Каждый шестой попадался на уловки телефонных мошенников

Каждый шестой попадался на уловки телефонных мошенников

Каждый шестой попадался на уловки телефонных мошенников

Как показал опрос SuperJob, каждый шестой россиянин становился жертвой мошенников, теряя деньги или имущество. Причем почти треть попадалась на уловки злоумышленников как минимум дважды.

В опросе приняли участие 1600 человек старше 18 лет из 374 населенных пунктов. Исследование проводилось с 18 по 21 января 2025 года.

Как показали результаты, 17% опрошенных признались, что отдавали мошенникам деньги или имущество. Причем 12% делали это один раз, 5% — два и более раза. Среди обеспеченных россиян с доходом от 100 тыс. рублей в месяц становился жертвой мошенников хотя бы раз каждый пятый.

Каждый двадцатый опрошенный отметил, что звонки от мошенников поступают им ежедневно. Практически каждому четвертому (23%) звонят несколько раз в неделю, столько же принимают злонамеренные звонки несколько раз в месяц. Только каждый седьмой участник опроса ни разу не сталкивался со звонками от мошенников.

По словам участников опроса, мошенники при звонках представляются сотрудниками операторов связи, банков, правоохранительных органов (полиции, ФСБ, прокуратуры), Госуслуг, Почты России, ресурсоснабжающих организаций (энергосбытовых и тому подобных).

В Москве Департамент информационных технологий правительства города начал публичное тестирование инструмента защиты от мошеннических звонков с использованием искусственного интеллекта. Заявлено в том числе выявление применения технологий дипфейк, распространение которых активно растет.

По оценкам заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, по итогам 2024 года ущерб от деятельности мошенников превысил 1 трлн рублей. При этом объем похищенного составил 250 млрд рублей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

30% страховщиков ограничивают лимиты по киберрискам до 100 млн руб.

Как показало исследование страхового брокера АСТ, действующие лимиты по страхованию киберрисков недостаточны для покрытия всех возможных убытков. Среди ключевых препятствий также называют высокую стоимость полисов — даже при использовании франшиз. По данным АСТ, 30% страховых компаний предлагают лимиты в диапазоне от 10 до 100 млн рублей, а 43% — от 100 до 500 млн рублей.

Результаты исследования привёл «Коммерсантъ». При этом 15% опрошенных организаций заявили, что хотели бы иметь покрытие на сумму свыше 500 млн рублей.

По словам совладельца страхового брокера Mains Сергея Худякова, существующие лимиты, предлагаемые российскими страховыми компаниями, подходят в основном компаниям малого и среднего бизнеса. Однако крупные предприятия — в частности, промышленные компании, крупные ретейлеры, телеком-операторы и банки с масштабной ИТ-инфраструктурой — нуждаются в более высоком уровне покрытия.

Среди тех, кто не смог подобрать подходящие условия страхования, оказалась даже подведомственная Банку России «Национальная страховая информационная система» (НСИС). Как отметил её руководитель Николай Галушин в комментарии для «Коммерсанта», ситуация с предложениями для структур такого масштаба за последний год не изменилась в лучшую сторону.

По мнению экспертов, одним из возможных решений может стать перестрахование — распределение рисков между несколькими страховыми компаниями. Этот вариант уже обсуждается с Российской национальной перестраховочной компанией. Однако, как уточнил исполнительный директор СОГАЗа Анар Бахшалиев, такой подход требует от клиентов предоставления более подробной информации об ИТ-инфраструктуре и уровне её защиты, что увеличивает сроки заключения договоров.

Исследование АСТ также показало, что уровень киберзащищённости компании является главным фактором, влияющим на стоимость полиса. По оценке Сергея Худякова, она составляет от 1 до 3% от суммы покрытия. Встречаются и случаи, когда договоры заключаются бесплатно — как дополнение к пакету услуг, однако при этом размер покрытия минимален.

Ещё одной проблемой, по мнению авторов исследования, является самоуверенность компаний. Более половины участников опроса заявили, что не сталкивались с киберинцидентами, а 20% признались, что не знают, были ли они вообще. Однако, как отметил директор департамента «Страхование» компании «Рексофт» Никита Евсеенко, подобная уверенность часто основана не на реальной защищённости, а на культуре замалчивания инцидентов.

Тем не менее 90% компаний готовы оформить полис, если страхование киберрисков станет обязательным. Соответствующие инициативы обсуждаются с 2023 года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru