Спецслужбы выдают Android-шпиона за WhatsApp и софт операторов связи

Спецслужбы выдают Android-шпиона за WhatsApp и софт операторов связи

Спецслужбы выдают Android-шпиона за WhatsApp и софт операторов связи

В Lookout провели анализ подозрительных Android-приложений, предоставленных TechCrunch, и подтвердили, что это шпионский софт. Создателем трояна, судя по всему, является итальянская компания SIO, снабжающая спецслужбы и правоохрану инструментами слежки.

Вредонос, именуемый Spyrtacus, распространяется под видом WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) и других популярных программ. В Google журналистов заверили, что в их магазине таких фейков нет.

Шпиона интересуют СМС, сообщения в WhatsApp, Signal и мессенджере Facebook (соцсеть признана в России экстремистской и запрещена). Он также умеет собирать информацию о контактах жертвы, вести запись в ходе звонков, работать с камерой и микрофоном.

Некоторые серверы, используемые Spyrtacus как C2, зарегистрированы на компанию ASIGINT — дочку SIO, занимающуюся разработкой софта для прослушки проводных линий связи.

Примечательно, что и фейковые приложения, и поддельные сайты, с которых они раздаются, оформлены на итальянском языке. Кто именно шпионит с их помощью, и за кем, пока неизвестно.

Аналитики из Lookout нашли в Сети еще 13 образцов Spyrtacus; самый ранний датируется 2019 годом, новейший — октябрем 2024-го. Некоторые из них замаскированы под приложения итальянских операторов сотовой связи — TIM, Vodafone, WINDTRE.

По данным «Лаборатории Касперского», шпион Spyrtacus впервые объявился в интернете в 2018 году. Вначале вредоносные APK раздавали через Google Play, затем с этой целью были созданы фейковые сайты.

Кроме Android-версии, эксперты обнаружили образец, заточенный под Windows, а также признаки существования имплантов для iOS и macOS.

 

Недавно стало известно о еще одной шпионской кампании. Ее целью являлись журналисты и активисты, использующие WhatsApp. На устройства через уязвимость 0-click устанавливался специализированный софт разработки израильской компании Paragon.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru