервойны, однако, прокомментировать ее согласился лишь эксперт Cisco Алексей Лукацкий, ознакомившийся с этим документом ранее. По мнению эксперта, опубликованная на сайте Минобороны концепция - это первый в отечественной истории документ, посвященный ведению боевых действий России в виртуальном пространстве. Эксперта удивило, что этот документ был написан в Министерстве обороны, которое до сих пор не было замечено в интересе к кибернетической войне.

Лукацкий полагает, что скорее создание такой концепции можно было бы ожидать от ФСБ или Совета безопасности при президенте. Сам документ он нашел несколько «расплывчатым». «Должен существовать целый пакет таких документов, который помимо концепции с общими словами должен включать описания практических мер, как эту концепцию реализовывать». О существовании дополнений к концепции Лукацкому ничего не известно. Стоит заметить, что идея ответа на киберугрозу военными средствами впервые была высказана США в опубликованном в 2011 г. документе «Глобальная стратегия развития киберпространства».

Ссылка для ознакомления с документом

Anti-Malware TelegramПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Google использует Gmail для отслеживания ваших покупок

Google использует в своих целях электронные письма пользователей сервиса Gmail. Оказалось, что корпорация сканирует письма на наличие онлайн-покупок, которые впоследствии будут отображаться в аккаунте Google.

На интересное поведение Google обратил внимание пользователь, поделившийся своими наблюдениями на площадке Reddit. По словам юзера, страница Purchases его Google-аккаунта содержала информацию о покупках, сделанных им на Amazon, а также в других онлайн-магазинах.

При этом, как заявляет пользователь, для этих покупок даже не использовался Google Pay.

Позднее исследователи решили проверить эту информацию. Один из интересующихся также обнаружил на своей странице Purchases покупки, совершенные им у Dominos, Steam, 1-800-Flowers.com, Amazon, Adidas и в других онлайн-магазинах. И в этом случае также не использовался Google Pay.

Общими усилиями неравнодушные пользователи пришли к заключению, что Google сканирует входящие письма на наличие покупок, а затем извлекает подробную информацию о заказах.

Это заключение подтвердили и сами представители Google в беседе с BleepingComputer. Сотрудники корпорации также отметили, что такой подход реализован, чтобы помочь пользователям быстро находить свои данные.

В Google объяснили, что компания не использует информацию, хранящуюся в письмах пользователей, для отображения рекламы. А для чего тогда Google использует эту информацию? Представители интернет-гиганта на этот вопрос не ответили.

Сотрудники Google подчеркнули, что данные о покупках можно удалить. Однако на практике оказалось, что сделать это довольно проблематично.

Anti-Malware TelegramПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru