Пользователей Telegram атакуют мошенники с голосовыми дипфейками

Пользователей Telegram атакуют мошенники с голосовыми дипфейками

Пользователей Telegram атакуют мошенники с голосовыми дипфейками

Злоумышленники взламывают аккаунты Telegram и от имени жертвы просят ее знакомых о материальной помощи. Для пущей убедительности просьба подкрепляется голосовым сообщением, созданным с помощью ИИ.

Для получения доступа к аккаунту используется одна из уже обкатанных мошеннических схем: фейковое голосование, онлайн-опрос, подарочная подписка на Telegram Premium. Голосовые обращения, призванные убедить собеседника в необходимости денежного перевода, генерируются на основе аудиозаписей, найденных у жертвы, и дублируются во все ее чаты.

Откликнувшимся доброхотам высылается сфальсифицированное фото банковской карты с именем и фамилией, соответствующими паспортным данным жертвы взлома. Авторы одной из таких атак просили «одолжить» 200 тыс. руб., в другом случае пользователь «ВКонтакте», купившись на дипфейк, потерял порядка 3 тыс. рублей.

В конце прошлого года с аналогичной мошеннической схемой столкнулись русскоязычные пользователи WhatsApp. Перенос ее в Telegram зафиксировали, в частности, эксперты ГК «Солар»; за последний месяц они выявили более 500 новых доменов, созданных мошенниками для сбора ключей от аккаунтов в мессенджере.

Опрошенные РБК специалисты сошлись во мнении, что для России подобные сложные атаки новы, и пользователям в таких случаях следует удостовериться, что неожиданная просьба исходит от их знакомца — например, перезвонить ему по телефону.

«Сейчас для пользователей нет технических решений уровня UEBA, с поведенческой аналитикой и поиском аномалий, — комментирует главный специалист отдела комплексных СЗИ компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников. — Что касается социальных сетей и мессенджеров, то уверен, что они начнут применять поведенческую аналитику, основанную на ИИ, для защиты своих клиентов от подобного рода атак в ближайшее время. Думаю, что в течение ближайших 5-10 лет подобные решения по защите пользователей от вымогательских атак, сгенерированных ИИ, станут нормой жизни и будут доступны на премиальных подписках мессенджеров и в виде специализированных персональных защитных приложений».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru