Август побил антирекорд мая по утечкам данных

Август побил антирекорд мая по утечкам данных

Август побил антирекорд мая по утечкам данных

100 баз данных российских компаний выложили в Сеть только в августе. Последний месяц лета побил предыдущий антирекорд мая. Сливают сервисы доставки, строителей, медицину, онлайн-кинотеатры и телеком.

Летние утечки посчитали в Group-IB. Речь про российские базы данных, выложенные на теневые форумы и в тематические Telegram-каналы.

В июне в Сеть попали 23 базы, в июле — 17. Абсолютный антирекорд поставил август — 100 утечек за 31 день. Сыграла роль “мегаутечка”, включающая в себя базы данных 75 компаний.

Общее количество строк всех летних сливов составило 304 миллиона. Для сравнения: за весну опубликовано 73 базы. Тогда антирекордным стал май — в сеть выложили сразу 50 баз.

В подсчетах учитывались только впервые опубликованные базы.

Ландшафт летних сливов не отличается от весеннего “призыва”. 

Среди жертв оказались интернет-сервисы доставки, транспортные, строительные и медицинские компании, онлайн-кинотеатры, телеком-операторы.

Самые крупные утечки зафиксировали у компаний, работающих в сферах доставки — 192 миллиона строк, онлайн-видео — 43 миллиона строк, медицинских услуг — 30 миллионов строк.

Основная цель большинства кибератак — не заработать, а нанести максимальный ущерб бизнесу и клиентам.

Почти все слитые дампы свежие, датируются весной-летом 2022 года. В базах — имена клиентов, телефоны, адреса, даты рождения, а в некоторых случаях можно найти хеш-пароли, паспортные данные и подробности заказов.

“Интенсивность, с которой киберпреступники публикуют украденные базы данных российских компаний, остается высокой даже по сравнению с “рекордной” весной этого года, — говорит Олег Дёров, руководитель отдела Group-IB исследования киберпреступности Threat Intelligence. — При этом текущие тренды в андеграундных сообществах показывают, что злоумышленники активно переходят со старомодных форумов на Telegram”.

Кроме небольших сайтов магазинов и ресторанов, продолжают утекать данные крупных российских компаний различных секторов экономики. Чаще всего злоумышленники сразу выкладывали базы в паблик, это повышало риск использовать их быстро в мошеннических схемах.

По мнению экспертов департамента Group-IB Threat Intelligence, одной из причин такого огромного числа инцидентов стала недостаточная защищенность цифровых активов бизнеса, а также рост кибератак с весны этого года.

В Минцифры всё ещё обсуждают сценарии штрафных санкций за утечки. По последней информации, брать процент с оборота начнут, если слитая база коснется 10 тыс. пользователей.

Добавим, сегодня в эфире AM Live прошла онлайн-конференция на тему Threat Intelligence в условиях целевых атак. Эксперты поделились опытом, как на практике выстраивать эффективный процесс киберразведки, какие данные, инструменты и сервисы для этого необходимы.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru