39% сотрудников компаний не сообщают об ошибках в инфобезопасности

39% сотрудников компаний не сообщают об ошибках в инфобезопасности

Согласно результатам исследования «Лаборатории Касперского», сотрудники двух из пяти российских компаний (39%) утаивают от руководства информацию о проблемах в области компьютерной безопасности. При этом две трети киберинцидентов (67%) вызваны в том числе действиями плохо информированных или невнимательных сотрудников.

Это делает человеческий фактор второй по распространенности причиной происшествий в области информационной безопасности после вредоносного программного обеспечения (87%).

В частности, сотрудники могут стать слабым звеном в защите компании от целевых атак. Согласно исследованию, 23% подобных инцидентов за последний год начинались с фишинга или применения социальной инженерии. Также человеческий фактор часто становился одним из условий массовых заражений вредоносным ПО: из-за неосведомленности работников происходят 62% таких инцидентов.

Компании начинают осознавать, насколько важно учитывать человеческий фактор в системе защиты от киберугроз: 56% опрошенных организаций считают неосторожные действия сотрудников самой большой слабостью в своей системе безопасности. Больше половины респондентов (55%) сообщили, что в ближайшее время планируют проводить тренинги по кибербезопасности для сотрудников. Таким образом, образовательные программы стали вторым по популярности методом защиты после применения более продвинутого ПО (к этому планируют прибегнуть 59% опрошенных).

«Проблема утаивания инцидентов безопасности касается не только рядовых сотрудников, но и руководства компании, а также ее отдела кадров. Если люди предпочитают скрывать инциденты, на это должна быть какая-то причина. Например, некоторые компании вводят строгую ответственность за ошибки и инциденты, но трактуют вину сотрудника слишком широко, и в итоге последний испытывает сильное давление. Такая политика приводит к возникновению страха и оставляет сотруднику только один вариант — избегать наказания любыми доступными способами. И наоборот, если корпоративная культура позитивна, а система кибербезопасности основана не на ограничительном, а на образовательном подходе, то ее эффективность будет заметна сразу», — подчеркнул Вячеслав Борилин, руководитель образовательной программы Kaspersky Cybersecurity Awareness «Лаборатории Касперского».

Лучший способ защиты от киберинцидентов, связанных с человеческим фактором, — сочетание образовательных практик и технологических инструментов. «Лаборатория Касперского» рекомендует компаниям проводить тренинги для персонала, давать сотрудникам четкие указания к действию вместо многостраничных инструкций, а также мотивировать работников рассказывать обо всех инцидентах и ошибках, а не скрывать их.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Мошенники ускоряют профилирование мишеней с помощью ИИ

Авторы сложных сценариев отъема денег у юрлиц стали использовать ИИ, чтобы ускорить сбор данных о намеченных жертвах. В RTM Group зафиксировали сотни случаев хорошо подготовленных атак на малый и средний бизнес.

Сама мошенническая схема выглядит, как BEC-атака, только вместо имейл используются мессенджер (в данном случае Telegram) и телефонная связь. Применение ИИ, по оценке экспертов, позволило повысить эффективность обмана на 40%; при этом преступный доход ОПГ средней величины (10 участников) может ежедневно составлять от 1 млн до нескольких десятков млн рублей.

В ходе подготовки злоумышленники, вооружившись ИИ, собирают информацию из слитых в Сеть баз. Найдя совпадения по месту работы и совместным счетам, они разбивают мишени на пары: владелец – управляющий компании, гендиректор – его зам, директор – главбух и т. п.

Затем в Telegram создаются поддельные аккаунты лидеров каждой пары, и боты начинают слать сообщения от их имени, вовлекая подчиненных в диалог. В качестве темы обычно используются непорядочность знакомых / клиентов либо мифическая проверка со стороны правоохраны (к примеру, ФСБ).

Сообщения бота могут содержать фамилии реальных представителей госорганов, скриншоты специально составленных документов. После такой обработки следует звонок персоны, упоминавшейся в ходе беседы.

Лжеревизор начинает задавать вопросы о случаях мошенничества, долгах, неких платежах, пытаясь определить финансовую проблему, которую можно использовать как предлог для выманивания денег переводом на левый счет.

«Основной рекомендацией по минимизации рисков является постоянное внимание к деталям в ходе виртуального общения с партнерами по бизнесу и сотрудниками, особенно когда речь идет о проблемах с законом, переводах финансовых средств, проверках компетентных органов, — заявили эксперты «Известиям». — Также специалисты RTM Group рекомендуют не выкладывать в публичный доступ прямые контакты руководителей компаний и департаментов».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru