Суток мало: бизнес просит дать операторам ПДн 3 дня на разборку с утечками

Суток мало: бизнес просит дать операторам ПДн 3 дня на разборку с утечками

Речь идет о поправках в ФЗ-152. Если их примут, сообщать о потере ПДн в Роскомнадзор придется в течение суток. В РСПП сомневаются в реальности выполнить требование. Внести “поправки в поправки” нужно успеть до второго чтения в Госдуме.

Законопроект о персональных данных был принят в первом чтении в конце мая. Поправки депутатов фактически засекречивают сведения из ЕГРН, собирать биометрические данные можно будет только с 18 лет, а у всех, кто имеет отношение к персданным, будет всего 24 часа для полного отчета перед Роскомнадзором. 

Документ сразу вызвал много вопросов. В середине июня ЦБ согласился с банками, которые считают избыточным запрет собирать данные детей с 14 до 18 лет. На этой неделе стало известно, что поправки обойдутся бизнесу в 33 млрд рублей в год. 

И вот теперь озабоченность высказали в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Как пишут “Ведомости”, РСПП раскритиковал четыре момента: 

  • Закрытие доступа к персональным данным в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН). Ограничение доступа «усложнит оборот объектов недвижимости и может привести к увеличению случаев мошенничества». В РСПП считают, владельцам недвижимости лучше дать право подавать в ЕГРН заявление не о разрешении на предоставление данных, а о запрете на него. Сейчас поправки автоматически закрывают доступ к реестру. Сведения можно будет получить только по согласию собственника или запросу нотариуса.
  • Еще одно новое требование касается операторов ПДн. Они должны будут уведомить Роскомнадзор об утечках в течение 24 часов. За сутки нужно выяснить причину потери данных, оценить предполагаемый вред и озвучить принятые меры. В РСПП назвали эти требования практически невыполнимыми. Оператор может сам узнать об утечке не сразу. РСПП предложил увеличить срок “отчетности” в РКН до 72 часов и отсчитывать его «с момента выявления инцидента».
  • РСПП предложил исключить из законопроекта требование уведомлять Роскомнадзор о передаче данных в другие страны. Поправка прибавит проблем маркетплейсам (“Яндекс.Маркет”, Wildberries, Ozon, AliExpress). Они работают с зарубежными продавцами.
  • Крупный бизнес, как и ЦБ, не поддерживает идею запретить сбор биометрические данные подростков с 14 до 18 лет. В РСПП объяснили: высокая возрастная планка ограничит подростков в праве получать финансовые услуги дистанционно.

РСПП направил свои замечания главе комитета Госдумы по информационной политике Александру Хинштейну (одному из инициаторов законопроекта) и руководителю Роскомнадзора Андрею Липову еще во вторник, 21 июня. В РКН подтвердили получение письма.

Примут ли во внимание “бизнес-ноту”, станет понятно на втором чтении законопроекта.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Нейробраузер Яндекса ежедневно пресекает 1,5 млн визитов к фишерам

С начала тестирования обновленный Яндекс Браузер выявил более 400 тыс. мошеннических сайтов. Встроенная нейросеть позволяет ежедневно фиксировать 1,5 млн попыток перехода на фишинговые ресурсы, в 90% случаев юзер при этом использует телефон.

Проверка сайтов теперь осуществляется в реальном времени. При подозрении на фишинг Браузер запускает глубокий анализ с привлечением серверов «Яндекса». Ресурс проверяется по сотням параметров: когда создан, на кого зарегистрирован, как часто посещается и каким способом (по ссылкам или напрямую), появляется ли в поисковой выдаче и т. п.

Данные пользователей и текстовое содержимое страниц при этом на серверы не передаются. Комплексная проверка длится менее 0,01 секунды; если сайт опасен, пользователю выводится предупреждение.

Ранее такая защита работала иначе. Фишинговые сайты отыскивал в Сети поисковый робот «Яндекса», заходя на сомнительные страницы по несколько раз в сутки. Оценка производилась с помощью ML-моделей на сервере; опасные ресурсы заносились в базу, и Браузер с ней сверялся каждый раз, когда пользователь заходил на новый ресурс.

Весь процесс занимал много времени, от нескольких часов до суток. Столько в среднем и живут фишинговые сайты, и солидное количество по этой причине не попадало в базу «Яндекса».

Теперь клиентская нейросеть помогает выявлять не только ловушки-однодневки, но также новые приманки фишеров — такие как фейки приложений подсанкционных банков и платформ для работы с криптобиржами.

Каждый месяц через Яндекс Браузер в Сеть выходят свыше 85 млн человек. Запуск версии со встроенными нейросетями состоялся в прошлом месяце. Новые функции доступны на десктопах Windows, macOS, Linux, а также на мобильных устройствах.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru