Бизнес сокращает инвестиции в ИБ, несмотря на рост атак

Бизнес сокращает инвестиции в ИБ, несмотря на рост атак

Бизнес сокращает инвестиции в ИБ, несмотря на рост атак

Бизнес не только не увеличивает инвестиции в кибербезопасность, но в некоторых случаях даже сокращает их, несмотря на рост числа кибератак. По мнению участников рынка, одной из причин этого является высокая стоимость заемного финансирования.

Как отмечает «Коммерсант», оптимизация расходов — это адаптация бизнеса к новым киберугрозам.

В ГК «Солар» уточняют, что в 2024 году затраты на информационную безопасность составляли 6–10% от общего ИТ-бюджета компаний, тогда как в 2022 году этот показатель был втрое ниже. При этом бизнес и государственные структуры все чаще прибегают к аутсорсингу.

Согласно отчету BI.ZONE по итогам 2024 года, замедление роста российского ИТ- и ИБ-рынка связано, в том числе, с высокой ключевой ставкой Банка России, из-за которой привлечение заемных средств стало значительно дороже. Однако, по прогнозам компании, рынок кибербезопасности продолжит расти.

«Одна из причин недостаточного финансирования — высокая стоимость решений для кибербезопасности. Их цена значительна, а экономический эффект растянут во времени», — поясняет главный инженер проектов по ИБ компании «Уралэнерготел» Мария Глухова.

По ее мнению, бизнес чаще выбирает быстрые проекты с очевидным эффектом. При этом уровень защиты остается низким. Начальник управления ФСТЭК России Елена Торбенко на «Инфофоруме-2025» заявила, что минимально необходимый уровень защиты обеспечен лишь на 13% объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Кроме того, далеко не все компании выполнили требования законодательства: по оценке «Кода Безопасности», обязательные меры по импортозамещению реализовали не более 70% госструктур и только 40% бизнеса.

Коммерческий директор «Кода Безопасности» Федор Дбара связывает это с высокой стоимостью импортозамещения и сложностью перестройки рабочих процессов.

«В России наблюдается смещение фокуса с реальных задач кибербезопасности на выполнение требований регуляторов», — считает руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений «Газинформсервиса» Сергей Полунин.

По его мнению, импортозамещение снижает зависимость от зарубежных решений, но не решает проблему защиты от киберугроз. Тем не менее, он прогнозирует, что в 2025 году бизнес вновь сосредоточится на практических аспектах кибербезопасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru