Устройствам Apple, Android, Linux уже 10 лет грозит захват через Bluetooth

Устройствам Apple, Android, Linux уже 10 лет грозит захват через Bluetooth

Уязвимость реализаций Bluetooth позволяет без аутентификации подключаться к устройствам Linux, Android, macOS, iOS и выполнять произвольные команды, имитируя клавиатурный ввод с помощью скриптов.

Проблему безопасности, которой был присвоен идентификатор CVE-2023-45866, обнаружил специалист по реверс-инжинирингу из SkySafe Марк Ньюлин (Marc Newlin). В 2016 году он же выявил похожую возможность подмены в беспроводных устройствах ввода семи вендоров (атака получила название MouseJack).

В рамках нового исследования было установлено, что устройство с включенным Bluetooth можно заставить взаимодействовать с фейковой клавиатурой, притом без ведома пользователя. Механизм сопряжения, не требующего аутентификации, определен в спецификациях Bluetooth 13-летней давности, однако ошибки в реализации протокола могут открыть возможность для злоупотреблений.

Эксплойт-атака в таких случаях незамысловата, ее можно провести с Linux-машины с использованием обычного адаптера Bluetooth. После установки связи с целевым телефоном или компьютером атакующий сможет через инъекцию нажатия клавиш выполнять на нем любые действия при условии, что они не требуют пароля или биометрической аутентификации.

Как оказалось, CVE-2023-45866 даже старше MouseJack: Ньюлин смог воспроизвести атаку на смартфон BLU DASH 3.5 под управлением Android 4.2.2 (эта сборка была выпущена в 2012 году).

Согласно результатам исследования, уязвимость составляет угрозу для следующих устройств:

  • Android с включенным Bluetooth;
  • Linux со стеком протоколов BlueZ при условии, что Bluetooth доступен для обнаружения и связи;
  • iOS и macOS при активном Bluetooth и наличии сопряжения с Magic Keyboard; эксплойт возможен даже при включенном режиме блокировки (LockDown Mode).

О своем открытии исследователь сообщил Apple, Google, Canonical (развивает проект Ubuntu) и комьюнити Bluetooth SIG. Публикацию подробностей и PoC-кода он решил отложить до тех пор, пока все не будет пропатчено.

Ответ Google гласил, что исправления для Android версий с 11 по 14 уже доступны затронутым OEM-провайдерам, а Pixel-устройства получат их OTA в составе декабрьских обновлений.

В Linux данная проблема была решена еще 2020 году (CVE-2020-0556), однако Ньюлин обнаружил, что фикс работает только в ChromeOS. В других дистрибутивах он по умолчанию неактивен — исследователь в этом убедился, проверив Ubuntu 18.04, 20.04, 22.04 и 23.10.

Патч для стека BlueZ вышел два месяца назад. Компания Apple получила отчет багхантера еще в августе, но дату выпуска патчей пока не озвучила.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru