Android-вредонос Joker совершил очередной налёт на Google Play Store

Android-вредонос Joker совершил очередной налёт на Google Play Store

Android-вредонос Joker совершил очередной налёт на Google Play Store

Вредоносная программа для Android, известная всем под именем Joker, никак не отпускает Google Play Store. На этот раз авторы зловреда вернулись с целым набором новых трюков, помогающих Joker обойти сканеры официального магазина приложений.

«Джокер» известен экспертам с 2017 года. Вот уже четыре года тактика авторов вредоноса остаётся неизменной: Joker маскируют под легитимные приложения вроде игр, мессенджеров, редакторов фото, программ-переводчиков и обоев для рабочего стола.

Как только Joker попадает в систему, он начинает незаметно для пользователя имитировать клики, перехватывать СМС-сообщения и подписывать жертву на платные сервисы. Такие мобильные вредоносы получили отдельную категорию — fleeceware.

Как правило, жертва даже не подозревает о наличии вредоносного софта до того момента, как ей не приходит счёт на крупную сумму. Также fleeceware может передавать оператору сообщения, список контактов и информацию об устройстве.

С 2019 года Joker не раз проникал в Google Play Store, поскольку его авторы постоянно вносят мелкие детали в свою схему. Поэтому и наблюдались такие явления, как периодические волны атак «Джокера» на пользователей официального магазина. По данным специалистов Zimperium, за последние четыре года из Play Store удалили более 1800 приложений, заражённых Joker.

«Создатели вредоноса регулярно находят и воплощают новые методы обхода защитных барьеров Play Store. Рано или поздно зловреда, конечно, обнаруживают, однако он в очередной раз демонстрирует, насколько часто такой софт может модифицироваться — игра в "Кошки-мышки"», — пишет Zimperium в отчёте.

Последние версии Joker отмечались старанием скрыть истинные намерения приложения. В этом авторам вредоноса помогает инструмент для разработчиков с открытым исходным кодом — Flutter.  При использовании этого набора даже вредоносный код будет выглядеть для сканеров как безобидный.

Помимо этого, «Джокер» за последнее время научился встраивать пейлоад в качестве .DEX-файла, который обфусцируется разными методами. Как правило, злоумышленники прибегают к стеганографии, где изображение хранится на удалённом командном сервере (C2).

Чтобы спрятать URL командного центра, киберпреступники используют специальные сервисы для сокращения ссылок.

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru