Эксперты нашли скрытый слой Великого китайского файрвола

Эксперты нашли скрытый слой Великого китайского файрвола

Эксперты нашли скрытый слой Великого китайского файрвола

Команда экспертов из Мэрилендского университета обнаружила скрытый слой «Великого китайского файрвола», правительственной системы фильтрации и цензурирования веб-контента. Специалисты отметили, что ранее об этом слое нигде не упоминалось.

Напомним, что сам файрвол власти Китая представили в конце 90-х. В сущности, это множество миддлбоксов, установленных в системах интернет-провайдеров, позволяющих властям контролировать трафик и блокировать доступ к сайтам и серверам.

В «Великом китайском файрволе» предусмотрены разные механизмы цензурирования, каждый из которых привязан к различным протоколам. Самым продвинутым с технической точки зрения является механизм, работающий с зашифрованным веб-трафиком, который передаётся по HTTPS.

Чтобы проникать в защищённые соединения, китайские власти задействуют две отдельные системы. Первая и самая древняя пытается внедряться в HTTPS-соединения на начальном этапе их установки. После этого она ищет поле данных SNI, раскрывающее домен, к которому пользователь хочет получить доступ. Даже если власти не могут вмешаться в зашифрованное соединение, поле SNI позволяет им блокировать доступ к нежелательным сайтам.

Вторую составляющую представили в прошлом году; она действует эффективнее, позволяя вклиниться в HTTPS-соединения, использующие современные протоколы для шифрования поля SNI. Последнюю систему внедрили не везде, поскольку она всё ещё проходит этап тестирования.

На этой неделе специалисты Мэрилендского университета опубликовали отчёт (PDF), описывающий ещё один механизм фильтрации SNI, который, как оказалось, работает параллельно с первым, описанным выше.

«На самом деле, мы случайно наткнулись на ещё один слой цензурирования. Мы пока не знаем, что это именно такое, но это явно связано с HTTPS, поскольку мы не наблюдаем такого же поведения в случае с другими протоколами», — поделились своими наблюдениями исследователи.

«У нас нет конкретных доказательств, позволяющих сделать вывод, что это, например, тестовая система или же более глубокий слой для разработчиков. Но чутьё подсказывает мне, что наша находка в реальности представляет собой второй набор миддлбоксов, запущенных параллельно с первым».

Эксперты подчеркнули, что обнаруженная система не уступает по эффективности первому слою цензурирования HTTPS-трафика.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru