Viktor

Нужен ли антивирус для смартфона?

В этой теме 183 сообщений

Т.к. Вы инициатор, то создавайте тему, задавайте вопрос, будем обсуждать.

Валерий, добрый день!

Вопрос был Вам задан в ходе Вашего интервью, инициатором его, если Вы помните, был не я. Поправьте, если я ошибаюсь, но Вы говорили, тема Вам интересна и после окончания интервью Вы хотели бы более подробно разъяснить свою позицию. Если тема Вам неприятна - я постараюсь Вам больше о ней не напоминать, если же она Вам интересна - у Вас есть очень хорошая возможность убедить меня и других пользователей в Вашей правоте. В этом случае напомню, что мы остановились на том, что я - рядовой пользователь смартфона Nokia 6630, Вы считаете, что мне ну нужно иметь на нем антивирус, потому что не видите никаких угроз для моего смартфона. Как быть с конкретными примерами (например, статистика по инфицированным ComWar'ом mms-сообщениям в mms-трафике одного из отечественных операторов сотовой связи) - Вы пока так и не объяснили. Я не могу поверить Вам на слово, я как пользователь смартфона, использующий на нем почту, интернет, sms/mms-сервисы, блютус, карты расширения, а также хранящий там довольно приватную информацию, должен сначала убедиться, что мне ничего не грозит, а уже потом следовать Вашему совету. Думаю, что Вы со мной согласны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Господа, ну я же не создавал эту тему... Зачем так поступать :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, я ответил на вопрос о том, нужен ли антивирус в Nokia 6630 на данный момент, отрицательно.

Но поднял эту тему (заострил на ней внимание) не я.

Я также продолжаю считать, что полезности от нахождения антивируса в этом телефоне меньше, чем возможный ущерб от возможного вируса.

Вероятность заражения вирусом смартфона весьма мала при реальном использовании. Тут я отбрасываю случаи попыток целенаправленно заразить смартфон вирусами, хотя многие пользователи смартфонов это делали и специально, но не помню, чтобы у кого-нибудь получилось. Попытки сотрудников ЛК я тут не учитываю по простой причине - есть заинтересованность в продаже мобильных решений, и против этого желания я ничего не имею.

При этом ресурсы смартфона тратятся постоянно, интернет-трафик на обновления (хотя и небольшой) тратится периодически.

По моему мнению, минусов больше, чем плюсов.

Опять же, возникают вопросы совместимости антивируса с остальным софтом, установленным в смартфоне.

Получается эдакое "пятое колесо", но которое преследует благие цели, доставляет массу неудобств и ещё требует денег за использование.

Что касается детекта вирусов в MMS-трафике. Они никак не коррелируются с количеством реальных заражений. Если Вы мне эту корреляцию докажете, это будет веским аргументом в нашей дискуссии. Есть достоверная статистика по реальным заражениям хотя бы того же ComWar?

Ситуация аналогична той же, что и вирусы в почтовом трафике. И не только за счёт антивируса у пользователя. Некоторая часть вирусов останавливается антивирусом на почтовом сервере провайдера, значительная часть - антиспамом на почтовом сервере и у пользователя. Кроме того, пользователи в большинстве своём не дураки.

Это, конечно, не говорит о том, что почтовый монитор не нужен, но я в последнее время очень редко вижу реальные его срабатывания, особенно если это касается корпоративной локальной сети. Где-то раз в несколько месяцев.

Считаю, что сейчас вероятность заразить смартфон с Symbian на порядок ниже, чем заразить компьютер с помощью почтового сообщения с приаттаченным вредоносом в локальной сети предприятия.

Вероятность этого равна вероятности того, что Царь-пушка выстрелит после дождичка в четверг.

Ваши контраргументы?

При этом согласен, что данное решение пригодится для отъявленных параноиков, хранящих, например, информацию о доступе к своим электронным кошелькам, в смартфоне. Но никакой уважающий себя параноик не хранит в незашифрованном виде подобную информацию в телефоне. Итого, аудитория продукта... даже и не знаю какая.

Да, добавьте сюда ещё проблему недетекта неизвестных модификаций вирусов. Если я известный бизнесмен, и в моём телефоне важная информация, то злоумышленник, который захочет заразить мой телефон, допустим, через Bluetooth, скорее найдёт деньги на разработку новой модификации вируса и проверит, чтобы соответствующими продуктами и актуальными вирусными базами данный вирус не определялся.

Извиняюсь за задержку ответа, ибо имею возможность отвечать на АМ только утром, в обеденное время и вечером.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Что касается детекта вирусов в MMS-трафике. Они никак не коррелируются с количеством реальных заражений. Если Вы мне эту корреляцию докажете, это будет веским аргументом в нашей дискуссии. Есть достоверная статистика по реальным заражениям хотя бы того же ComWar?

...

Считаю, что сейчас вероятность заразить смартфон с Symbian на порядок ниже, чем заразить компьютер с помощью почтового сообщения с приаттаченным вредоносом в локальной сети предприятия.

Вероятность этого равна вероятности того, что Царь-пушка выстрелит после дождичка в четверг.

Ваши контраргументы?

Цифры по детекту вирусов в MMS-трафике коррелируют с реальным числом заражений точно так же, как число писем с любыми почтовыми червями с числом зараженных ими машин.

Согласно, например, данным DrWeb за период 01.02.2008 00:00 - 19.02.2008 16:00 по их проверкам почтового трафика:

Всего проверено: 208,256,476

Инфицировано: 153,068 (0.07%)

Является ли верным вывод о том, что вероятность заражения почтовым червем для среднего пользователя равна 0.07% ?

Мне кажется что нет и эта вероятность больше.

Количество же зараженных MMS ничуть не уступает показателям, по вашей же статистике, например почтовому червю NetSky:

Win32.HLLM.Netsky - 50774. Но вот почему-то применительно к мобильным телефонам практически идентичные показатели и вероятности, оцениваются вами совершенно диаметрально противоположно.

"Нипанятна!" (с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Spanish police have arrested a 28-year-old man on suspicion of creating and spreading a virus that affected more than 115,000 top-of-the-range mobile phones.

The man was arrested in Valencia following an investigation that lasted over seven months.

It is the first time that the creator of a virus that targets mobile phones has been arrested in Spain.

The man is accused of creating and spreading over 20 different variants of the Cabir and Commwarrior worms, which attempt to infect mobile phones running the Symbian operating system and were disguised as messages claiming to contain erotic images, sports information or virus protection software.

The virus caused millions of euros in damage to both the owners of the mobile phones as well as to mobile services providers, according to a police statement.

---

Ни ЛК, ни F-Secure, ни один из других антивирусных вендоров - к этой новости никакого отношения не имеют.

Комментируйте, Валерий...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
а Шаров уже откомментил http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/02/18/288526

Меня интересует комментарий Ледовского к вышеописанному конкретному инциденту. Не надо пространных рассуждений о том "что вот если то тогда и наверное но все-таки и тем не менее".

То что Шарову удобно игнорировать факты - это как раз понятно. Человек ничего дальше российского рынка в упор не видит, эпидемии мобильных вирусов считает маркетинговой выдумкой ЛК и собирается спасти всех от мошеннических смс-ок.

"Многие операторы, с которыми мы вели переговоры, реально осознают призрачность угроз для мобильных устройств" - Многие - это целый один что ли и тот украинский ? У нас то в России их всего три национальных ... Интересно тоже еще о чем это они переговоры вели :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
а Шаров уже откомментил http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/02/18/288526

Интересно Виктор Кузнецов знает,что он работает в компании MaCafee :lol:

По словам старшего вице-президента подразделения мобильных устройств компании MaCafee Виктора Кузнецова...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если пользователь туп в вопросах информационной безопасности, то он:

1. Не поставит антивирус.

2. Если ему кто-то прорекламирует антивирус, и он его таки поставит и не снесёт, потому что висит по чём зря в памяти, то желание увидеть

erotic images, sports information

...etc, он проигнорирует все предупреждения ОС и антивируса.

А если пользователь достаточно умён, чтобы не хотеть "бесплатных" "эротических фотографий", то и антивирус ему в смартфоне не нужен.

По эпизоду. Действовал не вирус, а мошенник, который использовал методы социальной инженерии. Он просто умеет хорошо впаривать вредоносы пользователям. Не думаю, что антивирус бы тут сильно помог. Мошенник может написать: "Ваш антивирус может на эту картинку сказать, что это вирус такой-то. Так вот это ложное срабатывание, и в данный момент эта проблема решается совместно с антивирусными компаниями". Это если у большинства пользователей смартфонов появятся антивирусы. Способов куча.

И на рынке смартфонов, ИМХО, нет классической борьбы вирусов и антивирусов.

Есть борьба социальной инженерии и недоверчивости пользователей, которая потихоньку начинает просыпаться. Причём первая сторона пока чаще выигрывает, не взирая на лица.

Вот у нас один студент в Ставрополе, правда, уже достаточно много лет назад придумал схему, с помощью которой перечислял себе остатки от округления операций со счетами в Сбербанке себе на счёт. Уж какие там были подробности, но об этом тогда ленивый в городе не знал. Т.е. деньги из воздуха. Обнаружили только, когда он захотел снять что-то порядка $5.000. Посмотрели внимательнее, и обнаружили, что счёт постоянно в реальном времени пополняется. Никакой антивирус тут не поможет.

Для смартфонов, думается, тоже можно придумать (и уже соществуют) куча способов, как вытрясти кошелёк бедного юзера, и без вирусов.

Возможно, в будущем ситуация поменяется, поэтому мониторить её и готовиться надо.

"что вот если то тогда и наверное но все-таки и тем не менее".

Юмор оценил :)

Правильнее так:

Оно пошто поди понятно, оно и правильно, а случись-тко что-нибудь - вот те и пожалуйста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, меня больше интересует мнение по поводу написанного начинающего пользователя смартфонов Viktor ;)

Мы вроде не собирались устраивать войну, решили просто разобраться в наших мнениях и, возможно, к чему-то прийти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
меня больше интересует мнение по поводу написанного начинающего пользователя смартфонов Viktor ;)

Валерий,

я так же как и Вы довольно занятой человек, поэтому предлагаю более бережно относиться к нашему времени и тратить его не на взаимные уколы, а на содержательные и аргументированные утверждения. Давайте не будем каверкать смысл наших фраз, Вы же понимаете, что "обычный пользователь" - это не тоже самое, что "начинающий пользователь", это несколько разные категории. Давайте будет уважительно относиться друг к другу.

Что касается завязывающейся дискуссии - мне бы хотелось, чтобы Вы все-таки более четко обозначили Ваши доводы.

Мои ожидания - это Ваш ответ: "Виктор, антивирус для смартфонов не нужен потому, что: 1. То-то и то-то. 2. То-то и то-то. 3. То-то и то-то. И т.д.".

Мы бы могли обсудить каждый из Ваших аргументов, но Ваши доводы должны иметь под собой основания, приводите не абстрактные рассуждения, а весомые аргументы. Если не будет четко сформулированных тезисов, то нам будет достаточно сложно разобраться в справедливости высказываний, появится повод утверждать, что имелось ввиду совсем не то, что было написано.

Еще очень прошу Вас воздержаться от нападков на других антивирусных вендоров. Понимаете, то, что Вы однажды устанавливали антивирус какого-то одного конкретного вендора и Вам показалось, что он оказывает какую-то излишнюю нагрузку на смартфон - это не значит, что это справедливо для всех антивирусов (а их сейчас наберется добрая сотня). Подобное субъективное мнение не может являться весомым аргументов в нашей дискуссии, более того, оно вообще не может являться аргументом, поскольку мы сейчас обсуждаем не конкретный продукт, а необходимость, побуждающая нас его иметь.

Да, еще подумайте над тем, как Вы в своих ответах учитываете специфику смартфонов. Я имею ввиду, почему нельзя в Ваших высказываниях заменить слово "смартфон" на "персональный компьютер". Скажем, Вы пишите "Если пользователь туп ... он отключит ... антивирус такому не поможет" и т.п. Понимаете, если следовать такой логике, то почему такому пользователю должен помочь антивирус на персональном компьютере?! Понимаете, если Вы будете дословно повторять аргументы людей, считающих, что антивирусы вообще не нужны ни в какой виде, - мы ни к чему не придем.

Насчет MMS: допустим на сервер приходит N инфицированных mms-сообщений в день, Вы утверждаете, что это ничего не говорит нам о кол-ве зараженных смартфонов. Не совсем так. Приведу пример: стоимость отправки одного mms-сообщения в сети MTS - 6.5 руб. + 2.75 руб. за 10 кб трафика. Сколько стоит отправка одной зараженной ComWar'ом mms-ки, я думаю, Вы посчитали. Сколько нужно mms-ок, чтобы потратить все имеющиеся на счету денешки? Немного. При отрицательном балансе никто отправлять Вам mms не даст. Сколько на счету у среднестатистического пользователя денег и сколько он может отправить mms-ок с ComWar'ом - Вы сами можете оценить. Могут ли быть источником всех этих инфицированных сообщений 1-2 смартфона? Нет. А теперь сами мне ответьте, есть корреляция или нет?!

Валерий,

я жду от Вас четко сформулировнных тезисов (1,2,3,..), после этого мы их обсудим и надеюсь, что придем к общему мнению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, Валерий, чтобы Вам было понятно, почему я здесь, расскажу одну историю...

Пару месяцев назад пришлось успокаивать одну девушку... Сказать, что с ней была истерика - это не сказать ничего... Доведенный до отчаяния, убитый горем человек.

Единственное, чего она хотела от меня - это поделиться горем и понять, как же такое могло произойти с ее смартфоном.

Я общался с ней недолго, но могу сказать, что она не оставила у меня впечатление "тупово" пользователя.

Она слышала про вирусы для смартфонов, читала мнение каких-то экспертов (к сожалению, не вспомнила где и каких) и была уверена, что "Вероятность заражения равна вероятности того, что Царь-пушка выстрелит после дождичка в четверг"...

Передавать Вам те слова, которые она говорила о тех людях, поверив которым она решила не ставить антвиирус, я Вам не буду...

P.S. Валерий, я просто хотел поделиться историей из своей жизни, не более того, можете считать этот пост лирическим отступлением...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения, что вклиниваюсь.

Продолжая лирику и воспоминания.

Viktor,

Вы носите зимой каску?

Дело в том, что я будучи 9 лет клиентом вышеупоминаемой сотовой компании и используя лет 5-6 поддерживающие MMS аппараты ни разу не получал по MMS вирусы, более того, мне ни разу не приходил ни SMS, ни MMS-спам или левые сообщения.

Может быть, конечно, в последние пару лет это заслуга антивирусного обеспечения, установленная на серверах оператора? Но зачем тем более мне тогда персональный антивирус в смарте, если мне жалко заряда и блютуз выключен?

Возвращаясь к началу. Я боюсь и не хочу что бы мне на голову с крыши какого-нибудь дома упала сосулька, а они падают и бывает калечат людей, но каску все равно не ношу.

Вот когда они начнут падать с каждого дома каждые 5 минут, вот тогда и я каску надену, да и к домам с опасными крышами постараюсь не подходить.

P.S. Когда же нам ждать конца сотовой связи?:)

P.P.S. Было бы интересно создать именно здесь опрос на сабж в силу изначальной повышенной компьтерной осторожности участников форума.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что стоит начать раскрутку стека с выяснения дискутирующими, что каждый из них подразумевают под антивирусом для смартов и какие функции они им приписывают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Валерий,

я так же как и Вы довольно занятой человек, поэтому предлагаю более бережно относиться к нашему времени и тратить его не на взаимные уколы, а на содержательные и аргументированные утверждения. Давайте не будем каверкать смысл наших фраз, Вы же понимаете, что "обычный пользователь" - это не тоже самое, что "начинающий пользователь", это несколько разные категории. Давайте будет уважительно относиться друг к другу.

Ок, принято. Но напомню, что в моей фразе была рожица и что и под обычного пользователя Вы тоже не подходите.

Итак, если Вам ещё не надоело, перечислю, почему пользователю не нужен в смартфоне антивирус. По моему мнению.

Виктор, антивирус для смартфонов не нужен потому, что:

1. Он просит денег.

(Пояснение. Если я чётко не понимаю, за что я плачу, если я не чувствую острую необходимость что-то покупать, то я это не куплю.)

2. Он занимает ресурсы.

(Пояснение. Я не говорил, что он тормозит всё. Но он висит в памяти, а для смартфона наличие такие фоновых задач более критично, чем для современного персонального компьютера).

3. Вероятность попадания вредоносного сэмпла крайне низка.

(Пояснение. Статистика - это, конечно, хорошо. Но компьютеры, которые заражены вирусами, я вижу каждый день. И я чётко знаю, что если не поставить на ОС патчи, не поставить антивирус, а ещё лучше файерволл, то ничем хорошим это не закончится. Я не вижу такой же ситуации со смартфонами. У меня множество коллег, у меня множество родственников, у меня множество друзей и знакомых со смартфонами, в том числе и в Москве и в Киеве, которые упоминаются в исследованиях ЛК. Но я не слышал, чтобы кому-то из них всех прислали MMS с вирусом, хотя соответствующие услуги у многих подключены. Не слышал и о других реальных случаях заражения с помощью других способов. У меня тоже 2 телефона - один подключён к МТС, другой к Билайну. Ни разу за долгое время использования никаких "левых" MMS не приходило, хотя возможность их принимать всегда была. В этой ситуации мне легче хранить на телефоне критическую информацию в зашифрованном виде, и, кстати, многие телефоны такую возможность предусматривают. И мне дешевле будет один раз в жизни заплатить за перепрошивку телефона и потратить время на восстановление утраченных данных, чем постоянно платить за антивирус и постоянно за ним "ухаживать". Если один раз в жизни у меня сгорит счёт мобильного телефона - и в этом случае ничего страшного не произойдёт. Редко кто на счёте телефона держит сумму, превышающую стоимость годовой лицензии на антивирус для смартфона.)

4. Я не вижу портрет пользователя антивируса для смартфона.

(Пояснение. Множество раз в ходе нашей дискуссии хотел представить себе человека, который установит антивирус на свой смартфон, будет доволен и счастлив этим, человека, которому данное решение будет действительно необходимым и обережёт его от запуска на смартфоне вредоносной программы. И не увидел этого человека.)

5. Даже при наличии антивируса установка вредоносной программы на смартфон возможна.

(Пояснение. Социальный инжиниринг на выдумку весьма хитёр. Пользователь любознателен.)

6. SymbianOS сама по себе предлагает необходимые и достаточные средства для того, чтобы пользователь себя чувствовал спокойно.

(Если даже это не так, то см. п.5).

7. Антивирус для смартфона в дополнение к перечисленным выше недостаткам, обладает и всеми другими недостатками антивируса для ПК.

(Недетект неизвестных вирусов -> Возможна целевая атака с помощью неизвестного вредоноса. Ложные срабатывания. Несовместимость с другим ПО. и прочая, и прочая.)

А теперь мне всё же хочется услышать по каждому пункту аргументированный ответ, если это возможно.

А ещё мне хочется чёткое доказательство корреляции нахождения Кабира в MMS-трафике с количеством реальных заражений смартфонов.

А вот это:

Насчет MMS: допустим на сервер приходит N инфицированных mms-сообщений в день, Вы утверждаете, что это ничего не говорит нам о кол-ве зараженных смартфонов. Не совсем так. Приведу пример: стоимость отправки одного mms-сообщения в сети MTS - 6.5 руб. + 2.75 руб. за 10 кб трафика. Сколько стоит отправка одной зараженной ComWar'ом mms-ки, я думаю, Вы посчитали. Сколько нужно mms-ок, чтобы потратить все имеющиеся на счету денешки? Немного. При отрицательном балансе никто отправлять Вам mms не даст. Сколько на счету у среднестатистического пользователя денег и сколько он может отправить mms-ок с ComWar'ом - Вы сами можете оценить. Могут ли быть источником всех этих инфицированных сообщений 1-2 смартфона? Нет. А теперь сами мне ответьте, есть корреляция или нет?!

... это не доказательство, это гипотеза.

P.S. Валерий, я просто хотел поделиться историей из своей жизни, не более того, можете считать этот пост лирическим отступлением...

По поводу девушки и лирического отступления.

Этот случай с девушкой - один на миллионы смартфонов.

Опять же, не факт, что антивирус помог бы в этом случае. Слишком много "если".

В связи с этим хотелось бы увидеть статистику по реальным случаям _помощи_ антивирусов для смартфонов в случае попытки реального их заражения. Такие данные есть-то? На сколько идёт счёт? Единицы, десятки, сотни? А то мы всё говорим про ущерб и возможность заражения, но вопрос эффективности использования антивируса для смартфона пока не раскрыт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Господину А.

Былопредложение - родить методологию оценки рисков в мобильом сегменте. давайте с новыми цифрами пересчитаем... Охренеть какой рост получим.... :mellow:

Иль математика така кривая в Салехарде????

От моржа видно считать риски надо.... Да и куда клыки легли.... Что б россиянина - геолога в здравости не обвинять...

Таки рассчиатйте, А. , риски в этом сегиенте.... Или обратоится в ФСБ? Полагаю вас разумным оппонентом.. Козырь первогот выхода дарю вам

тока без хренотеки - скока имеем вредоносов в этом сегменте... оно к рискам имееи весьма опосредованное отношение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

для инфрмации - с собой три сабжа с оьткрытими сервисами... ВТ ОТкрыт .. все атаки - в посте про квача. При это свободно перемещаюсь по миру.. имел в кеше 3 cabir подобных, тока с октября ОС не дает им запуска... иль эксперты, всегда приозносящие сентенции -(кстати, лично слышал!) -про обновления ОС - тут все это начисто забыли? Эксперты, сэр...Маркетинг , сэр.... видимо.. давайте продадим типа :P Функционал рассчитать.. не по чину.... сэр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.. или кто-то переквачился горилки или "виталикизм" таки заразен ...

расставлю все-таки точки над i.

Господин Гребенюк, говорю прямым текстом последний раз - я не желаю ни о чем дисскутировать и что-либо доказывать человеку, который использует тексты и данные прямых конкурентов (без всякого указания копирайтов и каких-либо ссылок на источники) - читай "крадет" - в своих презентациях, для демонстрации своей "крутизны" и "компетентности" в данном вопросе. Это здесь, перед руководством и вообще окружающим вы можете сколько угодно строить из себя разбирающегося в проблеме мобильных угроз, размахивать формулами и предлагать что-то там расчитать по столь любимым вами ГОСТам и нормативам. Но я то - знаю who is ху и кто что из себя представляет :)

я злопамятен в таких вопросах. Увы.

Несомненно, вы отличный работник саппорта и в ряде тем информационной безопасности можете высказывать квалифицированное мнение.

Но дискутировать с вами в вопросах вирусной аналитики или, даже, маркетинга - мне неинтересно.

Поэтому, не утруждайте себя написанием постов адресованных мне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Валерий,

чтобы окончательно закрыть вопрос о том, насколько я подхожу под определение обычного пользователя смартфона, постараюсь пошутить и сказать, что все зависит от определения :) Давайте будем считать, что обычный - это такой пользователь, который пользуется всеми стандартными функциями и сервисами, доступными на смартфоне. Как мы уже с Вами договорились, мы не будем в этой теме переходить на личности/обсуждать продукты конкретных вендоров и поэтому я бы хотел, чтобы Вы действительно видели в моем лице "обычного пользователя смартфона", до которого Вам нужно донести свою позицию. Вообщем-то это опять-таки было лирическое отступление и давайте считать вопрос "обычности" закрытым :)

Теперь о Ваших аргументов. Я так понимаю, что их семь.

1. Он просит денег

Странно, что в качестве первого Вы привели аргумент цены. Мы же в данный момент говорим о реальности угроз. При чем тут деньги? Аргумент, что угрозы нет, потому что защита от этой угрозы стоит денег, мне кажется неуместным. Предлагаю его вообще снять. Если Вам нужны дополнительные доводы, то могу назвать следующие:

- антивирус вовсе необязательно покупать. Есть триальные периоды, антивирус для мобильников сейчас имеют все ведущие производители, не хотите платить деньги - ну меняйте раз в пару месяцев вендора, ставьте триалку (денег не платите, а смартфон защищен)

- используйте урезанные версии, версии "для бедных" и т.д., бесплатные мобильные клиенты в том или ином виде есть у многих вендоров

- хоть это и нехорошо, но поставьте крякнутую версию

Вывод: предлагаю аргумент 1. снять

2. Он занимает ресурсы

Как и первый тезис - никак не может являться аргументов в нашей дискуссии. Утверждение, что угрозы нет, потому что антивирус потребляет какие-то там дополнительные ресурсы - не аргумент. Тем не менее, если есть желание - мы можем обсудить и этот вопрос - Вы, как я понял, в первую очередь беспокоитесь об оперативке. Я могу постараться убедить Вас, что на моем телефоне с оперативкой в 20 метров можно сделать довольно незаметную резидентную честь.

Вывод: предлагаю аргумент 2. снять

3. Вероятность попадания вредоносного сэмпла крайне низка

Валерий, я вижу утверждение, я вижу пояснение, но я не вижу реальных аргументов. (Я не прав?!) Вы рассказываете о своем личном опыте, личный опыт - это неубедительсный аргумент. Я живу на юго-востоке Москвы, каждый день, добираясь на работу/с работы, провожу около часа в метро. Могу сказать, что по поему опыту я довольно часто получаю входящие запросы на соединение по блютусу, их частота (а Вы знаете, с какой периодичностью тот же кабир пытается себя рассылать), а также то, что я из чисто спортивного интереса часто на них соглашаюсь, - позволяют мне говорить о том, что мобильные вирусы вполне реальны.

Да, еще Вы тут пишите, что никогда не получали зараженного MMS. Ну Вы же знаете, что тот же ComWar рассылает себя только по списку контактов. Если Вы не получали по MMS вируса, это говорит только о том, что люди, в чьих контакт-листах Вы находитесь, достаточно грамотны, чтобы не заразиться ComWar'ом.

Вывод: предлагаю Вам либо привести дополнительные аргументы, либо переформулировать тезис.

4. Я не вижу портрет пользователя антивируса для смартфона.

Опять же, это не может являться аргументом. Мы говорим о том, нужно ли иметь антивирус на смартфоне, а Вы мне отвечате: "Не нужно, потому что неочевиден портрет пользователя". Вам неочевиден, кому-то другому может быть очевиден. Я бы мог привести Вам примеры, я знаю массу счастливых людей, мог бы попытаться описать общий портрет, но это не относится к нашей дискуссии.

Вывод: предлагаю аргумент 4. снять

5. Даже при наличии антивируса установка вредоносной программы на смартфон возможна.

(Пояснение. Социальный инжиниринг на выдумку весьма хитёр. Пользователь любознателен.)

Возможна. Но почему это должно являться аргументом в нашей дискуссии?! "Друг, не ставь антивирус - злые "хакеры" тебя все-равно облапошат" - по-моему, несерьезно...

Вывод: предлагаю аргумент 5. снять

6. SymbianOS сама по себе предлагает необходимые и достаточные средства для того, чтобы пользователь себя чувствовал спокойно.

(Если даже это не так, то см. п.5).

Не совсем так. Вы просто должны знать, что есть вполне конкретные способы проникновения зловредов на смарфтон без всяких запросов пользователя. Не нужно мне говорить, что чтобы установить зловреда пользователь просто обязан трижды нажать "Да".

Вывод: частично согласен, средства есть, но только необходимые, но недостаточные.

7. Антивирус для смартфона в дополнение к перечисленным выше недостаткам, обладает и всеми другими недостатками антивируса для ПК.

(Недетект неизвестных вирусов -> Возможна целевая атака с помощью неизвестного вредоноса. Ложные срабатывания. Несовместимость с другим ПО. и прочая, и прочая.)

Аналогичен пункту 5. Вы опять пытаетесь перевести разговор в несколько другое русло. Мы не говорим о недостатках антивирусов вцелом. Кстати, обозначенные Вами в этом пункте проблемы решаются как в персональных продукта, так и в мобильных (не мне Вам об этом говорить), да и появление в мобильных продуктах такой компоненты как firewall (а также несигнатурных методов детектирования) у некоторых ведущих антивирусных вендоров является одним из методов борьбы с целевыми атаками и неизвестными вредоносами.

Вывод: предлагаю аргумент 7. снять

Валерий, еще хотелось бы отметить, что я пока не заметил в Ваших тезисах специфики мобильных устройств. Еще раз хочу подчеркнуть, чтобы мне бы не хотелось, чтобы наша дискуссия напоминала разговор о том, нужны или не нужны антивирусы как таковые (для ПК и др.).

Напоследок к вопросу об инфицированных MMS. Вы пишите о моем рассуждении, что "это не доказательство, это гипотеза." На всякий случай напомню, что мы говорим о том, коррелирует ли кол-во фиксируемых сервером оператора инфицированных MMS с числом зараженных смартфонов. Точные цифры назвать сложно, можно лишь говорить и корреляции. Где ошибка в моем рассуждении?! Давайте еще раз...

По Ваши же словам, "Редко кто на счёте телефона держит сумму, превышающую стоимость годовой лицензии на антивирус для смартфона" - допустим, что у средного пользователя на счету 10 баксов, одно инфицированное сообщение стоит примерно бакс. Сколько раз может послать себя комварриор?! В среднем 10 раз. Как часто он себя шлет? Скажем, раз в полчаса. Таким образом, если в день на сервер приходит N инфицированных MMS, то можно ожидать, что их послали (N/10 смартфонов). Более того, на следующий день инфицированный смартфон уже не может слать MMS, так как денег на счету нет. Если мы видим, что на протяжении довольно длительного времени уменьшения кол-ва приходящих на сервер инфицированных mms нет, то о чем можно говорить? Правильно, о случаях реального заражения. Причем кол-во инфицированных смартфонов, способных посылать mms (читай - на счету еще есть деньги), не уменьшается. О чем это говорит? Правильно, число реально зараженных смартфонов только растет. Не согласны?!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Господин Гребенюк, говорю прямым текстом последний раз - я не желаю ни о чем дисскутировать и что-либо доказывать человеку, который использует тексты и данные прямых конкурентов (без всякого указания копирайтов и каких-либо ссылок на источники) - читай "крадет" - в своих презентациях, для демонстрации своей "крутизны" и "компетентности" в данном вопросе. Это здесь, перед руководством и вообще окружающим вы можете сколько угодно строить из себя разбирающегося в проблеме мобильных угроз, размахивать формулами и предлагать что-то там расчитать по столь любимым вами ГОСТам и нормативам. Но я то - знаю who is ху и кто что из себя представляет

забавно... когда и что? а рмски все же рассчитали?

именно после этого поста - я его в полном объеме могу воспроизвести с ссылкй нв вас? С моим расчетом рисков и реальной - на всякий случай - сентенцией- не запрещено?

ГОСТ люблю да - это законодательная база страны, где вы проживаете...Вы не любите - это, скорее, ваша проблема...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 Viktor

рассчитайте,плз, матрицу рисков. Не скрою- он рассчтана- но нарисуйте вашу- по мобильным угрозам. А потом полемика примет научный характер. :P

или - хотя бы - около околонаучный... а то вирусы кругом давят мобильники == и где? подскажите.... куда подъехать - чтоб словить хотя б? Что словил - висит в форуме...

Но главное... - все компании в ПС начинают со слов.." Установите последние патчиии................", а здесь начинают со слов - установите антивирус имени ЕВК... " что то не складывается методологически :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Viktor, спасибо за подробный и достойный ответ.

Попробуйте теперь представить, что я обычный пользователь смартфона. А ведь я действительно обычный пользователь смартфона и не занимался специально темой безопасности смартфонов. Приведите аргументы для меня как пользователя, почему я должен стремиться поставить в телефон хотя бы крякнутый антивирус? Какие наиболее сильные побудительные мотивы Вы можете перечислить к этому действию?

И Вы не ответили - существует ли статистика по случаям, когда антивирусы для смартфонов действительно помогли в реальных случаях пользователям таких решений? Я не уверен, что такая статистика есть, т.к. Вы продолжаете манипулировать статистикой, полученной от оператора. При этом статистика не предоставлена независимым аудитором.

Насколько присутствие таких антивирусных решений помогает решить проблему мобильных вредоносов в общем? Не похоже ли это на борьбу с мельницами?

Также интересны такие цифры:

- средний размер ущерба в год от заражения вредоносами в рассчёте на один смартфон;

- средняя стоимость в год антивирусного решения для одного смартфона.

Какая из цифр больше?

Я считаю, что вторая цифра несоизмеримо (на порядки) больше. У Вас есть аргументы против такой оценки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Валерий, спасибо, очень польщен, но из Вашего ответа до конца не ясно, были ли мои доводы приняты. Снимаете ли Вы свои аргументы?

Понимаете, Вы начинаете задавать вопросы мне, а это несколько меняет дух нашей беседы. Все-таки, несмотря на придуманное кем-то из модераторов название темы, наша с Вам дискуссия (а именно она являлась причиной создания топика) имела другой характер - Вы готовы были доказать мне, что антивирус на моей нокии абсолютно не нужен. Я ни в коей мере не отказываюсь отвечать на Ваши вопросы, более того - обязательно это сделаю, но после того, как Вы признаете, что аргументов у Вас нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Валерий, спасибо, очень польщен, но из Вашего ответа до конца не ясно, были ли мои доводы приняты. Снимаете ли Вы свои аргументы?

Нет, аргументы я не снимаю. Я просто увидел другое их видение, видение со стороны разработчика. И уважаю Ваше мнение.

Но я остался при своём мнении.

1. Да, ценовой аргумент, к сожалению, для потребительского общества очень важен. И поэтому я поставил его на первое место.

2. Да, антивирус занимает ресурсы. Когда антивирус занимает несколько МБ памяти из 20МБ в телефоне это более заметно, чем когда антивирус на ПК занимает 50-100МБ из 2-4ГБ с возможностью кэширования на винчестер.

3. Да, вероятность заражения смартфона, не смотря на Ваши доводы, считаю крайне низкой. Я знаю, что компьютер в Интернете без антивируса долго не протянет. Про смартфон я такого сказать не могу. По крайней мере это не очевидно для большинства пользователей. И именно поэтому я прошу статистику по реальным заражениям и статистику по реальным случаям противодействия антивирусов для смартфонов реальным попыткам заражения. Я понимаю, что такую статистику предоставить сложнее, чем статистику по трафику оператора сотовой связи, но всё же вторая статистика может лишь косвенно отражать масштабы проблемы. Выводы, которые на ней делаются, являются неподтверждёнными гипотезами. Вопрос необходимо исследовать более глубоко, чтобы принять или отказаться от этого аргумента.

4. Ваш контраргумент весьма слаб. Я как пользователь хочу увидеть аудиторию этого продукта. Для кого он предназначен. Может быть, он мне не подходит. Обрисуйте мне портрет пользователя антивируса для смартфона. Может быть, этот портрет мне не к лицу?

5. Этот аргумент увеличивает количество неудобств, связанным с использованием антивируса для смартфона, а следовательно может влиять на окончательное мнение пользователя о приобретении и установке антивируса для смартфона. Если таких неудобств будет много, они могут пересилить преимущества от использования антивируса.

6. Тут Вы частично согласились. Я тоже с Вами частично соглашусь. Нет неуязвимых систем. Но Symbian OS достаточно зрелая в плане организации безопасности система.

7. Этот аргумент _значительно_ увеличивает количество неудобств, связанным с использованием антивируса для смартфона, а следовательно может влиять на окончательное мнение пользователя о приобретении и установке антивируса для смартфона. Если таких неудобств будет много, они могут пересилить преимущества от использования антивируса. В совокупности с аргументом №3 о низкой вероятности заражения этот аргумент может статься очень серьёзным.

Понимаете, Вы начинаете задавать вопросы мне, а это несколько меняет дух нашей беседы.

Ну, вообще-то, это и есть дискуссия. Вы задаёте вопросы мне, я отвечаю, аргументирую свою точку зрения. Вы приводите контраргументы. Я их принимаю, но вижу слабые или ничем не подтверждённые места в Ваших аргументах, соответственно задаю вопросы Вам. Что Вам в этом процессе не нравится?

Я ни в коей мере не отказываюсь отвечать на Ваши вопросы, более того - обязательно это сделаю, но после того, как Вы признаете, что аргументов у Вас нет.

Не вижу связи между моими вопросами и необходимостью признать, что аргументов у меня нет.

От того, что я что-то признаю или нет, не зависит размер ущерба пользователей мобильных смартфонов от мобильных вредоносов за год, делённого на количество смартфонов. Или я чего-то не понимаю в этой жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

перезаливка смарта в Киеве - 5 долларов. Восстановление локальных данных из бэкапа - бесплатно, примерно 10 мин. При ресторе из бэкапа кое-что теряется - например, книга вызовов и последние СМС. Но ничто не совершено в этом мире подлунном. :mellow:

теперь все же к рискам. Это конкретная величина, определенная в нормативных документах по ИБ. Она у вас есть - потому как это аргумент? Ежели нет, то статистика от оператора телематических услуг останется статистикой. Или как там у классиков? Ложь, большая ложь и статистика? Поправьте, ежели ошибся

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти с помощью Facebook Войти Войти с помощью Twitter
Anti-Malware.ru Вконтакте   Anti-Malware.ru в Facebook   Anti-Malware.ru в Twitter   Anti-Malware.ru в LinkedIn   RSS
  • Сообщения

    • AM_Bot
      В статье представлены по отдельности и в сравнении друг с другом сканеры уязвимостей компании Tenable, предназначенные как для малых организаций, так и для крупных предприятий, а также рассмотрен инновационный динамический подход для управления и измерения кибератак.       ВведениеNessus Professional2.1. Основные возможности Nessus ProfessionalTenable.io3.1. Основные возможности Tenable.ioTenable SecurityCenter4.1. Основные возможности Tenable SecurityCenterСравнение решений TenableВыводы ВведениеАктивы организаций никогда не находятся в статичном состоянии — обновляются операционные системы и программное обеспечение, добавляются новые серверы и рабочие станции пользователей, претерпевает изменения топология сети. Такие действия рано или поздно могут привести к ошибкам при настройке и негативным последствиям — инфраструктура становится уязвимой. Одним из запоминающихся примеров может служить вирус-шифровальщик WannaCry, широкое распространение которого было связано с несвоевременным обновлением операционных систем.В связи с этим организациям, разрабатывающим свое программное обеспечение, необходимо задумываться о безопасности создаваемых приложений и их кода. Причем эффективнее это делать на этапе разработки продукта, будь то облако, мобильное приложение, SaaS или DevOps. В свою очередь заказчикам не стоит забывать о безопасности, своевременном обновлении и устранении уязвимостей операционных систем, сетевого оборудования, баз данных и компонентов виртуальной инфраструктуры.На этом фоне компания Tenable (Штат Мэриленд, США) разработала продукты как для малых компаний, так и для крупных корпораций, которые обладают всеми основными функциями решений для управления уязвимостями — безопасность приложений, агенты на конечных устройствах, аудит конфигурации, настройка приоритизации при поиске угроз, приоритизация, построенная в контексте бизнеса, и многое другое. Важную роль в развитии Tenable сыграл и инновационный подход к поиску уязвимостей и угроз — основанный на активах информационных технологий, что позволило привнести в компанию порядка 200 млн долларов инвестиций. Руководство компании в лице нового генерального директора Амита Йорана (бывший директор RSA) закладывает понимание того, что активы уже давно вышли за пределы лишь ноутбуков и серверов, а складываются в сложные комбинации вычислительных платформ, подверженные разнообразным атакам. Для того чтобы избежать финансовых потерь и вовремя выявить уязвимости инфраструктуры, в зависимости от требуемых возможностей программы и количества человеческих ресурсов, организации могут выбрать подходящий продукт от компании Tenable — Nessus Professional, Tenable.io, Tenable SecurityCenter. Nessus ProfessionalNessus Professional — сканер уязвимостей для небольших организаций, включающих в себя до 50 рабочих машин, а также для аудиторов, осуществляющих анализ безопасности своих заказчиков. Продукт позволяет оценивать конфигурации, находить уязвимости и, в случае обнаружения проблем при настройке инфраструктуры, предотвращать сетевые атаки. Рисунок 1. Интерфейс, доступный администратору, в Nessus Professional Основные возможности Nessus ProfessionalК основным возможностям Nessus Professional можно отнести:Широкий выбор режимов анализа защищенности.Гибкие настройки параметров анализа уязвимостей.Управление обновлениями продукта и контента.Составление отчетов по заданным критериям.Совместимость с плагинами Nessus.Автоматические ежедневные обновления системы.Возможные типы анализа защищенностиNessus Professional предоставляет возможность проведения проверок для обеспечения соответствия нормативным требованиям FFIEC, HIPAA, NERC, PCI DSS, а также отраслевым стандартам CERT, CIS, COBIT / ITIL, DISA STIG. Такой охват обеспечивают более 450 предустановленных шаблонов.Сканирование уязвимостей . Оценка систем, сетей и приложений на наличие уязвимостей.Аудит конфигурации. Проверка соответствия сетевых активов политикам и отраслевым стандартам.Обнаружение вредоносных программ. Также обнаруживается потенциально нежелательное и неуправляемое программное обеспечение.Сканирование веб-приложений. Обнаружение уязвимостей веб-серверов и служб и уязвимостей OWASP.Гибкие поисковые запросы. Определение закрытой информации в системах или документах.Аудит системы управления. Сканирование систем SCADA, встроенных устройств и приложений ICS.Поддержка облачных вычислений . Оценка слабых мест конфигурации облачных решений, таких как Amazon Web Services, Microsoft Azure и Rackspace.Возможности анализа защищенностиСистема поддерживает несколько вариантов сканирования, таких как поддержка удаленного и локального сканирования активов, сканирования с аутентификацией, режим автономного аудита конфигурации сетевых устройств.Обнаружение и сканирование активов. Сетевые устройства, включая брандмауэры нового поколения, операционные системы, базы данных, веб-приложения, виртуальные и облачные среды.Сканирование сетей. Сканирование на IPv4, IPv6 и гибридных сетях.Сканирование по расписанию. Сканирование с настройкой по времени и частоте запуска.Выборочное повторное сканирование хоста. Выполнение повторного сканирования всех или выборочных хостов.Автоматический анализ сканирования. Рекомендации по восстановлению и настройке сканирования.Возможности управленияОбновление продукта. Автоматическое обновление программного обеспечения Nessus и изменение пользовательского интерфейса.Обновление контента. Постоянное обновление уязвимостей с помощью плагинов Nessus, актуальных угроз, угроз нулевого дня и новых типов конфигураций, позволяющих соответствовать нормативным требованиям.Поддержка пользователей. Варианты предоставления услуги технической поддержки — веб-портал, чат и электронная почта.Составление отчетовСистема может самостоятельно пересылать отчеты ответственным лицам в случае обнаружения уязвимостей, изменения их степени опасности, по расписанию, в том числе так называемые отчеты об исправлении.Гибкая отчетность. Возможность создания отчетов с сортировкой по уязвимостям или хосту, создание резюме или сравнение результатов сканирования для поиска изменений.Несколько форматов отчетов. Встроенный (XML), PDF (требуется, установка Oracle Java на сервер Nessus), CSV и HTML.Уведомление о целевых почтовых уведомлениях. Уведомление о результатах сканирования, рекомендациях по исправлению и улучшению конфигурации.Совместимость с другими системамиВ данный момент Nessus Professional поддерживает интеграцию с Nessus RESTful API — стандартизированный, поддерживаемый и документированный API для интеграции Nessus в рабочий процесс.  С помощью плагина Nessus можно поддерживать актуальное состояние системы, что позволяет своевременно получать отчеты и реагировать на новые уязвимости. Tenable.ioTenable.io является универсальной облачной платформой, предназначенной для управления уязвимостями в рамках крупного, среднего и малого бизнеса. Совсем недавно Tenable совместно с дистрибьютором в России (компания «Тайгер Оптикс») сообщила о новой версии Tenable.io, которая включает расширенные возможности, позволяющие снижать риски в критически важных информационных системах, таких как АСУ ТП и SCADA.Основные возможности Tenable.ioК основным возможностям Tenable.io можно отнести:Встроенные приложения. Tenable.io предоставляет несколько приложений для решения задач безопасности, таких как управление уязвимостями, безопасность контейнеров и сканирование веб-приложений. Приложения основаны на общей платформе, используют сенсоры Nessus®, API и SDK для получения информации и доступны в едином интерфейсе.Безопасность контейнеров. Tenable.io постоянно контролирует образы контейнеров на наличие уязвимостей, вредоносных программ и соответствия корпоративным политикам. Благодаря обеспечению безопасности в процессе сборки контейнеров организации могут увидеть скрытые риски в контейнерах и исправить их, а также обеспечить соответствие образов контейнеров политикам безопасности предприятия.Параметры сканирования. Включенные сенсоры Nessus увеличивают охват сканирования и уменьшают количество скрытых уязвимостей. Активное сканирование с помощью Nessus Professional обеспечивает широкий охват активов и уязвимостей, а сканирование на основе агентов Nessus Agents и мониторинг пассивного трафика на основе Nessus Network Monitor охватывают труднодоступные объекты, такие как периферийные устройства и критичные хосты (например, в сегментах АСУ ТП).Отслеживание активов. Используя расширенный алгоритм идентификации активов, Tenable.io определяет истинную идентичность каждого ресурса в инфраструктуре компании, в том числе ноутбуки и виртуальные машины. Этот алгоритм использует набор атрибутов для точного отслеживания изменений в активах, независимо от того, какие им присваиваются IP-адреса, как они перемещаются или как долго хранятся.Документированный API и интегрированный SDK. Сторонние компоненты можно интегрировать в продукт Tenable.io и автоматизировать использование его возможностей и данных об уязвимостях. Рисунок 2. Структура продукта Tenable.io  Модульные приложения Tenable.ioTenable.io предлагает модульные приложения, которые отвечают конкретным потребностям в области безопасности, такие как «Управление уязвимостями», «Сканирование веб-приложений» и «Защита контейнеров». Приложения Tenable.io могут быть лицензированы индивидуально; нет предварительных условий или требований о совместной покупке.Управление уязвимостямиПриложение «Управление уязвимостями», позволяющее обеспечить широкий охват активов, предоставляет администратору следующие возможности:Комплексная оценка активов инфраструктуры.Отслеживание активов с помощью алгоритма идентификации.Внутреннее и внешнее сканирование.Использование предустановленных шаблонов и встроенных проверок конфигурации.Интегрирование с хранилищами паролей, решениями по управлению уязвимостями и мобильными устройствами. Рисунок 3. Приложение «Управление уязвимостями» позволяет просматривать состояние уязвимостей в компании  Сканирование веб-приложенийПриложение «Сканирование веб-приложений» позволяет повысить уровень безопасности веб-приложений за счет автоматического сканирования и обнаружения уязвимостей благодаря следующим возможностям:Понимание собственных веб-приложений за счет информации об их расположении и полной карты сайта.Безопасное сканирование веб-приложений, позволяющее разграничить части веб-приложений, которые требуется сканировать всегда, и части, которые не должны никогда проверяться.Автоматизация сканирования.Включение в покрытие сканирования веб-приложений на HTML, HTML5 и AJAX.Интеграция с другими решениями компании Tenable.Безопасность контейнеровПриложение «Защита контейнеров» позволяет оценить уязвимость, обнаружить вредоносы и обеспечить соблюдение политик при работе с контейнерами благодаря следующим возможностям:Непрерывная оценка защищенности, которая позволяет запускать проверку в случае появления в базе данных ранее неизвестной уязвимости.Защита контейнеров от вредоносных программ за счет оценки исходного кода образа контейнера.Настройка корпоративной политики, позволяющей вовремя оповестить разработчиков контейнера в случае превышения в нем порогового значения уровня риска.Сводные отчеты, представленные в дашбордах и позволяющие оценить оперативную обстановку.Ускорение DevOps путем определения рисков безопасности.Внедрение тестирования безопасности в инструментарий разработки программного обеспечения. Tenable SecurityCenterTenable SecurityCenter предназначен для управления уязвимостями в крупных компаниях (от 500 машин). Tenable SecurityCenter консолидирует и оценивает данные об уязвимости на предприятии, уделяя приоритетное внимание рискам безопасности и обеспечивая четкое представление о состоянии защищенности информационных активов. Tenable SecurityCenter позволяет получить контекст, необходимый для эффективного определения приоритетов и устранения уязвимостей, обеспечения соответствия инфраструктуры стандартам и нормативным требованиям безопасности и принятия действенных мер для обеспечения эффективности программы обеспечения безопасности информационных технологий и снижения бизнес-рисков. Рисунок 4. Отчет Tenable SecurityCenter с анализом угроз за 3 месяца Основные возможности Tenable SecurityCenterК основным возможностям Tenable SecurityCenter можно отнести следующее:Управление уязвимостями и аналитика. В системе настраиваются панели мониторинга и отчеты, полученные данные можно группировать, визуализировать и анализировать, измеряя эффективность программы безопасности.Расширенная аналитика. Позволяет консолидировать и анализировать все данные об уязвимостях, полученных с различных сенсоров Nessus, которые были распределены по всей организации.Отчеты и дашборды. Администратор может воспользоваться предустановленными отчетами на основе HTML5. Такой инструмент предоставляет данные, необходимые для принятия решений администраторам безопасности, аналитикам и руководящему составу.Оповещения и уведомления. В системе можно настроить оповещения и действия для быстрого реагирования, которые предупредят администраторов о важных событиях и инцидентах безопасности, что позволяет вовремя устранить уязвимость и снизить риски.Оценка активов и их группировка. Для получения информации в режиме реального времени можно выполнять группировку активов информационных технологий компании на основе политик и проводить их оценку.Соответствие нормативным актам и международным стандартам, которое достигается благодаря встроенным в продукт шаблонам и отчетам.Возможность интеграции со многими смежными решениями, такими как патч-менеджмент, управление мобильными устройствами, а также киберразведка и анализ угроз. Рисунок 5. Пример построения отчета в Tenable SecurityCenter  Сравнение решений TenableКазалось бы, каждое из представленных решений позволяет выявлять уязвимости, однако их возможности и область применения различны. Это позволяет организациям осознанно подходить к вопросу безопасности своих активов и выбрать продукт, который будет оптимально соответствовать требованиям. Таблица 1. Сравнение решений для анализа защищенности компании TenableКритерийNessus ProfessionalTenable.ioTenable SecurityCenterУстановкаНа площадке заказчикаВ облакеНа площадке заказчикаСканирование на уязвимости+++Сканирование на соответствие политикам+++Поиск вредоносов и взломов+++Киберразведка (Threat Intelligence)+++Сканирование АСУ ТП+++Официальное сканирование на PCI DSS-+ОпцияОтчеты и дашбордыБазовыеСтандартныеРасширенная подсистемаЦентрализованный репозиторий политик и результатов сканированияОпция++Интеграции с MDM, Patch Management, PIMОпция++Сканирование агентамиОпцияОпцияОпцияСистема тикетов--+Динамические списки активов--+Непрерывный мониторинг по сети Nessus Network Monitor (ранее Passive Vulnerability Scanner, PVS)-ОпцияОпцияАналитика поведения хостов--ОпцияДетектирование аномалий поведения--Опция ВыводыПродукты компании Tenable имеют широкий спектр возможностей, позволяющий в режиме реального времени выявлять и эффективно устранять многие угрозы безопасности. Компаниям, которые рассматривают возможность использования в своей инфраструктуре сканеров уязвимости, стоит определиться с необходимыми возможностями продукта (требуется ли гибкая настройка подсистемы отчетов или достаточно базовых, нужен ли непрерывный мониторинг сети или определение аномалий поведения и др.), а также с типами и количеством информационных активов в организации.Несмотря на большое количество возможностей по анализу защищенности, у всех представленных решений отсутствует встроенная поддержка отечественных стандартов, потому что компания не так давно вышла на российский рынок, что частично компенсируется возможностью создания собственных отчетов. По тем же причинам продукты еще не сертифицированы ФСТЭК России.Тем не менее, решения позволяют в полной мере защищать организацию от уязвимостей, ошибочных настроек и вредоносов, что положительно сказывается на общей защищенности инфраструктуры и позволяет оценивать и снижать риски информационной безопасности.  Читать далее
    • AM_Bot
      В статье описываются системы поведенческого анализа пользователей и сущностей User and Entity Behavioral Analytics (UBA/UEBA), основные принципы их работы, сферы использования и тенденции развития рынка. UEBA — достаточно молодой класс систем, но представляющий большой практический интерес в связи с тем, что эти системы используют принципиально новый подход в борьбе с современными угрозами.   ВведениеПринцип работы UEBA-системКакие прикладные задачи решают системы поведенческого анализа?3.1. Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций3.2. Определение и предотвращение инсайдерских угроз3.3. Мониторинг сотрудников и их прав доступаМировой рынок систем поведенческого анализаРоссийский рынок систем поведенческого анализаКраткий обзор продуктов, предназначенных для поведенческого анализа6.1. Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций6.2. Exabeam Advanced Analytics (Exabeam)6.3. Splunk UBA (Splunk)6.4. Определение и предотвращение инсайдерских угроз6.5. Microsoft Advanced Threat Analytics (ATA) (Microsoft)6.6. ObserveIT (ObserveIT)6.7. Мониторинг сотрудников и их прав доступа6.8. HPE ArcSight UBA (HPE/MicroFocus)6.9. IBM QRadar UBA (IBM)6.10. Другие игрокиВыводы ВведениеЦелевых атак стало больше, они стали более изощрёнными и продуманными, злонамеренные пользователи стали умнее, а корпоративные информационные системы показывают лавинообразный вертикальный и горизонтальный рост. В таком мире контролировать и реагировать на инциденты информационной безопасности становится все сложнее и дороже. Поэтому перед индустрией ИБ стоит множество задач по автоматизации процессов определения и реагирования на инциденты и угрозы. Одну из таких задач решают системы класса User [and Entity] Behavioral Analytics (UEBA/UBA).User [and Entity] Behavioral Analytics (UEBA/UBA) — класс систем, позволяющих на основе массивов данных о пользователях и ИТ-сущностях (конечных станциях, серверах, коммутаторах и т. д.) с помощью алгоритмов машинного обучения и статистического анализа строить модели поведения пользователей и определять отклонения от этих моделей, как в режиме реального времени, так и ретроспективно. В качестве источников данных для UEBA-систем могут выступать файлы журналов серверных и сетевых компонентов, журналы систем безопасности, локальные журналы с конечных станций, данные из систем аутентификации и даже содержание переписки в социальных сетях, мессенджерах и почтовых сообщениях.Формально UEBA и UBA относятся к одному классу систем, но при этом имеют одно фундаментальное отличие. UBA-системы берут за основу информацию, связанную только с пользовательской активностью и, соответственно, фокусируются на пользователях и их ролях. UEBA-системы информацию о пользователях и ролях обогащают информацией о системном окружении — хостах, приложениях, сетевом трафике и системах хранения данных. Это позволяет UEBA-системам строить профили не только пользователей, но и всего ИТ-окружения. Благодаря этому UEBA-системы, в отличие от UBA, способны идентифицировать более широкий класс угроз, связанных не только с пользователями, но и с объектами ИТ-инфраструктуры.Системы UEBA представлены как в виде отдельных программных решений, так и в виде расширений для уже существующих систем: SIEM (Security Information and Event Management), DLP (Data Loss Prevention), EDR (Endpoint Detection and Response) и пр. Принцип работы UEBA-системСистемы UEBA, архитектурно, решают 4 основные задачи:Прикладная аналитика данных из различных источников, как простая статистическая, так и расширенная, с использованием методов машинного обучения, в режиме реального времени и/или с определенной периодичностью.Быстрая идентификация атак и других нарушений, большинство из которых не определяются классическими средствами ИБ.Приоритизация событий, консолидированных из разных источников (SIEM, DLP, AD и т. д.), для более оперативного реагирования со стороны администраторов ИБ.Более эффективная реакция на события за счет предоставления администраторам ИБ расширенной информации об инциденте, включающей все объекты, которые были вовлечены в аномальную активность.Исходя из вышесказанного, в ядро любой UEBA-системы включаются технологии по работе с большими массивами данных. И если в случае с расширениями к известным SIEM-системам (IBM QRadar UBA, HPE ArcSight UBA, LogRhythm AI Engine) такие технологии доступны из коробки, то самостоятельные решения должны либо использовать сторонние разработки (например, Exabeam использует Elastic Stack), либо свои собственные (Splunk UBA, Microsoft ATA).Опираясь на массив собранных данных, UEBA-система строит модель нормального поведения пользователя и его взаимодействия с корпоративными системами. Построение модели происходит как с помощью простых статистических алгоритмов, так и с помощью алгоритмов машинного обучения. Помимо этого, UEBA-системы могут строить модели поведения целых групп пользователей и определять отклонения каждого из них от общей модели.Если какие-то действия пользователя выбиваются из построенной модели, UEBA-система определяет это как аномальную активность и создает соответствующее предупреждение администратору безопасности. Обычно это происходит в режиме реального времени или близком к нему.В дополнение к этому, системы UEBA ведут ретроспективную статистику по каждому пользователю и на основе собранных данных по его аномальной активности способны выставлять своеобразные оценки риска каждому из них. В дальнейшем эти оценки используются в ранжировании событий, облегчая работу администратора безопасности.Наконец, UEBA-системы предоставляют развернутую информацию по инцидентам, включая информацию обо всех задействованных пользователях и системах, с анализом определенных аномалий в их поведении, что значительно упрощает дальнейшее расследование. Какие прикладные задачи решают системы поведенческого анализа?Благодаря общему подходу ко всем сетевым сущностям (не только к пользователям, но и к элементам ИТ-инфраструктуры) UEBA способны дополнять широкий класс ИБ-систем и решать задачи, которые эти системы не могут решить в принципе.Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станцийБольшинство организаций обычно фокусируются на защите периметра и конечных станций. При этом злоумышленники зачастую могут обойти такую защиту, не обнаруживая себя. Решения класса UEBA в состоянии отследить такую активность, начиная с самой ранней стадии заражения и заканчивая конечными станциями и узлам ИТ-инфраструктуры, которые были поражены вследствие горизонтального распространения угрозы.В этом случае UEBA системе не принципиально, вовлечен ли в зловредную активность только пользовательский аккаунт или же под ударом оказались конечные станции и сервера — аномальная активность будет определяться на всех уровнях.Задача определения горизонтального распространения угрозы и последующего расследования инцидента практически недоступна для решения классическими ИБ-системами, ориентированными на защиту периметра и конечных станций.В этом случае UEBA системы могут быть использованы, как вспомогательные к системам классов SIEM, IPS и EDR.Определение и предотвращение инсайдерских угрозПомимо внешних атак на инфраструктуру, есть большой класс угроз, исходящих от доверенных источников — сотрудников организации. Сюда можно отнести утечки данных, внутренний фрод и эксплуатацию уязвимостей в корпоративных системах для повышения привилегий или вывода систем из строя. UEBA-системы в этом случае могут определить аномальную активность в поведении пользователей в их взаимодействии с корпоративными системами и предоставить исчерпывающую информацию администраторам безопасности.Производители UEBA-систем, фокусирующихся на внутренних угрозах, в качестве источников информации часто используют не только системные журналы, но и содержание переписок из корпоративной почты и мессенджеров, что позволяет строить более детальные и персонифицированные модели поведения пользователей.В этом случае UEBA-системы выступают вспомогательными к основным EDR-, SIEM-, DLP- и IPS-системам.Мониторинг сотрудников и их прав доступаНе всегда необходимость профилирования пользователей напрямую связана с предотвращением каких-либо угроз. Подчас, особенно в больших и сложных корпоративных структурах, возникает необходимость в более гранулированном подходе к пользовательским правам, как по их уровню доступа, так и по целевым системам, к которым предоставляется доступ.В этом случае UEBA-система, собирая информацию о пользователях и их привилегиях, дает очень ценную информацию о том, к каким корпоративным системам и с какими привилегиями эти пользователи осуществляют доступ. В результате анализа может выясниться, что не все привилегии и целевые системы, доступ к которым разрешен пользователю, ему реально необходимы. Это помогает понижать привилегии и сокращать число доступных целевых систем для единичных пользователей и групп, что в свою очередь снижает риски внутренних угроз.В этом случае UEBA-системы направлены на помощь ИТ- и ИБ-администраторам и могут использоваться в качестве дополнения к системам классов IAM/IDM, PAM/PUM и DAG. Мировой рынок систем поведенческого анализа«К 2022 году рынок UEBA-систем перестанет существовать», — вот так безрадостно, на первый взгляд, оценивает этот рынок вице-президент Gartner Авива Литан. И для этого есть основания.Мировой рынок UEBA-систем показывает стремительный рост — так со своего появления в 2014 году он растет на 100% от года к году - $50 млн в 2015 году, $100 млн в 2016 году, $200 млн в 2017 году (прогноз). При этом, как самостоятельный продукт UEBA-системы скорее всего в ближайшей перспективе перестанут существовать. И дело здесь в самой технологии.Действительно, UEBA-системы — это мощный аналитический инструмент. При этом для эффективного анализа эти системы требуют большого количества данных, собранных из разных источников. Задачи сбора и систематизации таких данных решают SIEM-системы, предоставляющие доступный из коробки инструментарий по сбору и базовому анализу больших данных. Поэтому наиболее эффективным механизмом внедрения UEBA является их тесная интеграция с уже существующими SIEM-системами.Этот тренд подтверждается слияниями и поглощениями на рынке SIEM/UEBA-систем. Так, в 2015 году Splunk (платформа для работы с большими массивами данных) приобрела поставщика UEBA Caspida и тесно интегрировала их не только со своим ядром (Splunk UBA), но и с собственным SIEM-решением Enterprise Security. HPE выпустил свое решение ArcSight UBA, включившее в себя разработки Securonix. Решение Microsoft Advanced Threat Analytics (ATA) включает в себя разработки купленной в 2014 году израильской компании Aorata, которая, в том числе, разрабатывала средства поведенческого анализа для учетных записей AD. 2017 год также был насыщенным на громкие поглощения: в январе HPE Aruba приобрела Niara, а уже в августе Forcepoint поглотил RedOwl. Нужно ли говорить, что обе компании — лидеры сегмента UEBA.Также некоторые производители SIEM-систем развивают собственные дополнения, отвечающие за поведенческий анализ. Так, IBM выпустил бесплатное расширение UBA для своей SIEM-системы QRadar — IBM QRadar UBA, а LogRhythm выпустил AI Engine — движок для определения аномалий в собираемых данных.При этом классические UEBA-производители, напротив, расширяют функциональность своих продуктов. Так, например, Exabeam, один из пионеров UEBA-рынка, теперь позиционирует свой продукт именно как SIEM & UBA. Balabit уже позиционируется как PUM-вендор и классическую UBA-функциональность использует в рамках своего продукта Blindspotter, отвечающего за расширенный анализ поведения привилегированных пользователей. ObserveIT — полноценный продукт для борьбы с инсайдерскими угрозами (Insider Threat Management), основанный на собственных разработках в области поведенческой аналитики.Gartner прогнозирует, что к 2018 году как минимум четыре компании в сфере UEBA будут поглощены производителями SIEM, DLP и других систем, ориентированных на задачи информационной безопасности. А к 2020 году на рынке останется менее пяти производителей, сфокусированных исключительно на поведенческом анализе. Российский рынок систем поведенческого анализаНа сегодняшний день на российском рынке UEBA-систем широко представлены иностранные продукты, которые поставляются в основном в рамках классических продуктовых каналов производителей ИТ- и ИБ- систем, уже зарекомендовавших себя на российском рынке: IBM, HPE, Splunk, Microsoft и т. д.Российские производители делают первые шаги в сторону поведенческой аналитики, и подобная функциональность уже внедряется в некоторые отечественные продукты:Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций:Secure Portal от Group IBKaspersky Fraud Prevention от «Лаборатории Касперского»Определение и предотвращение инсайдерских угроз:Solar Dozor от Solar SecurityКонтур информационной безопасности (КИБ) от SearchInformМониторинг сотрудников и их прав доступа:StaffCop Enterprise от «Атом Безопасность»Но говорить о полноценной автоматической поведенческой аналитике в российских продуктах еще рано. Краткий обзор продуктов, предназначенных для поведенческого анализаКлассификация решений в обзоре весьма условна и базируется на сильных сторонах продукта, а не на исчерпывающем наборе функций.  Большинство решений класса UEBA/UBA в том или ином виде решают практически все перечисленные задачи.Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций  Exabeam Advanced Analytics (Exabeam)Exabeam по праву можно считать пионером UEBA-рынка. По заявлениям самой компании, Exabeam имеет самую большую инсталляционную базу UEBA-систем в мире. На сегодняшний день компания позиционирует себя как комплексная платформа для SIEM с расширенной аналитической функциональностью. Классическое UEBA-решение компании стало частью этой экосистемы и получило название Exabeam Advanced Analytics.В основе Exabeam Advanced Analytics лежит собственная технология, названная Statefull User Tracking, которая в полностью автоматическом режиме строит нормальный профиль пользователей, опираясь на информацию о сессиях, устройствах, IP-адресах и учетных записях пользователей. Exabeam Advanced Analytics может разворачиваться как в качестве отдельного решения, так и как часть Exabeam Security Intelligence Platform. Рисунок 1. Интерфейс UEBA-модуля Exabeam Advanced Analytics  К дополнительным задачам, решаемым с помощью платформы Exabeam, можно отнести:Инсайдерские угрозы и утечка данных.Обнаружение вредоносных программ и их горизонтального распространения.Проведение аудита системы на соответствие требованием регуляторов.Платформа Exabeam лицензируется по числу пользователей и не привязывается к объему обрабатываемых данных, как классические SIEM-системы.Подробнее с платформой Exabeam Advanced Analytics можно ознакомиться здесь.  Splunk UBA (Splunk)Компания Splunk была основана в 2003 году и фокусировалась на обработке и быстрой аналитике больших массивов текстовых данных. Логичным продолжением развития платформы стала интеграция алгоритмов машинного обучения и расширений для работы с различными типами данных. Одним таких из решений стал продукт Splunk UBA, который выпускается как отдельное приложение, построенное на продуктах Big Data Foundation (Hadoop, Spark и GraphDB). Несмотря на это, Splunk UBA имеет прозрачную интеграцию с основным продуктами Splunk Enterprise и Splunk Enterprise Security (SIEM-расширение для платформы Splunk).Splunk UBA создает поведенческие модели пользователей, одноранговых групп, конечных станций, сетевых объектов, источников данных и др. Рисунок 2. Основное окно интерфейса Splunk UBA  К дополнительным задачам, решаемым с помощью Splunk UBA, можно отнести:Кража интеллектуальной собственности и «эксфильтрация» данных.Подозрительное поведение в связке пользователей, устройств и приложений.Обнаружение вредоносных программ и их горизонтального распространения.Splunk UBA лицензируется по числу анализируемых пользователей, полученных из Microsoft AD, LDAP или любой аналогичной системы аутентификации пользователей в сети.Подробнее с продуктом Splunk UBA можно ознакомиться здесь.Определение и предотвращение инсайдерских угроз  Microsoft Advanced Threat Analytics (ATA) (Microsoft)В ноябре 2014 года Microsoft купила израильскую компанию Aorato, а уже в мае 2015 года на своей конференции Microsoft Ignite представила решение Advanced Threat Analytics. Microsoft ATA может забирать данные как классическими средствами Microsoft (пересылка событий WEF или непосредственно из сборщика событий Windows), так и из сторонних SIEM-систем.Microsoft ATA выявляет три типа угроз: атака злоумышленников, аномальное поведение и проблемы/риски безопасности. Атаки злоумышленников определяются детерминировано по списку известных атак на инфраструктуру Microsoft (Pass-the-Hash, Golden Ticket, вредоносные запросы на репликацию и т. д.). Аномальное поведение, как и в других UBA-системах, определяется с помощью механизмов машинного обучения. Проблемы/риски безопасности включают в себя определение известных уязвимостей в протоколах или использование их старых неподдерживаемых версий. Рисунок 3. Пример поведенческого отчета в Microsoft ATA  Можно выделить несколько дополнительных сфер применения для Microsoft ATA с точки зрения поведенческой аналитики:Кража учетных записей и злоупотребление привилегированными учетными записями.Обнаружение неизвестных угроз и их горизонтального распространения.Microsoft ATA лицензируется либо по числу устройств, либо по числу пользователей. Помимо отдельно приобретаемой лицензии, Microsoft ATA входит в комплекты лицензий и подписок: Enterprise Client Access License Suite (и по пользователям, и по устройствам), Enterprise Mobility Suite + Security (только по пользователям) и Enterprise Cloud Suite (только по пользователям).Подробнее с решением Microsoft Advanced Threat Analytics можно ознакомиться здесь.  ObserveIT (ObserveIT)Компания ObserveIT была основана в 2006 году в Израиле. Изначально компания фокусировалась на мониторинге внешних поставщиков. С развитием собственной платформы поведенческого анализа компания стала расширять сферы применения своего продукта на мониторинг внутренних сотрудников, привилегированных пользователей и внешних поставщиков. С этого момента ObserveIT сосредоточилась на разработке полноценного ITM (Insider Threat Management) решения. В феврале 2016 года компания представила первое комплексное решение для предотвращения (а не только определения) внутренних угроз.Отличительной чертой архитектуры решения ObserveIT является наличие легковесных клиентских агентов. Эти агенты, помимо сбора данных, позволяют осуществлять проактивную блокировку определенных действий пользователя, в том числе при определении поведенческих аномалий в них. Рисунок 4. Окно интерфейса ObserveIT Insider Threat Intelligence  К дополнительным задачам, решаемым с помощью ObserveIT, можно отнести:Определение скомпрометированных учетных записей.Проведение аудита системы на соответствие требованием регуляторов.ObserveIT, в отличие от классических UEBA-решений, лицензируется по числу конечных станций, находящихся под управлением системы.Подробнее с ObserveIT можно ознакомиться здесь.Мониторинг сотрудников и их прав доступа  HPE ArcSight UBA (HPE/MicroFocus)HPE ArcSight UBA является расширением для одной из самых известных и распространенных SIEM-систем HPE ArcSight. ArcSight UBA построен на базе одного из лидеров UEBA-рынка — компании Securonix. Компания Securonix классически фокусируется на широком классе угроз: начиная с внутренних угроз и утечек данных, заканчивая безопасностью облачных сред и контролем учетных записей пользователей.HPE ArcSight UBA на основе готовых математических моделей для профилирования активности на основе полученных событий позволяет производить группировку однотипных событий (peer group analysis), выявлять аномалии (anomaly detection), определять штатные профили работы пользователей (baseline profiling), определять частоту возникновения событий (event rarity). Рисунок 5. Интерфейс HPE ArcSight UBA с поведенческой аналитикой пользователей  К дополнительным задачам, которые решает HPE ArcSight UBA, можно отнести:Определение инсайдерской активности.Обнаружение неизвестных угроз и их горизонтального распространения.В сентябре 2017 года завершилось слияние Software подразделения HPE и компании MicroFocus, из магазина которой теперь доступно расширение UBA. HPE ArcSight UBA лицензируется по количеству пользователей, для которых производится поиск поведенческих аномалий.Подробнее с расширение HPE ArcSight UBA можно ознакомиться здесь.  IBM QRadar UBA (IBM)IBM Security QRadar User Behavior Analytics (UBA) представляет собой расширение для SIEM-системы IBM QRadar, доступное из IBM X-Force App Exchange. На сегодняшний день UBA-расширение для IBM QRadar фокусируется исключительно на поведенческом анализе пользователей. Выставление оценок риска каждому пользователю производится, как на основе простых статистических правил, так и с помощью методов машинного обучения.Необходимо отметить, что IBM QRadar UBA является собственной разработкой IBM Security и в планах компании обеспечить непрерывное развитие приложения и расширение сфер его применения. Рисунок 6. Основное окно приложения IBM Security QRadar UBA  На сегодняшний день можно выделить несколько дополнительных сфер применения IBM QRadar UBA:Определение инсайдерской активности и утечек данных (инициированных пользователями)Обнаружение неизвестных угроз и их горизонтального распространения (если такая активность затрагивает конечных пользователей)Приложение IBM Security QRadar UBA доступно из IBM X-Force App Exchange и распространяется бесплатно.Подробнее с расширение IBM Qradar UBA можно ознакомиться здесь.Другие игрокиВ подробный отчет не включены производители, чьи решения не представлены на российском рынке, хотя они и имеют сильные позиции в сегменте UEBA/UBA:LogRhythm (и его AI Engine)Gurucul Risk Analytics (GRA)Balabit BlindspotterТакже в отчет не вошли компании, поглощенные относительно недавно более крупными игроками, которые представлены на российском рынке:Niara (поглощена HPE Aruba в феврале 2017 года)RedOwl (поглощена Forcepoint в августе 2017 года)Пока мало информации о конкретных сферах применения этих UEBA-систем в составе продуктов материнских компаний.Помимо этого, в отчет не вошли системы, представленные на российском рынке:McAfee UBA Content Pack — пока поддерживает базовые правила корреляции и ограниченное число сфер применения.RSA NetWitness Suite, в который глубоко интегрированы UBA-возможности, наравне с остальными решениями Advanced Threat Detection & Cyber Incident Response.Нужно заметить, что оба производителя являются безусловными лидерами многих сегментов ИБ-рынка, но выделить в их продуктах UEBA/UBA-функциональность, доступную для отдельного анализа, сложно. ВыводыUEBA/UBA-системы — это следующий шаг в определении неизвестных типов угроз, целенаправленных атак и внутренних нарушителей. Основываясь исключительно на поведенческом анализе, эти системы способны выявлять аномалии и неочевидные взаимодействия пользователей с корпоративными системами, что в конечном итоге позволяет администраторам безопасности видеть расширенную картину безопасности предприятия и оперативно реагировать на инциденты ИБ.При этом даже сейчас становится очевидным, что UEBA выступают отличным дополнением к аналитическим функциям SIEM-систем, но как отдельный продукт со своим рынком скорее всего перестанут существовать. В свою очередь, UBA-системы гармонично встраиваются в архитектуру ИБ-систем, сфокусированных исключительно на пользователях, таких как DLP и PUM.  Несмотря на технологически иной (и местами на порядок более качественный) подход к определению угроз, отдельные UEBA/UBA-системы будут восприниматься очередным нагромождением в ИБ-ландшафте предприятия, наравне с уже существующими SIEM, DLP, EDR, IAM и прочими системами. В будущем это станет ключевым фактором при выборе или отказе от внедрения отдельной UEBA/UBA-системы. Уже сегодня лидирующие UEBA/UBA-системы имеют механизмы тесной интеграции с существующими SIEM-системами, что открывает перед ними куда более широкий рынок, но уже как для OEM-поставщиков.На российском рынке уже есть интерес к подобному классу систем, но пока это носит точечный бессистемный характер. Мировой рынок UEBA/UBA-систем весьма молодой и перспективный, поэтому есть надежда, что российские производители SIEM, EDR и DLP будут расширять аналитические способности своих систем, в том числе с внедрением методов поведенческой аналитики или соответствующих продуктов сторонних производителей.  Читать далее
    • msulianov
      У многих моих знакомых Dr.Web установлен. Все рады. менять не хотят.
    • Openair
      подниму темку
    • Ego Dekker
      Дистрибутив и утилита ESET SysRescue Live были обновлены до версии 1.0.15.