25 млн Android-устройств оказались заражены агентом Смитом

25 млн Android-устройств оказались заражены агентом Смитом

25 млн Android-устройств оказались заражены агентом Смитом

Исследователи зафиксировали новую вредоносную кампанию, атакующую устройства под управлением Android. По оценкам экспертов, около 25 миллионов Android-устройств уже заражены вредоносной программой, получившей имя «Agent Smith».

В ходе этих атак легитимные приложения подменяются злонамеренными копиями, которые отображают пользователю рекламные объявления. Саму программу Agent Smith пострадавшие скачивали из стороннего магазина приложений.

Злоумышленники предлагали пользователям утилиту для редактирования фотографий, игру и даже приложение для взрослых — каждая из этих программ содержала вредоносную составляющую.

Попав на устройство, приложение-приманка расшифровывается и устанавливает в систему «агента Смита».

Вредоносная программа пытается скрыть свое присутствие в системе, для этого в ход идет маскировка под утилиту от Google — например, Google Updater или «com.google.vending». Также приложение скрывает свою иконку от пользователя.

Следующим шагом вредонос проверяет, установлены ли на устройстве приложения из списка. Часть этого списка жестко закодирована в приложении, а другую часть зловред получает от командного сервера C&C.

Если «агент Смит» находит приложение из списка, он извлекает основной APK и добавляет рекламный модуль. После этого легитимная версия приложения подменяется рекламной. Пользователю при этом никаких уведомлений не выводится, то есть он не в курсе происходящего.

Для завершения процесса заражения вредоносная программа использует уязвимость Janus, которая позволяет добавить произвольный код в приложение, при этом не нарушив его цифровую подпись.

Жестко закодированный список приложений выглядит следующим образом:

  • com.whatsapp
  • com.lenovo.anyshare.gps
  • com.mxtech.videoplayer.ad
  • com.jio.jioplay.tv
  • com.jio.media.jiobeats
  • com.jiochat.jiochatapp
  • com.jio.join
  • com.good.gamecollection
  • com.opera.mini.native
  • in.startv.hotstar
  • com.meitu.beautyplusme
  • com.domobile.applock
  • com.touchtype.swiftkey
  • com.flipkart.android
  • cn.xender
  • com.eterno
  • com.truecaller

Подробный отчет о деятельности «агента Смита» исследователи компании Check Point опубликовали в блоге.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru