В 2019 году на 40% выросли попытки получить контроль над инфраструктурой

В 2019 году на 40% выросли попытки получить контроль над инфраструктурой

В 2019 году на 40% выросли попытки получить контроль над инфраструктурой

За 2019 год объем киберинцидентов вырос на 30%, при этом доля внешних инцидентов увеличилась с 54% до 58% – таковы данные отчета Solar JSOC Security Report компании «Ростелеком-Солар». Всего за прошлый год центр мониторинга и реагирования на киберугрозы Solar JSOC выявил и отразил свыше 1,1 млн атак, нацеленных на инфраструктуру более 100 крупнейших государственных и коммерческих организаций из различных отраслей экономики.

В 2019 году аналитики Solar JSOC впервые выделяют резкий рост (на 40%) атак, направленных на получение контроля над инфраструктурой, на фоне 15% снижения числа атак, направленных на кражу денежных средств. В предыдущие годы картина была прямо противоположной: количество атак с целью хищения денег росло на десятки процентов ежегодно, интерес же злоумышленников к инфраструктуре как таковой был менее активным. Текущую ситуацию эксперты связывают с тем, что средний уровень защищенности банков, которые чаще всего и служили мишенью киберперступникам, существенно возрос. Это заставляет хакеров искать более уязвимые цели. Все более привлекательными для них становятся автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) предприятий и закрытые сегменты сети.

«Длительное и незаметное присутствие в инфраструктуре организации позволяет злоумышленникам детально исследовать ее внутренние процессы, получить более глубокий доступ к ИТ-системам и контроль над ними. В дальнейшем хакеры монетизируют эти точки присутствия, продавая их на черном рынке, шантажируя организацию-жертву или занимаясь конкурентной разведкой. Кроме того, в последние годы атаки все чаще направлены на промышленные и энергетические объекты, а также органы госвласти, контроль над инфраструктурой которых критичен для страны в целом», – рассказал Владимир Дрюков, директор центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар».

На фоне роста объемов внешних атак эксперты Solar JSOC отмечают и позитивный тренд: организации стали уделять больше внимания защите своей информационной инфраструктуры. В том числе благодаря этому впервые за 5 лет снизилась доля критичных инцидентов (с 19% до 16%).

«Динамика закрытия уязвимостей в России существенно выше, чем в других странах – российские серверы составляют менее 5% от уязвимых в мире. Например, за 2019 год количество российских серверов на периметре, подверженных уязвимости EternalBlue, сократилось более чем в пять раз – с 260 до 49,7 тысяч единиц. Тем не менее, примерно 40% из тех серверов, которые все еще остаются уязвимыми, принадлежат крупным коммерческим или государственным компаниям», – подчеркнул Владимир Дрюков.

Как и прежде, самыми популярными методами взлома корпоративных инфраструктур остаются заражение вредоносными программами (вирусы, трояны, шпионское ПО и т.п.) и использование уязвимостей в веб-приложениях (веб-порталах, электронной почте, личных кабинетах и т.д.). Частота их использования выросла на 11% и 13% соответственно. Но если в 2018 году основной функциональностью вредоносов было шифрование данных, то в 2019 – добыча криптовалюты.

DDoS-атаки демонстрируют существенный технологический прогресс. В 2019 году для проведения DDoS злоумышленники на 40% чаще использовали IoT-ботнеты – сети из зараженных «умных» устройств. Как правило, они слабо защищены и легко взламываются. С ростом количества IoT-устройств в мире, DDoS-атаки будут все дешевле и доступнее, а компании могут уже в ближайшее время столкнуться с новым всплеском этой угрозы, предупреждают эксперты Solar JSOC.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru