Трояна Buhtrap вновь раздают с фейковых сайтов для юристов и финансистов

Трояна Buhtrap вновь раздают с фейковых сайтов для юристов и финансистов

Трояна Buhtrap вновь раздают с фейковых сайтов для юристов и финансистов

Эксперты F.A.C.C.T. зафиксировали новую атаку Buhtrap по своей клиентской базе. Сотрудник подопечной компании скачал трояна вместо шаблона документа, который он пытался найти через «Яндекс»; вредоносный сайт всплыл в первых строках поисковой выдачи.

Запуск Windows-зловреда, используемого для хищения денежных средств с корпоративных счетов в банках, был с успехом заблокирован. Анализ показал, что за полтора года затишья схема атак Buhtrap практически не изменилась.

Загруженный с поддельного сайта ZIP-архив содержит исполняемый файл с вводящим в заблуждение именем Документ № [0-9].exe — начальный загрузчик (лоадер). При его активации распаковывается дроппер, запускающий Wordpad.exe с пустым документом.

Развертывание целевой полезной нагрузки происходит, когда жертва закрыла окно Wordpad . По словам экспертов, этот трюк применяется для обхода песочниц.

Троян сохраняется на диск и прописывается в системном реестре на автозагрузку как экзешник с произвольным именем (на латинице). Весной 2023 года вредонос оседал в системах в виде DLL.

В рамках новой Buhtrap-кампании было выявлено несколько взаимосвязанных сайтов-приманок (все домены зарегистрированы в конце июля):

  • астраюрист[.]рф;
  • фин-баланс[.]рф;
  • финансовыйбаланс[.]рф;
  • законноерешение[.]рф (пока не используется).

Чтобы повысить их позиции в результатах поиска, злоумышленники применяют методы черной оптимизации (black SEO). Под встроенными в страницы кнопками «Скачать документ» скрыт редирект на другой вредоносный ресурс в той же инфраструктуре.

 

Русскоговорящая группировка Buhtrap объявилась в интернете осенью 2014 года. Ее жертвы — в основном российские юрлица; одноименный троян обычно распространяется через взломанные или специально созданные сайты для финансистов и юристов (метод watering hole), реже — вложением в поддельные письма.

Ущерб от атак Buhtrap в период с 2020 года по 2022-й в F.A.C.C.T. оценили в 2 млрд руб., за все годы активности кибергруппы в глобальном масштабе — в 6-7 млрд рублей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru