Защита авторов Триангуляции была взломана с помощью MitM и промашки Apple

Защита авторов Триангуляции была взломана с помощью MitM и промашки Apple

Защита авторов Триангуляции была взломана с помощью MitM и промашки Apple

На конференции SAS эксперты Глобального центра исследований «Лаборатории Касперского» (GReAT) рассказали, как им удалось преодолеть аппаратную защиту Apple и добраться до эксплойтов, задействованных в «Операции Триангуляция».

Напомним, в рамках кампании кибершпионажа, получившей кодовое имя «Операция Триангуляция», злоумышленники рассылали сообщения iMessage с прикрепленным файлом, запускающим цепочку заражения. После отработки эксплойтов на iPhone внедрялся бестелесный зловред для скрытного сбора информации и мониторинга.

Из-за сложности атаки и закрытости iOS технический анализ в Kaspersky затянулся. Чтобы выяснить, как действовали злоумышленники, экспертам пришлось проявить изобретательность. В частности, им нужно было придумать, каким образом обойти шифрование вложений iMessage.

С этой целью пришлось изучить процесс отправки таких файлов с участием iCloud. Как оказалось, для получения вредоносного вложения нужно извлечь два компонента: зашифрованный текст и ключ AES, который в облаке дополнительно шифруется с помощью открытого RSA-ключа.

Шифротекст удалось добыть перехватом трафика к серверам iCloud через mitmproxy. Проделать то же самое с ключом было нельзя, поскольку он отправляется получателю по протоколу iMessage.

В итоге было решено вмешаться в процесс загрузки вложения таким образом, чтобы ключ сохранился в базе данных SMS.db. Для этого исследователи изменили несколько байт в шифротексте с помощью дополнения для mitmproxy, а затем загрузили с заражённого устройства резервную копию iTunes и извлекли ключ из содержащейся в ней базы данных.

После получения эксплойтов оставалось лишь раздобыть сам имплант. Решить эту проблему вновь помогли MitM-атака и нарушение процесса шифрования через правку кода с помощью того же дополнения для mitmproxy (его пришлось немного подкрутить).

«Аппаратные средства защиты устройств с новыми чипами Apple значительно повышают их устойчивость к кибератакам, хотя они не являются полностью неуязвимыми, — комментирует эксперт Kaspersky Борис Ларин. — Операция Триангуляция — это напоминание о том, как важно с осторожностью относиться к вложениям, которые приходят в iMessage из незнакомых источников. Выводы о стратегиях в этой кампании могут послужить ценным руководством для противодействия подобным атакам».

Благодаря исследованию Kaspersky в iOS и iPadOS удалось выявить четыре уязвимости нулевого дня (авторы «Триангуляции» суммарно использовали пять): CVE-2023-32434, CVE-2023-32435, CVE-2023-38606 и CVE-2023-41990. Оказалось, что они актуальны также для macOS, tvOS и watchOS. Все дыры уже пропатчены.

 

В помощь потенциальным жертвам «Триангуляции» эксперты создали утилиту для проверки iPhone на предмет заражения и планируют продолжить череду публикаций по результатам исследования.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru