Эксперимент по обезличиванию персональных данных набирает обороты

Эксперимент по обезличиванию персональных данных набирает обороты

Эксперимент по обезличиванию персональных данных набирает обороты

Минэк планирует провести эксперимент для тестирования технологии по обезличиванию персональных данных жителей России. Его участники смогут безопасно обрабатывать и объединять полученные от поставщиков данные, используя криптографические алгоритмы и другие средства защиты информации.

В течение трёх лет Ассоциация больших данных (АБД), в состав которой входят Яндекс, Сбербанк, ВКонтакте, МТС и многие другие, предлагала провести этот проект.

По мнению Минэка, государству важно выработать безопасные подходы для работы с персональными данными, а экспериментально правовой режим (ЭПР) поможет решить эту задачу.

По словам Владимира Волошина, которые передает РБК, министерство поддерживает этот эксперимент и считает важным найти способы доступа к данным, не нарушающие интересы граждан и госбезопасности.

Сейчас проект программы ЭПР ещё не дошёл до Минцифры, но будет рассмотрен в установленном порядке при поступлении.

В 2021 году были внесены поправки в закон «О персональных данных», который не прошел второе чтение. В нем говорилось о возможности компаний получать согласие клиента на обработку его персональных данных, чтобы использовать их позже в обезличенном виде.

Эксперты объясняли, что такие данные интернет-провайдеры, поставщики CRM, ретейлеры и другие могли бы продавать заинтересованным лицам (например, рекламодателям).

В июле 2023 года Минцифры предложили новую версию законопроекта, согласно которой бизнесу нужно будет предоставить персональные данные клиентов в государственную информационную систему для централизованного обезличивания. Доступ к этим данным будет иметь только государство в течение трех лет. Такое предложение бизнесу не понравилось.

В апреле 2024 года АБД выступила с предложением предоставить разработчикам ИИ доступ к данным из госинформсистем. Государство должно будет заплатить бизнесу за базу обезличенных данных, если эта информация не предназначена для предотвращения чрезвычайных ситуаций и выполнения задач по обеспечению безопасности.

Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании ЭБР, напомнил о важности обезличивания данных, чтобы предотвратить утечку персональной информации.

Эксперты опасаются, что такая база персональных данных в сторонней системе станет постоянной целью злоумышленников. На этом фоне практика обмена агрегированными данными между участниками рынка кажется более надежной.

О том, что инструменты для обезличивания данных не вызывают доверия, рассказал Борис Едидин, зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России. Так как человек создает алгоритм обезличивания, то уже нельзя говорить о 100% безопасности метода.

Эксперты видят ЭПР как действенный инструмент регулирования рынка данных. Эксперимент позволит понять рабочие и необходимые технологии обезличивания, риски деобезличивания, а также методы смягчения рисков для владельцев персональных данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru