Минцифры опровергло ограничения на использование зарубежных мессенджеров

Минцифры опровергло ограничения на использование зарубежных мессенджеров

Минцифры опровергло ограничения на использование зарубежных мессенджеров

Минцифры дезавуировало информацию о том, что сотрудникам маркетплейсов, доставки, банков, Банка России, операторов связи и госслужащим запретят использовать зарубежные мессенджеры в служебных целях.

Данная мера только прорабатывается для сотрудников банков и госслужащих. Она направлена против проявлений дистанционного мошенничества.

9 ноября по лентам информагентств со ссылкой на источники начала распространяться информация, что в одном из законопроектов, подготовленных в рамках реализации мер, направленных против деятельности телефонных и интернет-мошенников, предложено ввести запрет на «использование принадлежащих иностранным юрлицам или гражданам сервисов обмена мгновенными сообщениями для передачи, приема, доставки и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений».

Якобы данная норма будет распространяться на сотрудников маркетплейсов и сервисов доставки), сотрудников кредитных организаций, служащих Банка России, работников операторов связи, государственных и муниципальных служащих всех уровней.

Спустя несколько часов появился пресс-релиз Минцифры, где назвали данную информацию некорректной:

«Инициатива еще дорабатывается. Сейчас речь идёт только о взаимодействии сотрудников госведомств и банков с внешними клиентами».

Данную инициативу назвали частью комплекса мер по снижению и предупреждению случаев кибермошенничества. Их разрабатывает Минцифры совместно с Банком России и правоохранительными органами.

«Если кто-то пишет гражданину от имени банка через иностранный мессенджер, это будет явным признаком мошенничества, так как официальная связь будет только через проверенные каналы от верифицированных сотрудников», — говорится в пресс-релизе Минцифры.

В ведомстве также напомнили, что госслужащие уже давно используют для рабочего и межведомственного взаимодействия отечественные сервисы «Среда», которые охватывают более 60 ведомств.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru