Операторов связи хотят наделить правом блокировать мошеннические звонки

Операторов связи хотят наделить правом блокировать мошеннические звонки

Операторов связи хотят наделить правом блокировать мошеннические звонки

Российские кредитные организации и операторы связи наметили план борьбы с мошенническими звонками клиентам банков, в ходе которых злоумышленники применяют социальную инженерию. На данном этапе можно выделить два потенциально рабочих метода противодействия этой угрозе: предоставить операторам полномочия блокировать абонентов и использовать биометрию для подтверждения сомнительных операций.

Единственная проблема в случае с дополнительным подтверждением сомнительной операции — россияне не сильно хотят сдавать биометрические данные. Граждан вполне можно понять, ведь сейчас из банков постоянно утекает информация клиентов. А где гарантия, что биометрию удастся обезопасить должным образом?

Вопрос противодействия мошенническим звонкам вплотную обсуждался на Х Международном форуме Antifraud Russia. Эксперты в области информационной безопасности назвали текущую ситуацию удручающей.

Например, представители Сбербанка зафиксировали рост числа жалоб клиентов на звонки злоумышленников. С начала года таких инцидентов стало в 15 раз больше (всего 2,5 млн обращений).

Параллельно с этой статистикой мы имеем 240 тысяч уголовных дел, возбужденных в этом году. Эта цифра всего на 10% больше, чем аналогичный показатель прошлого года.

Представители Альфа-банка считают, что мошенники пользуются уязвимостями, возникшими благодаря принципу работы операторов связи — бесконтрольной продаже и замене SIM-карт. Кредитные организации ждут решения проблемы именно от операторов, подчеркнули в банке.

Выступивший со стороны операторов связи Сергей Хренов, директор по предотвращению мошенничества в «МегаФон», обратил внимание, что мошеннические звонки с подменой номера банков на сегодняшний день сведены к минимуму именно операторами. Сам «МегаФон» ежедневно блокирует 300-500 тысяч таких звонков.

Проблема кроется в том, что операторы, по сути, могут лишь выявлять факт злонамеренного звонка, а вот заблокировать самостоятельно — нет. В этом смысле было бы неплохо дать операторам те же инструменты, которые есть у банков, считают специалисты: кредитные организации могут останавливать мошеннические операции, а операторы связи не могут блокировать аналогичные звонки.

Соответствующие поправки к законодательству на данный момент разрабатывает Минкомсвязи. Со своей стороны, банки готовы защищать клиентов, просвещая их по части кибербезопасности.

Как передает «Ъ», пока готовятся поправки, проблему все равно надо как-то сдерживать. Эксперты видят решение в использовании биометрии, но здесь тоже есть свои проблемы: фотографию можно подделать, а образцов в ЕБС в настоящее время немного.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

ФСБ обновила шесть приказов по защите КИИ

ФСБ России обновила шесть приказов, регламентирующих работу Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), системы ГосСОПКА и порядок взаимодействия субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) с инфраструктурой регулятора. Все проекты документов опубликованы на Портале проектов нормативных актов.

После прохождения общественного обсуждения новые редакции заменят версии 2017–2018 годов.

Обновлено Положение о НКЦКИ, утверждённое приказом №366 от июля 2018 года. Теперь центр получает право устанавливать регламенты взаимодействия с субъектами КИИ, запрашивать у них результаты мероприятий по защите от компьютерных атак, а также контролировать устранение выявленных уязвимостей.

Следующий документ регулирует порядок информирования ФСБ об инцидентах, атаках и мерах реагирования, заменяя приказ №282 от июня 2019 года. В проекте сокращены сроки уведомления: до 3 часов — для значимых объектов КИИ, до 24 часов — для информационных ресурсов органов власти и банков. Банки также вправе направлять уведомления в Банк России в аналогичные сроки.

Документ также обязывает организации подготовить план реагирования на инциденты не позднее 90 дней с момента внесения объекта в реестр значимых. В приказе описаны требования к содержанию такого плана. После подготовки он подлежит утверждению в НКЦКИ.

Новый порядок обмена информацией об атаках и инцидентах между субъектами КИИ пришёл на смену приказу №368 от июля 2018 года. Организации смогут самостоятельно определять перечень участников и сроки обмена данными — при условии, что они обеспечивают своевременное обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий инцидентов. Для обмена может использоваться инфраструктура НКЦКИ. Также отдельно описан порядок взаимодействия с иностранными структурами.

Обновлён порядок аккредитации Центров ГосСОПКА. Документ устанавливает правила проведения аккредитации, которая будет действовать в течение пяти лет.

Ещё один приказ определяет порядок получения субъектами КИИ информации о способах проведения атак и методах их предупреждения и обнаружения. Информация может предоставляться через инфраструктуру НКЦКИ, а при отсутствии подключения — по почте или электронной почте.

Также утверждён регламент непрерывного взаимодействия субъектов КИИ с НКЦКИ и системой ГосСОПКА. В соответствии с ним субъекты КИИ обязаны предоставлять ответы на запросы ФСБ в течение 24 часов.

Все обновлённые документы планируется ввести в действие 30 января 2026 года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru