Android-вредонос Joker совершил очередной налёт на Google Play Store

Android-вредонос Joker совершил очередной налёт на Google Play Store

Android-вредонос Joker совершил очередной налёт на Google Play Store

Вредоносная программа для Android, известная всем под именем Joker, никак не отпускает Google Play Store. На этот раз авторы зловреда вернулись с целым набором новых трюков, помогающих Joker обойти сканеры официального магазина приложений.

«Джокер» известен экспертам с 2017 года. Вот уже четыре года тактика авторов вредоноса остаётся неизменной: Joker маскируют под легитимные приложения вроде игр, мессенджеров, редакторов фото, программ-переводчиков и обоев для рабочего стола.

Как только Joker попадает в систему, он начинает незаметно для пользователя имитировать клики, перехватывать СМС-сообщения и подписывать жертву на платные сервисы. Такие мобильные вредоносы получили отдельную категорию — fleeceware.

Как правило, жертва даже не подозревает о наличии вредоносного софта до того момента, как ей не приходит счёт на крупную сумму. Также fleeceware может передавать оператору сообщения, список контактов и информацию об устройстве.

С 2019 года Joker не раз проникал в Google Play Store, поскольку его авторы постоянно вносят мелкие детали в свою схему. Поэтому и наблюдались такие явления, как периодические волны атак «Джокера» на пользователей официального магазина. По данным специалистов Zimperium, за последние четыре года из Play Store удалили более 1800 приложений, заражённых Joker.

«Создатели вредоноса регулярно находят и воплощают новые методы обхода защитных барьеров Play Store. Рано или поздно зловреда, конечно, обнаруживают, однако он в очередной раз демонстрирует, насколько часто такой софт может модифицироваться — игра в "Кошки-мышки"», — пишет Zimperium в отчёте.

Последние версии Joker отмечались старанием скрыть истинные намерения приложения. В этом авторам вредоноса помогает инструмент для разработчиков с открытым исходным кодом — Flutter.  При использовании этого набора даже вредоносный код будет выглядеть для сканеров как безобидный.

Помимо этого, «Джокер» за последнее время научился встраивать пейлоад в качестве .DEX-файла, который обфусцируется разными методами. Как правило, злоумышленники прибегают к стеганографии, где изображение хранится на удалённом командном сервере (C2).

Чтобы спрятать URL командного центра, киберпреступники используют специальные сервисы для сокращения ссылок.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru