NUIT: эксперты показали атаку на топовых голосовых помощников

NUIT: эксперты показали атаку на топовых голосовых помощников

NUIT: эксперты показали атаку на топовых голосовых помощников

Исследователи из Американского университета разработали новый вектор атаки, получивший название «Near-Ultrasound Inaudible Trojan» (NUIT). Он направлен на устройства, оснащённые голосовыми помощниками: смартфоны, «умные» колонки и другие IoT-девайсы.

В своём отчёте специалисты продемонстрировали, как NUIT работает против современных голосовых помощников, установленных на миллионах устройств. Сюда вошла и Siri от Apple, и Google Assistant, а также Cortana от Microsoft и Alexa от Amazon.

Основная опасность NUIT заключается во взаимодействии со встроенным микрофоном атакуемого девайса. Как правило, такие микрофоны могут реагировать на ультразвуковые волны, которые недоступны человеческому уху. Это позволяет провести атаку максимально незаметно для жертвы и использовать при этом обычный динамик.

Как объясняют исследователи, NUIT можно реализовать на веб-сайтах, воспроизводящих медиафайлы или YouTube-видео. В этом случае остаётся заставить пользователя посетить такой ресурс.

В целом существует два метода запуска атаки NUIT:

  1. NUIT-1 — когда девайс является одновременно источником и целью атаки. Например, злоумышленник проигрывает аудиофайл на смартфоне жертвы и таким образом заставляет устройство совершить определённое действие (открыть дверь гаража или отправить текстовое сообщение).
  2. NUIT-2 — когда атака запускается на одном девайсе, а целью является другой.

«Если вы способны посмотреть YouTube-видео на своём “умном“ телевизоре, значит, у него есть динамики. Звук вредоносных команд NUIT не будет слышен вам, но при этом сможет дойти до мобильного телефона и взаимодействовать с голосовыми помощниками», — рассказывает один из экспертов.

«Такую атаку можно запустить даже посредством Zoom во время видеовстреч. Некий злоумышленник может внедрить сигнал атаки и взломать телефон собеседника».

На демонстрацию NUIT можно посмотреть на выложенных видеороликах:

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru