Компания Indeed ID разработала новую виртуальную смарт-карту

Компания Indeed ID разработала новую виртуальную смарт-карту

Компания Indeed ID разработала первую на российском ИБ-рынке технологию сетевой виртуальной смарт-карты, которая полностью эмулирует поведение аппаратных ключевых носителей и позволяет выполнять полный набор операций, поддерживаемый физическими аналогами.

Современные компании все шире используют технологии электронной цифровой подписи, строгой аутентификации пользователей и шифрования данных. Для этого предприятия разворачивают инфраструктуру открытых ключей (PKI, Public Key Infrastructure). Данные технологии требуют наличия у сотрудников персональных носителей ключевой информации: смарт-карт и USB-токенов. Если пользователь забыл устройство дома, потерял его или оно вышло из строя, доступ к данным и их защита становятся невозможны. 

Компания Indeed ID разработала технологию сетевой виртуальной смарт-карты Indeed Enterprise AirKey, исключающую необходимость применения аппаратной составляющей при использовании смарт-карт в рамках инфраструктуры PKI.

Виртуальная смарт-карта Indeed AirKey Enterprise полностью эмулирует поведение физической смарт-карты и позволяет выполнять весь спектр операций и пользовательских сценариев, доступный аппаратным ключевым носителям: электронно-цифровая подпись, расшифровка данных, двухфакторная аутентификация пользователей, организация доступа в режиме Single Sign-On. 

Разработанная технология реализует виртуальную смарт-карту несколькими способами. В одном случае физический носитель заменяется специальным хранилищем ключей и цифровых сертификатов на сервере системы, в другом - роль персонального ключевого носителя выполняет смартфон с установленным на него приложением AirKey.

Работа виртуальной смарт-карты Indeed AirKey Enterprise осуществляется в соответствии со штатными протоколами, интерфейсами и механизмами PKI-инфраструктуры. Так же, как обычные криптографические ключевые носители, для выполнения криптоопераций виртуальная смарт-карта использует стандарт PKCS#11 и интерфейс Microsoft CryptoAPI. 

В зависимости от реализации технологии виртуальной смарт-карты, закрытые ключи шифрования хранятся в зашифрованном виде в базе данных на сервере системы или в защищенной памяти смартфона и не передаются на ПК пользователя. Все криптографические операции, соответственно,  также выполняются на сервере системы или на смартфоне пользователя. При таком подходе закрытые ключи не могут быть скомпрометированы злоумышленником или вредоносным ПО на рабочем месте сотрудника.

Для обеспечения безопасности  выполняется шифрование каналов связи между всеми элементами системы (сервером, ПК и/или смартфоном пользователя) с применением асимметричных алгоритмов шифрования по протоколу TLS. На ПК пользователя доставляется уже готовый результат криптооперации. 

Отсутствие аппаратной составляющей определяет ряд преимуществ виртуальной смарт-карты по сравнению с традиционными ключевыми носителями. Для получения смарт-карты не требуется личный визит сотрудника к оператору системы — доставка виртуальной смарт-карты на компьютер пользователя осуществляется удаленно. Для специалистов ИБ значительно упрощается процедура изъятия карты из системы: чтобы прекратить ее использование администратору достаточно выполнить удаленный отзыв смарт-карты с уничтожением закрытых ключей.

Для операционной системы компьютера и целевых приложений, с которыми работает пользователь, виртуальная смарт-карта неотличима от физического аналога. Исключая из процесса использования PKI-инфраструктуры аппаратную составляющую на стороне пользователя, виртуальная смарт-карта Indeed Enterprise AirKey позволяет сделать этот процесс непрерывным и более эффективным.

Треть звонков от организаций не маркируется

Около трети звонков от организаций по-прежнему не маркируются, несмотря на то что соответствующее требование действует с 1 сентября 2025 года. Эксперты связывают это с игнорированием нормы со стороны небольших операторов связи, нерешёнными вопросами оплаты и фактическим отсутствием ответственности за её несоблюдение.

Как пишут «Известия», до трети звонков от компаний остаются анонимными.

По данным источников издания, такие вызовы чаще всего проходят через фиксированные сети небольших операторов, которых в России насчитывается около тысячи. В целом же, отмечают собеседники «Известий», в маркировке звонков не заинтересованы ни сами операторы, ни их корпоративные клиенты. Особенно это касается банков и микрофинансовых организаций.

Как сообщил РБК со ссылкой на источники, с 27 января вся «большая четвёрка» мобильных операторов перестала маркировать звонки от крупнейших банков, включая Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Причиной, по данным источников на финансовом рынке, стало отсутствие договоров между банками и операторами связи.

«По нашим данным, примерно одна треть от общего количества звонков, поступающих нашим клиентам ежемесячно, не маркируется, — сообщили “Известиям” в “Вымпелкоме” (Билайн). — При этом доля таких вызовов может меняться от месяца к месяцу. Как правило, речь идёт о звонках от компаний финансового сектора и небольших операторов связи».

Официальный представитель Т2 Дарья Колесникова оценила долю немаркированных звонков в 35–40%. По её словам, корпоративные заказчики, особенно из финансового сектора, сферы недвижимости и числа небольших операторов, зачастую не заинтересованы в подключении услуги из-за нежелания оплачивать маркировку.

Источники «Известий» также указывают, что такую позицию усиливает отсутствие прямой ответственности за саботаж маркировки. На эту проблему обращали внимание ещё в феврале 2020 года, когда инициатива только обсуждалась. Тогда Минцифры обещало проработать механизм ответственности, однако соответствующие изменения так и не были реализованы.

Партнёр ComNews Research Леонид Коник напомнил, что в правительственном постановлении, регулирующем маркировку звонков от организаций, прямо не прописан характер договоров между операторами и коммерческими заказчиками — в том числе, должны ли они быть возмездными. По его оценке, сама операция обходится оператору в среднем в 30 копеек за звонок, вне зависимости от того, состоялось соединение или нет. Малые операторы и бизнес-клиенты компенсировать эти расходы, как правило, не готовы.

«Многие компании и индивидуальные предприниматели не заключили со своими операторами договоры на маркировку. Причём зачастую речь идёт вовсе не о мелком бизнесе», — констатирует Леонид Коник.

«Поскольку наибольшую долю среди немаркированных звонков составляют кредитно-финансовые организации, мы ожидаем от Банка России указаний о необходимости обязательной идентификации таких вызовов, — заявила Дарья Колесникова. — Это критически важно, поскольку маркировка не только снижает раздражение абонентов от нежелательных звонков, но и помогает бороться с телефонным мошенничеством».

«В Кодексе об административных правонарушениях необходимо закрепить конкретные меры ответственности за звонки без маркировки. Кроме того, должны быть разработаны документы, чётко регламентирующие оплату этой услуги», — считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

По мнению Дениса Кускова, маркировка звонков — полезный инструмент, который помогает абонентам понять, можно ли доверять вызывающему номеру. При этом он признаёт, что стоимость услуги остаётся ощутимой нагрузкой для бизнес-заказчиков и небольших операторов связи.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru