ВЦИОМ оценил масштабы кибербуллинга

ВЦИОМ оценил масштабы кибербуллинга

ВЦИОМ оценил масштабы кибербуллинга

По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ среди родителей, в той или иной форме с проявлениями кибербуллинга (запугиванием, унижением, шантажом, преследованием с применением цифровых технологий) сталкивались около 25% детей.

По мнению опрошенных, девиантное поведение встречается во всех мессенджерах с примерно одинаковой частотой.

По сравнению с данными предыдущего опроса, который ВЦИОМ провел в 2021 г., частота проявлений кибербуллинга практически утроилась. Если в 2021 г. с ним сталкивались около 5% опрошенных, то в 2024 г. — уже 13%.

Чаще всего среди цифровых платформ, где можно столкнуться с проявлениями кибербуллинга респонденты называли «ВКонтакте» (27% против 22% в 2021 г.) и Telegram (16%, в 2021 г. его не называли).

Каждый десятый полагает, что чаще всего поведение характерно для пользователей YouTube (10%), по 8% набирают «Одноклассники». Затруднились назвать наиболее опасные для ментального здоровья социальные сети и мессенджеры более четверти интернет-пользователей (28%). Этот перечень платформ практически совпадает с теми, которыми пользуются респонденты.

Три четверти опрошенных родителей заявили, что их ребенок никогда не сталкивался с травлей и агрессией в онлайне. Наиболее распространенными формами детского кибербуллинга, являются грубые комментарии, оскорбления (7%) и злые насмешки, троллинг (6%). Еще 5% отметили, что знают, что их ребенок стал жертвой травли в интернете, но не имеют представления о том, в чем именно она заключалась.

Как показали результаты опроса, по большей части в борьбе за безопасную цифровую среду родители предпочитают «мягкую силу», действуя через различные технические средства без явных запретов. Так, 24% применяют программы родительского контроля, ограничение доступа в интернет практикуют 20%, просматривают историю поиска 10%. Более четверти (26%) ограничивается профилактическими беседами. Еще 23% ответили, что для защиты детей от нежелательной информации никаких мер не принимают.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Фейковая работа с Android: вместо теста — троян и кража денег

Специалисты в сфере ИБ зафиксировали новый способ онлайн-мошенничества, нацеленный на ИТ-специалистов, которые ищут подработку. Злоумышленники публикуют фейковые вакансии тестировщиков мобильных приложений с оплатой якобы от 3000 до 5000 рублей в час.

После отклика соискателю присылают вредоносный APK-файл, с помощью которого впоследствии получают доступ к его банковским данным.

Схему используют как минимум две скам-группы, которые действуют с начала апреля 2025 года. По данным специалистов, они уже похитили более 14 млн рублей у примерно 1000 человек. В среднем с одного пользователя списывали около 14,5 тыс. рублей.

Специалисты F6 рассказали, как работает схема:

  • Фальшивые объявления размещаются в Telegram, на сайтах объявлений, биржах фриланса и даже в соцсетях.
  • Указаны минимальные требования: российское гражданство и Android-смартфон.
  • Аккаунты мошенников выглядят «правдоподобно» — с фотографиями «руководителей» и описаниями якобы от имени известных компаний.

После отклика потенциальному соискателю предлагают перейти на общение в Telegram или WhatsApp (принадлежит признанной в России экстремистской и запрещённой корпорации Meta). Иногда вместо прямых контактов используют документы в облаке — в них просто указаны нужные аккаунты.

 

Далее жертву просят заполнить анкету — ФИО, дату рождения, номер телефона и даже номер банковской карты якобы для перевода оплаты. Обещают оплату сразу после «теста».

На первом этапе предлагают установить тестовое приложение. На деле это вредоносная программа с функцией удалённого доступа. Оно позволяет перехватывать СМС, пуш-уведомления и управлять устройством.

Мошенники настаивают, чтобы пользователь выдал приложению все запрашиваемые разрешения и проигнорировал предупреждения антивируса. После установки просят ввести код и подождать 30 минут — это нужно, чтобы успеть провести операции с банковским счётом до того, как жертва заметит проблему.

Особенно охотно мошенники работают с начинающими ИТ-специалистами и студентами, которые могут использовать для тестов личные устройства. Если же кандидат указывает, что у него несколько смартфонов или тестовое окружение, злоумышленники отказываются от общения — это мешает им получить доступ к банковским данным.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru