Мошенники заставляют клиентов банков настроить переадресацию СМС и звонков

Мошенники заставляют клиентов банков настроить переадресацию СМС и звонков

Мошенники заставляют клиентов банков настроить переадресацию СМС и звонков

Специалисты ВТБ выявили новую схему телефонного мошенничества. Аферисты звонят от имени оператора сотовой связи и заставляют абонента изменить настройки сим-карты, установив переадресацию СМС и звонков на их номер. В итоге злоумышленник получает доступ к личному кабинету клиента банка и возможность украсть деньги со счета.

Чтобы заставить потенциальную жертву выполнить требуемое действие, ей сообщают о взломе личного кабинета — разумеется, мнимом. Переадресация, выполняемая через набор USSD-команды, якобы нужна, чтобы предотвратить распространение личных данных. Впоследствии мошенник может перезвонить и сообщить об устранении проблемы, но к этому времени неблаговидная цель будет достигнута.

«Злоумышленники постоянно адаптируют сценарии своих атак, используя методы социальной инженерии и фишинга, — комментирует Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ, возглавляющий департамент цифрового бизнеса. — Мы рекомендуем клиентам устанавливать на свои смартфоны определители номера, которые позволят отличить настоящий звонок от мошеннического или не отвечать на звонки от незнакомых номеров. А главное — проявлять бдительность и при малейшем сомнении прекратить разговор, который кажется вам подозрительным».

В этом году ВТБ фиксирует рост активности телефонных мошенников. В мае банк получил от клиентов более 640 тыс. жалоб по этому поводу — на 70% больше, чем в апреле. С начала года злоумышленники совершили 770 тыс. попыток хищения денежных средств; благодаря обращениям пострадавших банку удалось совокупно спасти около 12 млрд рублей.

ВТБ считает, что клиенты российских банков нуждаются в дополнительной защите, и призывает ужесточить нормативные ограничения и контроль звонков с виртуальных подменных номеров. Для эффективной борьбы с телефонным мошенничеством также необходимо обеспечить возможность идентификации конечного владельца номера, чтобы в случае злонамеренного использования его можно было призвать к ответу.

Интересно, что в начале месяца ИБ-специалисты предупреждали о возможности перехвата WhatsApp-аккаунта с помощью переадресации звонков. Используя этот метод, мошенник может также получить доступ к личным сообщениям и спискам контактов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Средняя компания в России пережила 1,2 тыс. DDoS-атак за 9 месяцев

По данным группы компаний «Солар», за первые девять месяцев 2025 года на одну российскую компанию в среднем пришлось около 1,2 тыс. DDoS-атак — на 32% меньше, чем за тот же период прошлого года. Однако во время значимых событий в стране хакеры активно повторяли прошлогодние «рекорды», совмещая DDoS с атаками на веб-приложения и действиями профессиональных APT-групп.

Больше всего атак зафиксировано в телеком, ИТ, финансовом секторе, а также в государственных структурах и региональных органах власти.

Самые мощные волны DDoS пришлись на март (92,3 тыс. атак), май (79,8 тыс.) и сентябрь (80,5 тыс.).

  • В марте под удар попали страховые и финансовые компании — сразу после переговоров США и Украины в Саудовской Аравии.
  • В мае атаки пришлись на телеком и ИТ-сектор в период празднования 80-летия Победы.
  • А в сентябре — во время Единого дня голосования.

Средняя мощность атак составила 1,6 Гбит/с, а самая мощная достигла 1522 Гбит/с — в августе, когда киберпреступники атаковали телеком-оператора во время саммита Россия–США на Аляске.

Из более чем 560 тыс. атак, зафиксированных и отражённых сервисом Solar Anti-DDoS, больше всего пришлось на:

  • телеком — 126 тыс. атак,
  • ИТ-сектор — 107 тыс.,
  • финансовые компании — 37 тыс.,
  • федеральные органы власти — 35 тыс.,
  • региональные органы власти — более 25 тыс. атак.

По регионам лидер — Москва (282 тыс. атак). Далее идут Приволжский округ (44,8 тыс.) и Урал (41,3 тыс.). Эксперты отмечают, что вектор атак сместился в сторону ПФО, где расположено много промышленных и оборонных предприятий, представляющих интерес для проукраинских хакеров.

 

 

Единственным регионом, где среднее число атак на одну компанию выросло, стал Северо-Западный округ (+10% год к году) — здесь под прицелом оказались предприятия нефтепереработки на фоне новых санкций.

Эксперты «Солара» связывают общее снижение числа атак с ростом киберустойчивости компаний. Но вместе с тем злоумышленники меняют тактику: теперь они реже проводят массированные удары и чаще комбинируют DDoS, веб-атаки и действия APT-группировок для проникновения в инфраструктуру.

«DDoS-атаки стали более прицельными и синхронизируются с важными российскими и геополитическими событиями. Их эффективность снижается, но они по-прежнему используются как первый этап сложных кибератак. Поэтому компаниям важно выстраивать комплексную защиту всего онлайн-периметра», — подчеркнул Сергей Левин, руководитель направления Anti-DDoS ГК «Солар».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru