Айдар Гузаиров: Мы помогаем стартапам быстрее выводить решения на рынок

Айдар Гузаиров: Мы помогаем стартапам быстрее выводить решения на рынок

Айдар Гузаиров 

Генеральный директор компании ICL Системные технологии (резидент ОЭЗ «Иннополис», входит в Группу компаний ICL)

Закончил КГТУ им. А. Н. Туполева по специальности «прикладная математика» в 1996 году.

Профессиональный путь начал в компании ICL-КПО ВС (ныне входит в Группу компаний ICL) с должности инженера сервисного отдела. 

С 2006 года возглавил подразделение компании ICL-КПО ВС, специализирующееся на реализации комплексных проектов в области информационных технологий — Центр Системных технологий.

В 2009 году назначен заместителем генерального директора по развитию бизнеса ICL-КПО ВС. 

С 2015 является генеральным директором компании ICL Системные технологии, являющейся резидентом ОЭЗ «Иннополис». 

...

Айдар Гузаиров, генеральный директор «ICL Системные технологии», рассказал об эволюции компании, технологических решениях, на которых она сосредоточена, и трансформации форума ITSF. Руководитель также затронул ситуацию на кадровом рынке в сфере информационных технологий и безопасности и объяснил важность государственной поддержки для развития инноваций.

Первый вопрос — о крупных достижениях и знаковых проектах вашей компании. Какие интересные события произошли за последний год с момента предыдущего форума ITSF?

А. Г.: В первую очередь важно рассказать не столько о проектах, сколько о решениях и технологиях, с которыми мы сейчас работаем. Я говорю о разработках с использованием больших данных, искусственного интеллекта и математического моделирования, благодаря которым мы нашли новые ниши бизнеса, например, в области информационной безопасности.

Недавно мы разработали решение, которое с помощью анализа данных и математического моделирования распознает потенциальные DNS-туннели. Этот популярный метод  в последнее время используют хакеры для взлома сайтов и систем заказчика. После внедрения программы защиты в тестовом режиме внутри компании ею заинтересовались наши заказчики, где она сейчас и проходит пилотную апробацию. Продукт интересен телеком-операторам и поставщикам ОЕМ-решений. Поэтому мы намерены выйти с ним на крупных вендоров в области информационной безопасности и уже показали решение израильской компании Check Point.

У нас большой пул и других разработок, которые в ближайшие один-два года мы рассчитываем довести до итогового продукта и вывести на рынок, возможно, даже под специальным брендом.

Есть ощущение, что напрашивается именно такое решение. Я в хорошем смысле удивился, когда увидел на форуме, что у ICL есть целое множество разных технологий — то есть набор продуктов де-факто уже создан.

А. Г.: Да, я считаю, что мы уже достаточно «нарастили мускулы» и продвинули на рынок много решений. Поэтому, говоря о сроках в один-два года, я имею в виду маркетинговые вопросы — как  правильно упаковать, выбрать верное позиционирование и вывести на рынок. Для нас это не столько масштабирование уже существующего бизнеса, сколько новая экосистема. Кроме того, с моей точки зрения, продуктивизация — вывод решений в коробке или, другими словами, вендорская история — должна правильно интегрироваться с нашей работой со стартапами и бизнес-акселератором. Этот пазл усложняется, какие-то элементы больше, какие-то меньше, и такая вендорская работа — серьезная часть всей мозаики, на которую надо потратить много времени.

Действительно, ведь для работы по продуктам и услугам или сервисам зачастую нужны разные «мозги», непохожее устройство мышления...

А. Г.: Именно так. Например, сейчас у нас запущен Security Operations Center. Для нас это пока больше проектная история, чем отдельный бизнес. Но я считаю, что в этом случае срок выхода решения из проектного бизнеса в самостоятельное плавание гораздо меньше, чем в случае какого-либо продукта. Мы ожидаем эффекта, в частности, от сотрудничества с сервис-провайдерами, которые хотим использовать как основной метод продвижения.

Коль скоро речь зашла о коммерческом SOC, которому исполнилось уже года два, если не ошибаюсь: оправдывает ли он ваши ожидания и какие у него сейчас перспективы?

А. Г.: Повторюсь, что сейчас это — направление работы, а не отдельный продукт компании, и его основа — проектная составляющая. Мы ожидаем роста спроса на услуги SOC, возможно, даже отложенного — это в первую очередь связано с требованиями законов по критической инфраструктуре и, в частности, с ФЗ-187. Так или иначе, это будет востребованный сервис, а уже сейчас можно говорить о его окупаемости за счет проектного бизнеса.

Возвращаясь к бизнес-акселераторам и стартапам: это реальная потребность вашего бизнеса или, скорее, дань моде?

А. Г.: В апреле прошлого года меня пригласили в Индию в составе правительственной делегации Республики Татарстан. Мы с вице-премьером Республики Татарстан Р. А. Шайхутдиновым провели два дня в T-Hub. Это крупнейший в Индии акселератор, который собирает стартапы и продает их решения по всему миру. Год спустя это, наверное, уже крупнейший акселератор в мире. То, что мы увидели, заставило меня переосмыслить некоторые концепции: стало понятно, что мы где-то недорабатываем. В конечном итоге этот визит стал решающим стимулом, чтобы принять решение адаптировать эту модель в Татарстане и попросить у Романа Александровича поддержки. Мы с коллегами провели лето в обсуждениях и в сентябре запустили собственный проект Digital Super Hero, цель которого объединять стартапы и корпорации. Зачем нам это нужно? В первую очередь это инновации и возможность предложить клиенту что-то уникальное. Выражаясь языком бизнеса, мы переходим в неконкурентную среду, открываем новые области, боремся не за маржу, а за идею.

А нет ли дефицита стартапов? Мне кажется, таких инновационных команд мало и должно быть больше.

А. Г.: Возможно. Изначально меня смущало то, что этот рынок испорчен и перекормлен деньгами, если так можно выразиться. Поэтому мы входим на него не как инвестор, а как помощник. Мы предлагаем командам использовать наш опыт и доверие заказчиков к компании «ICL Системные технологии», чтобы им было проще выводить новые качественные решения на рынок.

Каковы ключевые точки роста для бизнеса вашей компании?

А. Г.: В денежном отношении быстрее растут направления, связанные с консалтинговыми услугами в области информационной безопасности, и их востребованность будет только усиливаться.

Это заметно и по форуму ITSF. Формируя программу мероприятия в этом году, мы с партнерами снова сошлись во мнении, что интересные и действительно актуальные вещи на данный момент лежат в области информационной безопасности. Как бы мы ни хотели дополнить форум решениями из других областей, количество идей в области защиты информации постоянно растет. Как доказательство, практически половина докладов участников ITSF были связаны именно с безопасностью.

Говоря о форуме ITSF, каковы, на ваш взгляд, его основные результаты?

А. Г.: По мере того как менялись наши компетенции, мы пытались менять и якорные направления форума. Это заметно даже по тому, что изначально он назывался IT Security Forum, а потом — IT & Security Forum. Сейчас нам кажется, что аббревиатура ITSF охватывает все эти варианты.

Новое направление форума — инновации. Фактически это то, чем мы занимаемся уже несколько лет. Со времен Советского Союза у нас не произошло никаких изменений, связанных с НИР и НИОКР. Мы точно так же занимаемся этими направлениями и ищем новые идеи, но поняли, что рынок идей внутри и вовне — вещи несопоставимые. Так и появилась программа «Бизнес-акселератор», которая привлекает молодых идейных людей и амбициозные команды для интеграции в нашу экосистему. Мы можем помочь им экспертизой и доверием компании «ICL Системные технологии» на рынке. На этом мы и делали акцент в ходе форума.

Общие результаты форума в этом году: более 1100 человек, 800 из которых — участники, приезжающие за новыми решениями для своего бизнеса; 180 — наши партнеры; 100 — представители СМИ и наша команда.

Для определения будущего 14-го форума мы проведем мозговой штурм, и, возможно, ITSF кардинально преобразится и изменится в масштабах. Ставлю перед своей командой задачу создать площадку федерального уровня, сопоставимую с Сочинским форумом и «Иннопромом». Также хочется использовать те возможности, которые создало нам государство. Мы рассматриваем площадку «Казань Экспо», открывшуюся в этом году.

Мы планомерно меняем подходы и формы общения на форуме, экспозиция с каждым годом работает всё лучше. В этом году нам не хватило тех пространств, которые есть здесь в «Корстоне». Мы готовы дважды увеличить выставочную экспозицию, а вместе с партнерами способны умножить количество стендов и зон для общения в четыре раза. Мы думаем о том, чтобы, с одной стороны, уйти в более выставочный формат, а с другой стороны, повысить количество дискуссий, панелей общения, количество интерактивности.

Уже несколько лет все активно говорят об импортозамещении. Оно каким-то заметным образом повлияло на ваш бизнес как системного интегратора?

А. Г.: Я бы сказал, что есть стабильное давление на рынок под лозунгом импортозамещения. С другой стороны, ситуация кардинально не поменялась. Если смотреть на производителей, то это всё те же лица. Возвращаясь к вопросу нашего вендорства, тренд импортозамещения дает определенные преференции российским производителям, которыми необходимо грамотно воспользоваться. Важно сказать, что на рынке этот процесс происходит естественным путем без необдуманных действий. Это объективное явление, поскольку до сих пор не произошло замещение некоторых технологий, и перспектив, что это произойдет в ближайшие год-три, я не вижу. Можно ожидать возможные альянсы с производителями, но в условиях, когда у нас не самые лучшие отношения с Западом, а китайцы на Востоке традиционно никому не доверяет, предсказывать такие союзы я бы не решился.

Нет ли здесь риска обратного, негативного сценария, о котором говорят западные вендоры, работающие в России, — сценария изоляции и последующего технологического отставания, когда мы отказываемся от передовых решений?

А. Г.: Теоретически это возможно, но практически, как мне кажется, это сложно реализовать. Пустот на рынке не будет.

Есть мнение, которое и я в целом разделяю, что явления наподобие госрегулирования могут оттягивать ресурсы на задачи, не особенно нужные бизнесу: вместо того чтобы внедрить что-то инновационное, он вынужден «замещать» сетевые экраны и прочее, тратить на это деньги...

А. Г.: Отчасти соглашусь. Но бизнес — это крайне устойчивая модель, и предприниматели в любом случае найдут какой-то выход. Однако ограничительные меры, на мой взгляд, должны направлять бизнес на новые свершения, а не обрубать возможности.

По форуму ITSF видно, что правительство Татарстана уделяет большое внимание поддержке IT и ИБ. По Вашим ощущениям, какую роль это играет в выживании стартапов, в том, чтобы заказчик в конечном итоге получил качественный продукт?

А. Г.: Конечно, это важно и ценно. Мы благодарны и президенту Татарстана Р. Н. Минниханову, и правительству, и министерству связи. Все они фактически играют роль провайдеров в рынок. Президент не стесняется отстаивать интересы татарстанских компаний на российском и международном рынке. Те же зарубежные поездки, в которые я попадал в составе правительственных делегаций, решают собственный спектр задач, расширяют контакты, обогащают идеями. Кроме того, когда ты понимаешь, что небезразличен государству, жить гораздо проще и приятнее. В Татарстане созданы уникальные условия, если сравнивать с другими регионами. Например, «Иннополис» и IT-парк — это кузница кадров, и четкие государственные и инфраструктурные инструменты, которые позволяют нам открывать новые направления бизнеса. Без них создание нашего бизнес-акселератора было бы невозможно. Также мы сотрудничаем со многими вузами. К нам трудоустраиваются выпускники Университета «Иннополис» с интересными идеями и решениями. Это дает новые возможности продуктивизации и расширения бизнеса.

Я как раз хотел сказать, что в Казани не ощущается так остро кадровый дефицит, как во многих других регионах — именно в плане IT- и ИБ-специалистов. Для многих городов это острая проблема, нет университетов и т. д.

А. Г.: Я не анализировал ситуацию в других городах, но мы понимаем ситуацию в Казани и в Москве. В столице дефицит меньше; в Казани появляются новые игроки в IT-сфере, которые борются с другими компаниями за кадры. Но конкуренция на рынке труда — это благо, которое помогает привлекать кадры извне: люди едут за лучшими условиями труда, как в плане работы, так и в плане быта. К слову, один мой коллега рассказал, что к нему приехал сотрудник из Сочи. Я удивился, потому что считал, что нам наоборот нужно открывать ресурсные центры на юге. Однако, как мы видим, Казань многие люди считают лучшим местом для работы и жизни.

Спасибо за интервью. Желаем успехов!