Вредоносные приложения микрозаймов крадут данные с Android с целью шантажа

Вредоносные приложения микрозаймов крадут данные с Android с целью шантажа

Вредоносные приложения микрозаймов крадут данные с Android с целью шантажа

Исследователи из Zimperium выявили новую вредоносную кампанию, ориентированную на пользователей Android-устройств. Мошенники крадут данные с помощью специально созданных приложений для займов, а затем вымогают деньги, угрожая опубликовать конфиденциальную информацию.

Киберкампания, которой было присвоено кодовое имя MoneyMonger, продолжается уже восьмой месяц. Используемые злоумышленниками приложения созданы на основе фреймворка Flutter с открытым исходным кодом; его присутствие в данном случае помогает скрыть вредоносные функции и затруднить статический анализ.

По данным Zimperium, ни одна из 33 программ, обнаруженных в рамках текущей Android-кампании, не распространялась через Google Play. С этой целью операторы зловредов используют неофициальные магазины или раздают свой софт с помощью смишинга, drive-by-загрузок, вредоносной рекламы либо спама в соцсетях.

При установке вредонос запрашивает уйму разрешений, якобы необходимых для гарантированного займа. На самом деле расширенный доступ ему нужен для сбора разнообразных данных: геолокации, СМС-сообщений, списка контактов, журнала вызовов, файлов, фото, аудиозаписей.

 

Украденная информация впоследствии используется для оказания давления на жертву: злоумышленники повышают процентные ставки, требуют повторного возврата, взимают пени и штрафы — даже в тех случаях, когда жертва все вернула вовремя и с лихвой. Если она упрямится, шантаж приобретает угрожающие размеры; вымогатели грозят публикацией данных, обзвоном контактов, рассылкой личных фото и сообщений.

Масштабы данной киберкампании определить трудно — из-за способов распространения вредоносных программ. По оценкам экспертов, на счету MoneyMonger должно быть не менее 100 тыс. загрузок; признаки заражения обнаружены в Индии и Перу.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru