Ботоводы проводят DDoS-атаки по всему миру, пристреливая новую IoT-сеть

Ботоводы проводят DDoS-атаки по всему миру, пристреливая новую IoT-сеть

Ботоводы проводят DDoS-атаки по всему миру, пристреливая новую IoT-сеть

С конца 2024 года эксперты Trend Micro фиксируют DDoS-атаки с нового ботнета, построенного на роутерах и IP-камерах. Злоумышленники выбирают мишенями предприятия разного профиля и проводят атаки во многих регионах, в том числе в России.

Анализ показал, что лежащий в основе ботнета зловред является наследником Mirai и Bashlite, он же Lizkebab и Gafgyt. Для его внедрения в сетевые и IoT-устройства используются RCE-уязвимости и слабость парольной защиты.

При запуске вредонос задает правила для iptables:

  • разрешить подачу запросов на TCP-соединение из локальной сети;
  • запретить подачу запросов на TCP-соединение из интернета (не исключено, что для предотвращения заражения другими DDoS-ботами);
  • разрешить прием пакетов на установленных TCP-соединениях;
  • разрешить коммуникации с C2-сервером.

Новоявленный бот поддерживает несколько техник DDoS типа flood: TCP SYN, TCP ACK, UDP-флуд, TCP STOMP (для обхода защиты) и GRE-флуд (большое количество запросов с подменой IP источника либо поток UDP-пакетов по туннелю IP-over-Ethernet).

Во избежание перезапуска зараженного устройства при росте нагрузки бот деактивирует сторожевой таймер. Он также умеет по команде обеспечивать проксирование трафика (Socks) для нужд теневого сервиса.

Мониторинг C2-соединений в ходе одного из инцидентов выявил IP-адреса 348 источников мусорного потока. Как удалось установить, в основном это были беспроводные роутеры (80%), по большей части TP-Link и Zyxel.

Примерно 12% зараженных устройств представляли собой IP-камеры Hikvision. Больше половины генераторов вредоносного трафика (57%) были расположены в Индии, 17% — в Южной Африке.

Наибольшее количество атакованных целей (IP-адресов) зафиксировано в США (17%), Бахрейне (10%) и Польше (9%), чуть менее — в Испании (7%), Израиле и России (по 6%). Примечательно, что, кроме привычных UDP и SYN, в Японии часто применяется STOMP flood, в остальных странах — GRE-атаки.

Больше прочих от DDoS страдают ИТ-сфера и телеком, в Японии — также транспортные компании. Ущерб от новобранца пока невелик: атаки вызвали временную потерю связи у нескольких мишеней.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru