Август побил антирекорд мая по утечкам данных

Август побил антирекорд мая по утечкам данных

Август побил антирекорд мая по утечкам данных

100 баз данных российских компаний выложили в Сеть только в августе. Последний месяц лета побил предыдущий антирекорд мая. Сливают сервисы доставки, строителей, медицину, онлайн-кинотеатры и телеком.

Летние утечки посчитали в Group-IB. Речь про российские базы данных, выложенные на теневые форумы и в тематические Telegram-каналы.

В июне в Сеть попали 23 базы, в июле — 17. Абсолютный антирекорд поставил август — 100 утечек за 31 день. Сыграла роль “мегаутечка”, включающая в себя базы данных 75 компаний.

Общее количество строк всех летних сливов составило 304 миллиона. Для сравнения: за весну опубликовано 73 базы. Тогда антирекордным стал май — в сеть выложили сразу 50 баз.

В подсчетах учитывались только впервые опубликованные базы.

Ландшафт летних сливов не отличается от весеннего “призыва”. 

Среди жертв оказались интернет-сервисы доставки, транспортные, строительные и медицинские компании, онлайн-кинотеатры, телеком-операторы.

Самые крупные утечки зафиксировали у компаний, работающих в сферах доставки — 192 миллиона строк, онлайн-видео — 43 миллиона строк, медицинских услуг — 30 миллионов строк.

Основная цель большинства кибератак — не заработать, а нанести максимальный ущерб бизнесу и клиентам.

Почти все слитые дампы свежие, датируются весной-летом 2022 года. В базах — имена клиентов, телефоны, адреса, даты рождения, а в некоторых случаях можно найти хеш-пароли, паспортные данные и подробности заказов.

“Интенсивность, с которой киберпреступники публикуют украденные базы данных российских компаний, остается высокой даже по сравнению с “рекордной” весной этого года, — говорит Олег Дёров, руководитель отдела Group-IB исследования киберпреступности Threat Intelligence. — При этом текущие тренды в андеграундных сообществах показывают, что злоумышленники активно переходят со старомодных форумов на Telegram”.

Кроме небольших сайтов магазинов и ресторанов, продолжают утекать данные крупных российских компаний различных секторов экономики. Чаще всего злоумышленники сразу выкладывали базы в паблик, это повышало риск использовать их быстро в мошеннических схемах.

По мнению экспертов департамента Group-IB Threat Intelligence, одной из причин такого огромного числа инцидентов стала недостаточная защищенность цифровых активов бизнеса, а также рост кибератак с весны этого года.

В Минцифры всё ещё обсуждают сценарии штрафных санкций за утечки. По последней информации, брать процент с оборота начнут, если слитая база коснется 10 тыс. пользователей.

Добавим, сегодня в эфире AM Live прошла онлайн-конференция на тему Threat Intelligence в условиях целевых атак. Эксперты поделились опытом, как на практике выстраивать эффективный процесс киберразведки, какие данные, инструменты и сервисы для этого необходимы.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новая схема обмана: фейковый сайт аренды домов лишил россиян 2,3 млн ₽

Компания F6 зафиксировала новый вид онлайн-мошенничества, рассчитанный на желающих арендовать дом для отдыха в Подмосковье. Злоумышленники создали поддельный сервис бронирования под названием Point House и с его помощью обманули около 300 человек, которые в сумме перевели аферистам более 2,3 млн рублей.

По данным департамента Digital Risk Protection компании F6, мошенники адаптировали под аренду жилья популярную схему FakeDate — «фальшивое свидание».

Всё начинается с сайтов знакомств, телеграм-ботов и соцсетей, где пользователи видят анкеты якобы привлекательных девушек. Эти анкеты создаются с помощью заранее подготовленных фото, голосовых и видеосообщений, а за ними стоят скамеры, получающие материалы через специальные телеграм-боты.

После короткого знакомства «девушка» предлагает встретиться — но не в кафе, а в «уютном домике для отдыха» в Подмосковье. Она присылает ссылку на сайт Point House, уверяя, что уже пользовалась его услугами и может поделиться «промокодом» на скидку. На деле этот промокод — идентификатор, который помогает организаторам схемы отслеживать, какой из скамеров привёл очередную жертву.

Сайт Point House выглядит убедительно: на нём представлены четыре варианта домов, каждый из которых обозначен как «Последний вариант», чтобы создать ощущение срочности. После выбора домика пользователю предлагают указать дату, число гостей и ввести «промокод», а затем — ввести данные банковской карты, включая CVV-код. В этот момент деньги уходят мошенникам в качестве «предоплаты».

По данным F6, максимальная сумма, списанная со счёта одной жертвы, составила 74 тысячи рублей, минимальная — около тысячи.

Старший аналитик департамента Digital Risk Protection Мария Синицына отмечает, что конкуренция между скам-группами усиливается, и злоумышленники всё быстрее адаптируют старые схемы под новые тренды:

«Когда мошенники видят растущий интерес к определённой услуге — будь то аренда домов, доставка или онлайн-знакомства, — они быстро подстраивают под это уже известные сценарии обмана. Часто они используют не только реальные бренды, но и придумывают собственные фейковые».

Эксперты предупреждают: если сервис бронирования выглядит подозрительно, а оплата предлагается только через неизвестный сайт — лучше не торопиться с предоплатой и проверить дом или площадку через официальные источники.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru