Более 40% компаний сохраняют учетные записи уволенных сотрудников

Более 40% компаний сохраняют учетные записи уволенных сотрудников

Более 40% компаний сохраняют учетные записи уволенных сотрудников

По данным опроса, проведенного Solar inRights, доступ к информационным ресурсам 40% организаций под учетными записями сотрудников сохраняется после увольнения.

Самой частой причиной становится несогласованность действий кадровых служб и ИT подразделений, ответственных за управление доступом к цифровым активам организаций.

В исследовании приняли участие руководители, специалисты по информационной безопасности и ИT из более 100 крупных организаций разных отраслей, включая финансовый и промышленный сектор, энергетику, ретейл, транспорт и логистику, медицинские и фармацевтические компании.

Таком же количестве компаний есть сложности с выявлением устаревших учетных записей и накоплением избыточных прав. Это вызвано отсутствием аудита категорий пользователей, большим количеством разрозненных информационных систем, общими учетными записи, которые скрывают реального владельца, и различными механизмами предоставления доступа к ИТ-инфраструктуре.

В более чем трети случаев отсутствие автоматизации в управлении доступом создает трудности при расследовании инцидентов. В результате у компаний нет возможности оперативно реагировать на потенциальные угрозы и снижать риски, связанные с эксплуатацией нелегитимных прав доступа.

Более 25% участников исследования обнаружили, что существующие ручные и полуавтоматические скрипты для блокировки учетных записей работают неэффективно. На практике даже одна незаблокированная учетная запись с расширенными правами способна привести к значительным потерям.

Технические учетные записи (ТУЗ) — еще одна уязвимая точка в управлении доступом к информационным системам. Для таких учетных записей ответственный либо не определяется, либо данные о нем фиксируются в документации на проект по интеграции.

Если в компании нет единой системы учета ответственных, то при увольнении сотрудников практически нет шансов определить, за какие учетные записи он отвечал. При этом в ТУЗ логины и пароли могут сохраняться годами. В таких условиях возрастает риск разглашения данных для аутентификации в информационных системах, которыми могут воспользоваться киберпреступники.

Более 30% компаний отметили, что не ведут реестр технических учетных записей (ТУЗ) и ответственных, которые назначены за каждую ТУЗ, в четверти компаний не разработана и не исполняется парольная политика. В более 50% случаев компании не автоматизируют процессы для передачи ответственности, если пользователь увольняется или переводится на другую должность.

Участники исследования также отметили проблемы в управлении доступом для подрядчиков и субподрядчиков. В более 40% случаев компании не владеют актуальным статусом об уровне доступа для внешнего контрагента, в трети — доступ прекращается несвоевременно, в 48% компаний нет автоматизированных процессов, чтобы отозвать полномочия и заблокировать учетные записи подрядчиков в случае расторжения договора. Почти в 15% случаев в компаниях не разработана и не исполняется парольная политика для учетных записей подрядчиков, которые имеют доступ к информационным системам.

По данным статистики Центра исследования киберугроз Solar 4RAYS, в первом полугодии 2024 года в 50% успешных кибератак злоумышленники действовали через скомпрометированные учетные записи сотрудников компании, а также ее подрядчиков и субподрядчиков (supple chain и trusted relationship), имеющих доступ к информационным системам крупных организаций.

«Разрозненные процессы, отсутствие автоматизации и, как следствие, сложный контроль УЗ и полномочий пользователей в ИТ-инфраструктуре серьёзно влияют на стабильность кибербезопасности, создают риски, которые влияют на стабильность работы. Поэтому аудит: кому, в каком объеме и для каких целей компания предоставляет свои ресурсы — это ключ к формированию безопасной рабочей среды. Без автоматизированного контроля жизненного цикла учетных записей и уровня полномочий сотрудников, владельцев технических учетных записей и подрядчиков риски несанкционированного доступа к критически важным цифровым активам и клиентским данным возрастают в разы», — комментирует Юлия Семенова, руководитель отдела управления правами доступа к информационным ресурсам департамента inRights ГК «Солар».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru