Киберграмотность жителей России оценили в 48,2 балла из 100 возможных

Киберграмотность жителей России оценили в 48,2 балла из 100 возможных

Минцифры России совместно с «РТК-Солар», консалтинговым агентством НАФИ и университетским исследователями (СПбГУТ) проверили осведомленность россиян об актуальных киберугрозах и способах защиты от них. Результаты оказались плачевными: общий индекс киберграмотности населения составил 48,2 пункта из 100 возможных.

Всероссийское исследование проводилось в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика». В опросе приняли участие жители 80 субъектов Федерации в возрасте от 13 до 65 лет и старше.

Анкетирование охватило такие темы, как антивирусная защита, безопасное использование интернета, социальная инженерия, телефонное и интернет-мошенничество, безопасность персональных данных, безопасное использование Wi-Fi. Наиболее высокий уровень киберграмотности показала возрастная группа от 25 до 34 лет.

Хуже всего россияне знают о киберугрозах: 41% опрошенных не смогли назвать ни одной. Остальные чаще всего отмечали компьютерные вирусы (20%), взлом аккаунтов (19%), телефонное мошенничество (16%), фишинг (14%). Подростки (13 – 17 лет) лучше всего осведомлены о таких угрозах, как взлом соцсетей и мошенничество (36 и 22% соответственно).

О правилах создания надежных паролей знает 21% опрошенных, о принципах защиты ПДн — 19%. Представители самой старшей возрастной группы показали высокие результаты (46,6%) в сфере безопасного использования государственных порталов и банков.

Самооценка киберграмостности у россиян оказалась относительно низкой: 41% поставили себе от 1 до 3 баллов по десятибалльной шкале. В 8-10 баллов оценили свои знания лишь 18% участников опроса.

«С киберугрозами могут столкнуться граждане любого возраста, — комментирует директор Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин. — При этом защититься от мошенничества в сети не так уж и сложно: иногда достаточно поставить надежный пароль или сказать «Я перезвоню» в ответ на подозрительный звонок. Осознанное поведение граждан в интернете — это, в первую очередь, надежная защита их собственных персональных данных и денежных средств. Узнать о правилах безопасного поведения в интернете можно на портале Госуслуг в разделе «Кибербезопасность — это просто» или на сайте киберзож.рф».

По данным «РТК-Солар», за последний год россияне чаще всего сталкивались с телефонным мошенничеством (67%), треть граждан получала фишинговые письма. Наиболее редкие угрозы в рунете: получение несанкционированного доступа к личным файлам (11%), вредоносные программы (14%).

Согласно статистике «Лаборатории Касперского», в период с января по сентябрь 2022 года количество атак программ-шпионов для мобильных устройств во всем мире увеличилось на 29% по сравнению с аналогичным периодом годовой давности. В России за это время эксперты зафиксировали более 320 тысяч таких попыток.

Данные сайта КиберЗОЖ:

  • в 2022 году жертвами хакерских атак стали 65 млн россиян;
  • 59% пользователей используют один и тот же пароль для всех аккаунтов;
  • самый популярный пароль в рунете — 123456.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru