Перейти к содержанию
broker

Утечки информации, методы поиска.

Recommended Posts

broker

Давайте перечислим источники утечки информации, как реальные так и абсолютно фантастические. А так же место Антивирусной, Антиспамовой и т п технологий в борьбе с утечками информации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Inkogn

1.Выпустить продукт,контролирующий утечку информации.

2.Написать ОС с её апдейтами,активированием и пр.

3.Активирование какого-либо продукта или вообще необходимость его,неважно почему,сбегать в инет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
1.Выпустить продукт,контролирующий утечку информации.

допустим такой есть или таких нет?

а можно использовать для контроля утечек информации стандартные средства?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Inkogn

Банально,но контроллёра контроллировать некому.На компе всегда есть минимум одна прога,которая бесконтрольно (АВ,фиря и подобное,смотря кто выше) может отсылать всё.Так же просто читать потихоньку диск стартовавшей пользователем любой прогой не является подозрительным действием по известным причинам.А если она имеет уже разрешение в инет (у меня 37 brutto имеют какие-то разрешения в фире),то я думаю,что никаких хитростей больше не надо(?),достаточно отправить "по правилам" или при сервисе обслуживающему персоналу дать свои безвирусные *txt непонятные.Стандартнее не бывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
romank

Есть методы использования HTTP и SMTP шлюзов с целью сканирования трафика исходящего из организации, и блокирования (или записи) всех случаев отсылки файлов определнного типа (или расширения).

Разумеется, эти методы не помогут, если утечка информации происходит не через эти протоколы (например через переносные диски, ноутбуки итд.)

Еще существуют методы водяных знаков (watermarking), которые добавляют метаданные в документы, так, что когда утечка происходит, то можно вычислить ее источник. Опять таки, эти методы не решают сам факт утечки, но могут предотвратить последующие.

А заблокировать утечки на уровне процесса на самом компе трудновато. Как вы верно заметили, всегда какой-то процесс должен иметь полные привилегии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
контроллёра контроллировать некому

проблема решается обезличиванием информации, контролёр должен не иметь возможности вникнуть в суть контролируемой информации.

Он должен оценивать признаки.

Т.е. по идее контролёр находит признаки утечки и передаёт хозяину информации.. И хозяин информации непосредсвенно считает: является ли утекаемая информация конфиденциальной. :)

которая бесконтрольно (АВ,фиря и подобное,смотря кто выше) может отсылать всё

Не знаю таких. Если кто-то такое может делать.. ГНАТЬ из сети.

А если она имеет уже разрешение в инет

инет большой, ни одна прога не должна иметь доступ во весь интернет.

А заблокировать утечки на уровне процесса на самом компе трудновато. Как вы верно заметили, всегда какой-то процесс должен иметь полные привилегии.

о каких привилегиях речь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
TiX

Дочерная фирма каспера для противодействия какраз таким угрозам. www.infowatch.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker

TiX

давайте обсудим эти продукты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
TiX

Я о них почти ничего незнаю :(

Но по части уноса документов на ноуте или бумаге -

http://www.infowatch.ru/solution?chapter=147150841

Остальное похоже на HTTP+MAIL Filter + Firewall (точно незнаю)

http://www.infowatch.ru/solution?chapter=147150846

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
headache
Давайте перечислим источники утечки информации

Давайте вначале уточним источник информации (какого рода информация, а то она например бывает вербальная).

Основной источник утечки всегда: человек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин

Я так понимаю мы говорим об утечке информации из компании, а не абстрактно, тогда за источники информации взять:

1. Человека (сотрудника)

2. Хранилища данных (IT инфраструктура, бумажные документы и архивы)

Первый пунтк наиболее уязвимый, "считать" с него информация можно очень легко, нужно просто найти подход к источнику, что в частности использует спецслужюы и т.д. Методы социальной инжинирии тоже суда относятся.

По второму пункту можно выделить следующие ичточники потенциальной утечки информации:

1. Сеть и Интернет (передача данные за пределы сети предприятия любым способом)

2. Различные электронные носители информации (дискеты, диски, флешки и т.д.)

3. Бумажные носители (распечатки документов с принтера)

4. Мобильные устройства (iPod и аналоги, мобильные телефоны, КПК)

5. Несанкционированное сетевое оборудование (wi-fi маячки, модемы)

6. Фототехника (как цифровая, так и аналоговая)

Это такой поток сознания, если что забыл, добавьте плиз :)

Так вот, п. 1, 2, 5 и частично 4 сейчас защищаются в той или иной степени, а вот с остальными просто беда.

В идеале, я думаю в приличную компанию, забочащуюся о безопасности должен быть запрещен проход с любыми электронными устройствами, будь то mp3 плеер или фотоаппарат.

А то смено получается, у человека нет на компе дисковода, все порты закрыты, стоит софт типа Infowoatch, а сотрудники разгуливают по офису со смарфонами, в которых встроены камеры :lol:

Скажите, что мешает просто сфоткать экран или распечатки документов? Не нужно ломать firewall, тырить пароли и т.д., вообще ломать ничего не нужно.

С распечаткой документов, как правило, у всех тоже хаос. Печатается все, никаких ограничений. Опять таки, что мешает вместо передачи файла в инет, его просто распечатать и взять с собой домой, типа "дома поработать"?

Про более серьезные вещи, как то удаленное считывание информации по стеклу помещения по его колебаниям я уже не говорю ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
headache

Поэтому я говорю - самая главная уязвимость это работники. Большинство "громких" взломов или "неожиданных" обогащений сделано на инсайдерской информации.

Безусловно это не означает что не надо средств технической защиты, но если первое на нуле, то ничего не поможет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
Человека
главная уязвимость это работники

Да, согласен.

А теперь если посмотреть на информацию. Человек способен обрабатывать информацию только при знании контекста, если скрывать контекст, то информация превращается в текст или цифры.

Если рассмотреть информацию на примере БД, то вполне очевидно .. сама по себе БД это голый набор каких-то данных.. Но как только расставляются связи, обозначаются поля.. Информацию преобретает СМЫСЛ.

вопрос как общем случае обезличить информацию?

т.е. не дать работнику понять представляет данная информация интерес или не представляет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
вопрос как общем случае обезличить информацию?

т.е. не дать работнику понять представляет данная информация интерес или не представляет.

А вообще возможно, обезличить информацию в реально работающей компании?

Если я сотрудник, то я знаю что у нас и как, где что лежит, иначе я бы работать просто не смог.

Я думаю, чтобы минимизировать вероятность утечки нужно добиться, чтобы не было случайного доступа к информации, т.е. добиться дисциплины в компании. Ведь часто даже при ограничении доступа к какой-то инфе бывает, что ее все равно удается получить от человека имющего доступ к ней через личный отношения, что недопустимо.

Нужно тут четко прописывать ответственность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
А вообще возможно, обезличить информацию в реально работающей компании?

да возможно.

Пример:

Администратор обслуживает сервер, где храняться файлы с крипто защитой.

Крипто защиту выставляет администратор безопасности.

Доступ к файлам имеют сотрудники у кого есть ключ и доступ :)

Администратор безопасности имеет ключ, но не имеет доступа, администратор наоборот.

Таким образом мы имеем только один канал утечки - сотрудник работающий с информацией.

Далее защищаем компьютер сотрудника.

И последнее смартфоны - тут общая бдительность и физическая безопаность, к который мы не имеем никакого отношения.

Кроме этого остаётся память сотрудника, бумага, печать, мусор на столах..или просто разговор по телефону с передачей условных кодов

Ещё раз хочу отметить, что обезличить информацию до конца не возможно, так как нарушаться некоторые свойства информации, но обезличить информацию для Администраторов и ИТ SEC ВОЗМОЖНО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
romank

В организациях часто бывает система доступа для определенных документов. Как пример, в Интеле для получения доступа к дизайну процессоров требуется подтверждение от определенных лиц, которое часто сопряжено с изучением досье сотрудника.

Еще более масштабный пример - это армия, где защита от внутренних утечек является одним из главных требований. Модель Белл-Лападула родилась именно благодаря ним. Эта модель как раз указывает решения разграничения доступа к информации, и была в свое время переведена (неудачно) на язык ОС.

По-моему, стоит различать между системами разрешения доступа и системами предотвращения утечек.

Конечно, если сотрудник имеет доступ к документу, и во что бы то ни стало хочет его вынести наружу, он сможет - хотя бы путем запоминания. Главная задача - это усложнить массовые и невольные утечки информации. Это задача частично решается путем программных продуктов (как например, указанные выше продукты infowatch).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А.Щеглов
да возможно.

Пример:

Администратор обслуживает сервер, где храняться файлы с крипто защитой.

Крипто защиту выставляет администратор безопасности.

Доступ к файлам имеют сотрудники у кого есть ключ и доступ :)

Администратор безопасности имеет ключ, но не имеет доступа, администратор наоборот.

Таким образом мы имеем только один канал утечки - сотрудник работающий с информацией.

Далее защищаем компьютер сотрудника.

И последнее смартфоны - тут общая бдительность и физическая безопаность, к который мы не имеем никакого отношения.

Кроме этого остаётся память сотрудника, бумага, печать, мусор на столах..или просто разговор по телефону с передачей условных кодов

Ещё раз хочу отметить, что обезличить информацию до конца не возможно, так как нарушаться некоторые свойства информации, но обезличить информацию для Администраторов и ИТ SEC ВОЗМОЖНО.

На мой взгляд, полемика из области фантазий. Кто-обязательно должен обеспечивать эксплуатационные свойства системы, например, устанавливать и менять (обновлять) ПО - администратор. От этого кто-то защититься нельзя - он может "снести" всю Вашу криптографию, сканировать клавиатурный ввод, экранные скриншоты и т.д. и т.п. Масса способов обхода (о более сложных я говорить не буду). Если можно поставить и запустить свою программу, считайте, что защита отсутствует! Другое дело, необходимо минимизировать численность подобного контингента и обеспечить его "преданность" предприятию.

В части пользователя. На мой взгляд, наоборот, он должен понимать, степень важности обрабатываемой информации (в любом случае узнает - "шило в мешке не утаишь", и обязательно - меру ответственности за ее хищение!

О технических средствах защиты. Нужно понимать, что они имеют смыл для защиты больших массивов (или баз) информации, например, персональные и т.д. данные. Здесь подобные средства могут быть весьма эффективны. Если речь о "строке текста" (например, содержание отдельного договора), то какие-ж здесь технические средства? И контролировать факт утечки бессмысленно - только ответственность сотрудника!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А.Щеглов
В организациях часто бывает система доступа для определенных документов. Как пример, в Интеле для получения доступа к дизайну процессоров требуется подтверждение от определенных лиц, которое часто сопряжено с изучением досье сотрудника.

Еще более масштабный пример - это армия, где защита от внутренних утечек является одним из главных требований. Модель Белл-Лападула родилась именно благодаря ним. Эта модель как раз указывает решения разграничения доступа к информации, и была в свое время переведена (неудачно) на язык ОС.

По-моему, стоит различать между системами разрешения доступа и системами предотвращения утечек.

Конечно, если сотрудник имеет доступ к документу, и во что бы то ни стало хочет его вынести наружу, он сможет - хотя бы путем запоминания. Главная задача - это усложнить массовые и невольные утечки информации. Это задача частично решается путем программных продуктов (как например, указанные выше продукты infowatch).

К слову, если интересно, могу "на пальцах" показать, насколько модель Белл-Лападулы (в терминологии наших нормативных документов - мандатный принцип контроля доступа), а, по сути, это не что иное, как лишь интерфейсное решение, мало эффективна при реализации защиты информации от НСД. В свое время я предложил (и где-то опубликовал) вероятностную модель контроля доступа к ресурсам, как способ противодействия вирусным атакам (макро-вирусы). Так вот, эти модели полностью исключают друг друга - одна призвана противодействовать понижению категории документа, другая несанкционированной модификации категорированных документов. Понимая, что защита от НСД включает в себя одновременное решение обеих этих задач защиты, можно сделать вывод, что корректное разграничение доступа к ресурсам осуществимо лишь при полной изолированности обработки на одном компьютере информации различных категорий конфиденциальности.

Извините, немного не по теме, просто "наткнулся" на знакомое название.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов
И последнее смартфоны - тут общая бдительность и физическая безопаность, к который мы не имеем никакого отношения.

Есть софт для контроля смартфонов на Windows Mobile. Он может дать синхронизировать контакты, но запретить загрузку файлов или разрешить загрузку, но копию сохранить где надо. Делает SmartLine, только я не спросил, может ли это продаваться как отдельное решение или только совместно с новой версией DeviceLock. Если смартфон корпоративный, на него тоже можно поставить агента, который не даст ему синхронизироваться с компьютером вне корпоративной сети. От утери смартфона защищает шифрование данных на смартфоне, такие решения тоже есть. И наклейки на экран, которые позволяют видеть экран только под углом 90+-5 градусов (это чтобы через плечо не подсмотрели).

Была бы паранойя, а чем тешить ее - найдется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
Кто-обязательно должен обеспечивать эксплуатационные свойства системы, например, устанавливать и менять (обновлять) ПО - администратор. От этого кто-то защититься нельзя - он может "снести" всю Вашу криптографию, сканировать клавиатурный ввод, экранные скриншоты и т.д. и т.п. Масса способов обхода (о более сложных я говорить не буду). Если можно поставить и запустить свою программу, считайте, что защита отсутствует!

надо вернуться к теме http://www.anti-malware.ru/forum/index.php?showtopic=69

Всё-таки если администратору для получения доступа к информации необходимо совершить "взлом" - назовём так перечисленные действия - то тут иная модель нарушителя или нет?

А.Щеглов получается, что владельцу информации надо смириться с данным видом угроз - угроза администратор системы?

Как Вы думаете решение КУБ http://www.infosec.ru/themes/default/content.asp?folder=2093 не подходит для защиты от данного вида угроз?

можно сделать вывод, что корректное разграничение доступа к ресурсам осуществимо лишь при полной изолированности обработки на одном компьютере информации различных категорий конфиденциальности.

т.е. на одном компьютере должно быть как минимум два вида ПО, ПО для работы с конф. информацией и ПО работающее с открытой информацией, т.е. как минимум две среды, а не проще реализовать две ЛВС и исключить обмен информацией между ними? так же есть подобные реализации с применением терминальных серверов.

Есть софт для контроля смартфонов на Windows Mobile

в 2006 году даже такого класса ПО не было, кстати ни в Инфовотч и ни в DL.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А.Щеглов
надо вернуться к теме http://www.anti-malware.ru/forum/index.php?showtopic=69

Всё-таки если администратору для получения доступа к информации необходимо совершить "взлом" - назовём так перечисленные действия - то тут иная модель нарушителя или нет?

А.Щеглов получается, что владельцу информации надо смириться с данным видом угроз - угроза администратор системы?

Как Вы думаете решение КУБ http://www.infosec.ru/themes/default/content.asp?folder=2093 не подходит для защиты от данного вида угроз?

т.е. на одном компьютере должно быть как минимум два вида ПО, ПО для работы с конф. информацией и ПО работающее с открытой информацией, т.е. как минимум две среды, а не проще реализовать две ЛВС и исключить обмен информацией между ними? так же есть подобные реализации с применением терминальных серверов.

в 2006 году даже такого класса ПО не было, кстати ни в Инфовотч и ни в DL.

На "Всё-таки если администратору для получения доступа к информации необходимо совершить "взлом" - назовём так перечисленные действия - то тут иная модель нарушителя или нет?"

- Здесь в качестве инсайдера рассматривается администратор - легальный пользователь, имеющий право входа в систему с правами администратора (по учетной записью администратора), что радикально отличает его от всех иных пользователей (потенциальных инсайдеров), в этом смысле - модель нарушителя иная. Иная она также и в части функциональных обязанностей инсайдера, конечно, различия есть.

На "Как Вы думаете решение КУБ http://www.infosec.ru/themes/default/content.asp?folder=2093 не подходит для защиты от данного вида угроз?"

- Коллега, свою позицию я высказывал неоднократно - я не анализирую продукты, а анализирую технологии. Это вызвано тем, что периодически некоторые продукты мы смотрим на своем стенде. Но, поймите, мы на них смотрим, как разработчики, зная (или предполагая), какие бреши (именно технологические) есть в самой системе. Вы хотите, чтобы я "выплюхнул" подобные свои "наблюдения" в форуме, не буду. Случаются ситуации вообще комичные. Год назад решили посмотреть одну "свежую" систему - четыре синих экрана за десять минут. Стали разбираться, оказалось, что просто не отключили драйвер тестирования драйверов доступа к файловой системе. Вы предлагаете назвать мне эту систему и ту компанию, сотрудники которой не представляют себе, как тестировать подобные программные продукты? Продукт - это лишь некая реализация, со всеми ее достоинствами и недостатками. Говоря о технологии, я пытаюсь анализировать потенциальную возможность решения задачи.

Еще раз, по моему глубокому убеждению, защититься от администратора - невозможно (с этим необходимо смириться и учитывать это при реализации политики безопасности), т.к. наличие администраторских прав позволяет осуществлять атаки о которых, возможно, ни Вы, ни я даже не предполагаем. И конкретные продукты здесь ни при чем! Например, написать программку, позволяющую, войдя в систему, запросить и получить права любого пользователя (в том числе и системные) - воспользоваться сервисами олицетворения, предоставляемыми ОС и широко используемыми при создании клиент-серверных приложений, с которыми уже и осуществлять доступ к ресурсам в обход разграничительной политики, потребует 10-20 минут (это из практики, мы тестировали свой механизм контроля сервисов олицетворения).

На "т.е. на одном компьютере должно быть как минимум два вида ПО, ПО для работы с конф. информацией и ПО работающее с открытой информацией, т.е. как минимум две среды, а не проще реализовать две ЛВС и исключить обмен информацией между ними? так же есть подобные реализации с применением терминальных серверов".

- Какие две ЛВС. Пользователю нужно на одном компьютере обрабатывать информацию различных категорий, а не бегать между компьютерами.

В части "как минимум два вида ПО, ПО для работы с конф. информацией и ПО работающее с открытой информацией". Это, если Вы реализуете разграничение по процессам - это частный случай, может использоваться для отдельных приложений. Например, если в сеть можно передавать только открытую информацию, то легко решить задачу разграничениями для соответствующих процессов. В общем случае, как ни странно, все куда проще. Заведите для пользователя две учетные записи - одна для работы с открытой информацией, другая - с конфиденциальной. Для учетных записей задайте необходимые разграничения - с какими файловыми объектами, с какими приложениями, с какими устройствами, с какими сетевыми ресурсами и т.д. можно работать под каждой учетной записью. Этим Вы зададите режимы обработки информации различных категорий. Используя утилиту runas (по правой кнопке мыши в XP) Вы сможете изменять режимы без перезагрузки компьютера. Основное требование к корректности реализации - изолирование режимов обработки. Для этого необходимо разделить между учетными записями папку All Users и буфер обмена (принадлежащий "рабочему столу", т.е. не разграничиваемый между учетными записями при запуске приложения утилитой runas). Вот и все. Другое дело, что штатными средствами ОС подобную задачу не решить, да и настроить это было бы очень сложно (не будем забывать, что права доступа в ОС назначаются не правами для учетных записей - куда им можно обращаться, а атрибутами объектам, кто к ним может обращаться. Это уже связано с реализацией в ОС сущности "Владения", которая не допустима в корпоративных приложениях. Но это уже совсем иная история на тему, что такое универсальная ОС, и чем она отличается от специализированной).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
Еще раз, по моему глубокому убеждению, защититься от администратора - невозможно (с этим необходимо смириться и учитывать это при реализации политики безопасности), т.к. наличие администраторских прав позволяет осуществлять атаки о которых, возможно, ни Вы, ни я даже не предполагаем.

бесспорно

Но не стоит так драматизировать ситуацию, вероятно указанные риски снижаются, если не объединять все административные функции в одном человеке-исполнителе.

Пример администратор почтовой системы adm 1 и администратор средств шифрования почтовых сообщений adm 2.

угроза от adm 1 - злоупотребление служебным положением, чтение переписки - обладает правами на все почтовые ящики, не обладает ключами.

угроза от adm 2 - злоупотребление служебным положением - может получить доступ к ключам шифрования электронных сообщений, не обладает правами на почтовую систему.

adm 1 не может реализовать свою угрозу без adm 2, adm 2 не может воспользоваться своими знаниями без adm 1

такая ситуация на практике работает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А.Щеглов
бесспорно

Но не стоит так драматизировать ситуацию, вероятно указанные риски снижаются, если не объединять все административные функции в одном человеке-исполнителе.

Пример администратор почтовой системы adm 1 и администратор средств шифрования почтовых сообщений adm 2.

угроза от adm 1 - злоупотребление служебным положением, чтение переписки - обладает правами на все почтовые ящики, не обладает ключами.

угроза от adm 2 - злоупотребление служебным положением - может получить доступ к ключам шифрования электронных сообщений, не обладает правами на почтовую систему.

adm 1 не может реализовать свою угрозу без adm 2, adm 2 не может воспользоваться своими знаниями без adm 1

такая ситуация на практике работает.

Во-первых, я не драматизирую ситуацию, я говорю об объективной реальности, о неизбежности, которую просто необходимо учитывать, и на которую не следует "закрывать глаза".

Во-вторых, мы говорим о различных уровнях администрирования, Вы - об администраторах приложений, я - о системном администраторе, разные функции, разные права администрирования. Действительно, возможности администраторов приложений можно сильно урезать (и это априори должно делаться, иначе угроза "расползется"), но кто-то же это должен сделать, я говорю об этом кто-то, о том, кто установит это приложение, настроит, а заодно и о тех, кто будет обеспечивать техподдержку, обновления системы и приложений. О тех, кто имеет доступ не к администрированию конкретного приложения, а к системе.

  • Upvote 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker
О тех, кто имеет доступ не к администрированию конкретного приложения, а к системе

Давайте рассмотрим ситуацию с другими исходными данными

adm 1 - администратор AD (включая exchange)

adm 2 - администратор ИБ (только средства шифрования)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А.Щеглов
Давайте рассмотрим ситуацию с другими исходными данными

adm 1 - администратор AD (включая exchange)

adm 2 - администратор ИБ (только средства шифрования)

Коллега, я не хочу "уходить" в частности. Еще раз, кто-то должен иметь администраторские права для администрирования системы, без этого никак. А вот у этого сотрудника будет масса способов обойти любую систему защиты, в простейшем случае ее снять. Может установить любую программу для съема информации - ведь для обработки она должна присутствовать в открытом ввиде - с монитора, при вводе с клавиатуры и т.д. Может использовать возможности межпроцессного взаимодействия (их десятки) и т.д. и т.п. Простейший пример, войдя в Safe Mode (замечу, что в Windows для этого даже не требуется администраторских прав, в отличие от Unix), можно загрузить систему без внешних по отношению к ней драйверов, т.е. без средства защиты. Естественно, что устанавливаемое средство защиты должно предотвращать такую возможность, но кому-то ее представить все равно нужно, в противном случае, возникнут большие проблемы с вопросами эксплуатации. Кому - администратору! Поставщики средств защиты Вам могут "вкручивать", что все эти проблемы ими решены - ерунда, либо лукавят, либо не разбираются в проблеме. Кстати говоря, замечу, что основной прорыв в технологии NT (переход от W9X, которую было невозможно защитить даже гипотетически, тем не менее, средства защиты существовали), как раз и состоял в функциональном разделении пользователей (системные, администраторы, обычные), с предоставлением им "по умолчанию" различных возможностей доступа и использования ресурсов. С точки же зрения защиты от администратора, упрощенно считайте, что Вы имеете W9X, систему, которую невозможно защитить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • Ego Dekker
      Антивирусы были обновлены до версии 13.2.15. В числе прочего добавлена совместимость с Windows 10 20H2.
    • Ego Dekker
    • AM_Bot
      Хотя сама по себе технология контейнеризации — это не новое явление, за последние 3—5 лет её популярность возросла на фоне принятия методологии DevOps. Разработчики полюбили контейнеры за простоту и избавление от проблем совместимости. Однако для эффективного и безопасного перехода к микросервисной архитектуре необходимо обеспечить защиту среды контейнеризации и программных образов в совокупности. На рынке ИБ доступны два универсальных решения, с помощью которых можно этого добиться: Aqua Cloud Native Security Platform и Prisma Cloud Compute Edition. ВведениеПринципы работыРиски, связанные с контейнерной технологиейОбзор решений по защите контейнеров4.1. Архитектура4.2. Функциональность4.3. Защита во время исполнения (runtime)4.4. Сетевой экран веб-приложений (WAF) от Prisma Cloud Compute4.5. Виртуальный патчинг от Aqua SecurityВыводы ВведениеПрименение технологии контейнеризации для работы приложений прогрессирует заметными темпами, и согласно исследованию 451 Research ожидается, что в 2020 году скорость роста увеличится ещё на 40%. Gartner прогнозирует, что к 2022 году более 75% организаций будут использовать контейнерные технологии, а объём этого рынка составит 4,3 миллиарда долларов США.Такой рост обусловлен переходом от виртуальных машин и монолитных приложений к микросервисной архитектуре, обладающей следующими преимуществами:Все зависимости — внутри контейнера. Это упрощает развёртывание приложения. Больше нет необходимости устанавливать дополнительные библиотеки и настраивать сторонние компоненты для корректной работы программы.Гарантированная воспроизводимость. Хранение внутри образа всех необходимых зависимостей, названий переменных и конфигурационных файлов гарантирует, что приложение, развёрнутое из этого образа, сможет запуститься.Небольшой размер образа. В отличие от образов виртуальных машин, размер которых порой исчисляется десятками гигабайт, правильно собранный образ контейнера может занимать всего лишь несколько килобайт.Небольшое потребление ресурсов. Вследствие того что контейнер представляет из себя лишь упакованное приложение, а нередко — и лишь один процесс, сильно уменьшается нагрузка на ресурсы «железа».Все эти преимущества позволяют снизить операционные расходы на разработку и эксплуатацию приложений. Рисунок 1. Визуальное представление работы контейнеров и виртуальных машин на сервере  Принципы работыПеред тем как начать говорить об уязвимостях технологии контейнеризации, необходимо погрузиться в базовые принципы её работы.Одно из самых известных в мире решений для контейнеризации — Docker. Для того чтобы упаковать приложение в образ Docker, необходимо составить т. н. «докер-файл». Он включает в себя описание используемых зависимостей, конфигурационные файлы, пароли, а также команды для сборки этого приложения. Рисунок 2. Пример того, как может выглядеть докер-файл для простого приложения, написанного на языке Python  После написания докер-файла и запуска команды сборки образ Docker собирается и отправляется в реестр (registry). Реестр может быть как приватным (внутри организации), так и публичным (например, Docker Hub). Рисунок 3. Архитектура работы Docker  Как правило, один контейнер представляет собой единственный процесс на хостовом сервере, и этого зачастую недостаточно для работы крупного корпоративного приложения. Приложение становится микросервисным, то есть состоящим из множества работающих вместе контейнеров.Комплексное корпоративное приложение требует обеспечения отказоустойчивости, балансировки, контроля трафика, бесшовного обновления, автоматического восстановления и т. д. С этими задачами прекрасно справляются средства оркестровки: Kubernetes или OpenShift. Оркестратор состоит из рабочих (worker) нод, на которых исполняется продуктивное приложение, и мастер-ноды, которая обеспечивает централизованное управление системой.Применение Docker, Kubernetes и микросервисов нашло своё успешное применение в DevOps на этапах тестирования публикуемого разработчиками кода, а также размещения в продуктивной среде. Рисунок 4. Пример конвейерной последовательности («пайплайна») CI / CD  Риски, связанные с контейнерной технологиейНесмотря на преимущества, которые даёт контейнеризация приложений, существует и ряд уязвимостей, которые не позволяют внедрить эту технологию повсеместно, без оглядки на безопасность.Первый риск — развёртывание контейнера из уязвимого образа, т. е. такого, который содержит уязвимый пакет, вредоносную программу или открытые пароли. Подобный образ, например, может быть скачан из публичного реестра. Рисунок 5. Верхнеуровневая схема атаки на сервер с помощью уязвимого образа  Рисунок 6. Сборка образа посредством импорта вредоносной программы, файла паролей, перечня уязвимых пакетов  Уязвимость может также содержаться в базовом образе. Согласно исследованиям компании Snyk, 10 самых популярных образов в Docker Hub содержат ошибки безопасности системных библиотек. Официальный образ Node.js включает в себя 580 уязвимых системных библиотек. Остальные образы из списка содержат не менее 30 общеизвестных программных изъянов. Рисунок 7. Число уязвимостей в самых популярных образах на Docker Hub  Помимо образов Docker источником уязвимостей также может являться развёрнутый контейнер. Наличие вредоносного кода, уязвимостей ПО несёт риск того, что злоумышленнику удастся скомпрометировать развёрнутый контейнер, использовать его с повышенными привилегиями, получить доступ к ОС хостового сервера, а далее запустить дочерние вредоносные процессы, подключиться к сторонним ресурсам в интернете, получить доступ к файловой системе и распространить атаки на соседние контейнеры.Риски для безопасности могут также скрываться в слабых настройках и уязвимостях компонентов Kubernetes. Для API-сервера это, например, — возможность анонимного доступа или осуществления неавторизованных запросов, отсутствие RBAC, использование небезопасных портов. Для хранилища Kubernetes (etcd) под слабыми настройками могут подразумеваться небезопасные методы подключения, возможность соединения без использования сертификатов. Рисунок 8. Угрозы, исходящие от отсутствия мер защиты среды контейнеризации, и их последствия  К числу других проблем относится контроль событий контейнеров и хостов. В условиях, когда средний срок службы контейнера — несколько часов или даже минут, мониторинг текущих процессов может быть особенно сложной задачей. Обзор решений по защите контейнеровПроведём сравнение двух наиболее распространённых enterprise-решений такого рода, которые представлены на российском рынке: Aqua Cloud Native Security Platform (CSP) и Prisma Cloud Compute Edition(до покупки Palo Alto Networks имевшего название Twistlock).Основная функциональность обоих решений:Автоматическая проверка конфигурации на предмет соответствия лучшим практикам для сокращения риска компрометации.Контроль взаимодействия (firewall) между элементами контейнеризации (поды, сервисы) для сокращения риска распространения атаки.Проверка образов контейнеров в процессе разработки для сокращения риска развёртывания уязвимых образов в продуктивной среде.Проверка развёрнутых контейнеров на предмет наличия уязвимостей, открытых паролей, аномальной активности и несоответствия политикам безопасности для сокращения ущерба от атак и кражи паролей.Сбор и анализ событий, поступающих от контейнеров и хостов, для обеспечения контроля за инцидентами и эффективного реагирования. Архитектура Рисунок 9. Архитектура Aqua CSP  Оба решения включают в себя два компонента, разворачиваемых в виде контейнеров: консоль управления (Twistlock Console и Aqua Console) и агент сканирования (Twistlick Defender и Aqua Enforcer).В число функций консоли входят:предоставление интерфейса для интерактивного управления решением;интеграция со сторонними программными компонентами (SIEM, средство запуска CI / CD);сканирование образов контейнеров в реестре.Агенты сканирования мониторит безопасность запущенных контейнеров во время их выполнения, чтобы обеспечить соблюдение политик, настроенных администратором системы с помощью пользовательского интерфейса на консоли. Агент также гарантирует, что только зарегистрированные и отсканированные образы будут работать на хостах, на которых установлен агент.Обоим решениям требуется выход в интернет для подключения к собственным базам знаний. База знаний используется при сканировании образов, контейнеров и хостов на предмет уязвимостей и вредоносных программ, содержит чёрный список IP-адресов, актуальные оценки производительности («бенчмарки») и так далее.С точки зрения архитектуры Aqua CSP отличается тем, что в ней есть два дополнительных компонента — Aqua Gateway и вынесенная за пределы консоли база данных. Aqua Gateway осуществляет взаимодействие между Aqua Console и Aqua Enforcer и размещается по одному компоненту на кластер, в случае если ваши сервисы размещены на разных кластерах. База данных содержит информацию, касающуюся конфигурации Aqua CSP (политики безопасности, роли и пользователи, параметры), и результаты аудита безопасности. Также в отличие от Prisma Cloud Compute, где БД размещена внутри консоли, Aqua позволяет вынести базу данных за пределы кластера на существующих серверах. ФункциональностьСравнение функциональных возможностей двух платформ представлено в таблице ниже. Таблица 1. Сопоставление Aqua Cloud Native Security Platform и Prisma Cloud Compute Edition№ПараметрAqua Cloud Native Security PlatformPrisma Cloud Compute Edition1.Метод развёртыванияAqua Enforcer — контейнер на хостTwistlock Defender — контейнер на хост2.Варианты развёртыванияКак в облаке, так и в локальной инфраструктуре (on-premise)3.КомпонентыAqua Server — центральный компонент управления Aqua Security Platform;Aqua Gateway — обеспечивает взаимодействие между компонентом управления и Aqua Enforcer, а также отправку событий в сторонние системы (SIEM, IRP);Aqua Enforcer — обеспечивает защиту среды выполнения контейнеров, хостов, виртуальных машин и лямбда-функций;PostgreSQL DB — база данных, используемая компонентами Aqua;Aqua CyberCenter — облачная служба данных киберразведки от лучших мировых сервисов: NVD, Mitre, CVSS, Red HatTwistlock Console — основной компонент управления. Выполняет сканирование образов. Поставляется с внутренней базой данных без возможности использования внешней БД;Twistlock Defender — обеспечивает защиту среды выполнения контейнеров и хостов;Twistlock Intelligence Stream — облачная служба данных киберразведки от лучших мировых сервисов: NVD, Mitre, CVSS, Red Hat4.Организация взаимодействия компонентов кластера по SSLВсё взаимодействие между компонентами происходит по зашифрованному каналу. Взаимодействие контейнерной среды по SSL обеспечивается средствами оркестратора5.Возможность настройки использования TLS-сертификатов для шифрованного взаимодействияСертификат выписывается внутренним УЦ решения для взаимодействия всех компонентов. Сертификаты для контейнерной среды настраиваются оркестратором6.Возможность написания правил для ограничения взаимодействия контейнеровФункциональность списков контроля доступа (ACL), сетевого экрана для создания правил взаимодействия контейнеров, хостов, виртуальных машин;функциональность объединения групп контейнеров, хостов, виртуальных машин в сервис с возможностью обучения сетевого взаимодействия внутри него (или между сервисами), а также автоматического создания правил и карты сетевого взаимодействия;утилита Kube-hunter, позволяющая проводить простые тесты на проникновение и эмулировать атаки на кластер Kubernetes с составлением отчётаФункциональность списков контроля доступа (ACL), сетевого экрана для создания правил взаимодействия контейнеров, хостов;обучение сетевого взаимодействия контейнеров и хостов, составление карты взаимодействия и предложения автоматических правил;функциональность брандмауэра веб-приложений (WAF)7.Визуализация взаимодействия между компонентами (пространства имён, поды)Поддержка полной визуализации взаимодействия между компонентами кластера (-ов) в консоли управления8.Сканирование образов в реестрах на наличие уязвимостейСканирование на уязвимости, наличие критических данных внутри контейнеров (приватные ключи, пароли), вирусы;сканирование хостов на наличие образов / контейнеров, не хранящихся ни в одном репозитории;сканирование библиотек исходного кода приложения на наличие уязвимостей с использованием CTI Feeds (Aqua CyberCenter);применение техник виртуального патчинга на время устранения найденной уязвимости или ожидания патча от вендораСканирование на уязвимости, наличие критических данных внутри контейнеров (приватные ключи, пароли), вирусы;сканирование хостов на наличие образов / контейнеров, не хранящихся ни в одном репозитории;сканирование библиотек исходного кода приложения на наличие уязвимостей;возможность определения собственных типов уязвимостей и импорта MD5-сумм бинарных файлов9.Сканирование образа на наличие открытых паролейСканирование на наличие критических данных внутри образов (приватные ключи, пароли) или в коде приложения10.Проверка цифровой подписи контейнера перед его развёртыванием на нодеПроверка хеш-суммы образа. Контейнер подписывается внутренним УЦ Aqua. Дополнительная подпись и проверка реализуются оркестраторомПроверка хеш-суммы образа. Дополнительная подпись и проверка реализуются оркестратором11.Защита контейнеров от изменений. Контроль среды выполненияЗащита от изменений при помощи хеширования содержимого каждого образа;защита от изменений согласно определённым политикам среды выполнения;запрет на выполнение;запрет доступа к файлам, режим «только чтение»;запрет исполнения команд ОС;запрет подключения с определённых IP-адресов;запрет повышения привилегий, использования учётной записи «root»;запрет доступа к определённым пакетам ОС;запрет на сканирование портов, блокировка ненужных портов;запрет использования нестандартных базовых образов12.Поддержка протоколов автоматизации управления данными безопасностиSCAP13.Наличие собственного хранилища секретовВстроенное хранилище секретов Aqua Secret Key Store; интеграция со сторонними Key VaultИнтеграция со сторонними Key Vault14.Управление секретами и мониторинг доступаНазначение секретов на контейнеры, хосты; изменение, удаление, добавление через консоль управления; подставление или переназначение секретов во время выполнения (runtime)Только через сторонний Key Vault15.Поиск уязвимостей на хостеСканирование хоста на уязвимости, вирусы аналогично контейнерам16.Профилирование контейнераОбучение модели на основе работы контейнера (поведенческой модели, в том числе и сетевого взаимодействия) в течение указанного периода. Создание профиля и применение его к другим контейнерамОбучение модели на основе работы контейнера в течение 24 часов17.Ограничение ресурсов контейнера (использование AppArmor, SELinux, cgroups)Контроль запуска контейнеров по критерию «запущены или нет»: Seccomp, SELinux, apparmorКонтроль запуска контейнеров по критерию «запущены или нет»: SELinux, apparmor18.Проверка конфигурации k8sВстроенная проверка на различные требования (compliance): CIS (Docker CIS, Kubernetes CIS)19.Реализация POD security policyРеализуется только функциональностью Kubernetes20.Шифрование данных, хранящихся в etcdРеализуется только функциональностью оркестратора21.Протоколирование действий пользователейОсуществляется запись в журнал следующих событий:действия в консоли,действия, связанные с Container Engine,действия внутри контейнера (имя пользователя, имя контейнера, имя образа, ID процесса),события, связанные с найденными уязвимостями,действия, связанные с использованием Docker API или команд на контейнере, хосте,действия, связанные с использованием LambdaFunction,события по политикам Host Runtime,действия на хостах,события успешных / неуспешных попыток входа,действия пользователей в оркестраторе22.Мониторинг чтения / записи файлов, атрибутов, директорий на хостеПоддерживается23.Отслеживание аномальной активности на хосте (например, брутфорс)Аудит всех действий на хосте, всех исполняемых процессов, использования команд и передаваемых аргументов, сетевых взаимодействий с участием хоста24.Реализация модели доступа RBACРолевая модель реализуется только по доступу к консоли управления. Есть возможность определять свои роли с настройкой доступов на чтение / изменение к определённым компонентам25.Управление сертификатами (PKI)Реализуется при помощи оркестратора26.Проверка на соответствиеPCI, GDPR, HIPAA, NIST SP 800-190PCI, GDPR, HIPAA, NIST SP 800-19027.Поддерживаемые реестры образов (image registries)Amazon EC2 Container Registry;Google Cloud Platform Container Registry;Azure CR;Cloud Foundry Registry;Harbor;Docker;CoreOS Quay;JFrog Artifactory;OpenShift Container Registry;Red Hat Atomic Registry;Sonatype Nexus Repository OSS;любой другой реестр, поддерживающий APIAmazon EC2 Container Registry;Google Cloud Platform Container Registry;Harbor;Docker;JFrog Artifactory;Sonatype Nexus Repository OSS28.CI / CDGoCD, TeamCity, Bamboo, GitLab, Jenkins, CircleCI, Azure DevOpsJenkins plugin; Twistcli — плагин по интеграции через API к CI / CD. Доработок не требуется29.РеестрыDocker Hub, Amazon ECR, Google GCR, CoreOS Quay, JFrog Artifactory, Azure ACRDocker Hub, Amazon ECR, Google GCR, IBM CCR, JFrog Artifactory, Azure ACR, OpenShift30.Хранилище паролей (Password Vault)CyberARK Password Vault, Conjur, AWS KMS, HashiCorp Vault, AzureHashiCorp, CyberARK, AWS KMS, Azure31.Active Directory / LDAPПоддержка интеграции с LDAP и AD FS32.Единый вход (SSO)SAML-based authentication, OpenID Connect, Google Apps, AD FSSAML-based authentication, OpenID Connect, AD FS33.SIEM и аналитикаArcSight, AWS CloudWatch, Datadog, Elasticsearch, Google SCC, Logentries, Loggly, Microsoft OMS, Splunk, Sumo Logic, Syslog, QRadarПотенциально — со всеми по Syslog. Нужна доработка коннекторов34.Система отслеживания ошибокJira35.Обратная связьSlack, PagerDutySlack Защита во время исполнения (runtime)Функция защиты во время исполнения позволяет отследить аномальное поведение развёрнутых контейнеров на основе данных о процессах, сети, обращениях к файловой системе, системных вызовах, данных хоста. Это обеспечивает защиту от криптомайнеров, нежелательных процессов, распространения атаки по сети, нежелательного исходящего соединения, открытых портов, появления вредоносных программ, а также от нежелательных системных вызовов.Кроме того, оба решения позволяют обеспечить неизменность контейнера, при которой обновления будут проходить только через конвейер CI / CD, не допуская изменений, разрешённых во время выполнения. И у Aqua CSP, и у Prisma Cloud Compute есть функциональность снятия криптографического отпечатка нескольких слоёв в пределах образа для обеспечения целостности последнего. Сетевой экран веб-приложений (WAF) от Prisma Cloud Compute Рисунок 10. Верхнеуровневая схема работы Cloud Native Application Firewall (CNAF)  Отличительной особенностью Prisma Cloud Compute на фоне других решений является встроенный модуль межсетевого экранирования на уровне L7 для веб-приложений — Cloud Native Application Firewall (CNAF). Агент сканирования является в данном случае прокси-сервером HTTP, анализируя поступающие GET- и POST-запросы от клиентов. Для этого Twistlock Defender добавляет новое правило iptables, перенаправляя трафик от веб-приложения через себя. Если соединение защищено с помощью TLS, Defender расшифровывает трафик, проверяет содержимое, а затем повторно шифрует его. Виртуальный патчинг от Aqua SecurityAqua CSP в свою очередь выделяется такой особенностью, как Aqua Vulnerability Shield (Aqua vShield) — функция виртуального патчинга. Это — запатентованная технология, использующая автоматический анализ уязвимостей для создания runtime-политик, которые могут обнаруживать и блокировать доступ к уязвимым компонентам в контейнерах приложения. Запуск vShield для найденной уязвимости позволит предотвратить её эксплуатацию до того, как разработчики выпустят исправление. ВыводыKubernetes не использует механизмы безопасности по умолчанию в силу того, что эти же механизмы, как правило, могут затруднять внедрение и перенос приложений. Технология не стала бы такой популярной и приятной в использовании, если бы первый запуск приложения в контейнерной среде сопровождался проблемами, вызванными чрезмерным контролем. И даже несмотря на то, что Kubernetes или OpenShift имеют в себе безопасные настройки, их использование остается трудоёмким и неконтролируемым для организаций со сложной микросервисной архитектурой и большим числом нод кластера.Такие решения, как Aqua CSP и Prisma Cloud Compute, созданы для упрощения контроля безопасности контейнерной среды. Развернув дополнительно по одному агенту на каждую ноду, можно получить сразу несколько механизмов безопасности «из коробки», что существенно сокращает риски финансовых и репутационных потерь от атаки злоумышленника на развёрнутое в среде контейнеризации приложение. Выбор того или иного инструмента зависит от потребностей отдела безопасности и бизнеса, но тенденция такова, что с ростом перехода на контейнеры популярность подобных решений будет только расти. Читать далее
    • AM_Bot
      Для того чтобы обеспечить надлежащий уровень защиты информационной инфраструктуры от угроз, организации создают центры мониторинга и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности (Security Operations Center, далее — «SOC»), целью которых является быстрое реагирование на ИБ-инциденты с их последующим устранением. Но для эффективной борьбы с современными угрозами уже недостаточно просто создать SOC: необходимо оснастить его технологиями, актуальной информацией и знаниями. В этом могут помочь профильные сервисы «Лаборатории Касперского».   ВведениеСостав сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCОсновные возможности сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCОписание сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOC4.1. Kaspersky Threat Hunting4.2. Kaspersky Threat Intelligence4.3. Kaspersky Anti Targeted Attack4.4. Kaspersky Endpoint Detection and ResponseРеагирование на инцидентыАнализ защищённости и тестирование на проникновениеЭкспертные тренинги для специалистов SOCВыводы ВведениеМы не раз уже ссылались на исследование «Лаборатории Касперского» под названием «Прогнозы по продвинутым угрозам на 2020 год». Помимо прочего, оно подтверждает рост сложности методов проведения атак. Злоумышленники намеренно пытаются проводить свои операции под ложным «флагом», чтобы отвести от себя первоначальные подозрения, и точечно выбирают жертв, которые готовы заплатить значительные суммы за восстановление данных. Не перестают появляться новые варианты вредоносных действий в сфере финансовых услуг (в частности — в онлайн-банкинге). При этом в настоящее время средства защиты часто нацелены на обеспечение безопасности рабочих станций, в то время как злоумышленники расширяют свой инструментарий и распространяют атаки не на терминалы, а на сетевое оборудование. Обнаружить такие воздействия всё сложнее.Накопленный специалистами «Лаборатории Касперского» опыт изучения компьютерных угроз и разработки высокоэффективных технологий защиты от них, глубокая экспертиза и практические навыки реализации сложных проектов в области кибербезопасности, реализованные в сервисах компании, обеспечат многоуровневую поддержку SOC организации для повышения его эффективности в борьбе с комплексными угрозами. Состав сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCСервисы «Лаборатории Касперского» для SOC нацелены на обеспечение эталонного подхода к защите, используя четыре ключевых элемента: управление знаниями, анализ угроз, активный поиск угроз и грамотно налаженный процесс реагирования на инциденты. Сообразно этому комплекс сервисов содержит несколько перечисленных далее частей.Threat Hunting: услуга Kaspersky Managed Protection позволяет своевременно обнаружить атаки, обходящие превентивные системы защиты, путём круглосуточного мониторинга и анализа угроз информационной безопасности экспертами «Лаборатории Касперского».Threat Intelligence: потоки данных об угрозах, индивидуализированные отчёты (аналитика о проблемах безопасности для конкретных компаний или стран, а также финансовых организаций), аналитические отчёты о постоянных угрозах повышенной сложности (APT), сервисы Threat Lookup, Cloud Sandbox, CyberTrace.Kaspersky Anti Targeted Attack: защита корпоративной сети от целевых атак злоумышленников.Kaspersky Endpoint Detection and Response: защита рабочих станций.Реагирование на инциденты, в том числе — анализ вредоносных программ и цифровая криминалистика.Анализ защищённости и тестирование на проникновение: проверка надёжности корпоративной системы борьбы с угрозами и компетентности персонала, ответственного за неё.Экспертные тренинги: формирование у специалистов SOC навыков в области реагирования на инциденты, цифровой криминалистики, анализа вредоносных программ. Рисунок 1. Сравнение классического SOC и SOC на основе сервисов «Лаборатории Касперского»  Основные возможности сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCИспользование сервисов «Лаборатории Касперского» для SOC предоставляет организации следующие возможности и преимущества:Своевременное обнаружение угроз посредством использования машинного обучения и множества аналитических данных, что позволяет быстро и эффективно выявлять и отражать сложные атаки.Использование аналитических данных, предоставляемых в различных форматах и по разным каналам, для понимания контекста проблемы и обеспечения SOC требуемыми актуальными сведениями. Это даст возможность непрерывно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, а также активно обнаруживать и приоритизировать угрозы информационной безопасности.Активный поиск угроз, реализуемый за счёт постоянного мониторинга событий, обнаружения новой и ранее неизвестной активности злоумышленников.Помощь экспертов «Лаборатории Касперского» в анализе вредоносных программ и цифровой криминалистике, благодаря чему можно своевременно получить полную картину инцидента для совершенствования текущих мер защиты.Своевременное реагирование на инциденты, выполняемое компетентными специалистами и позволяющее быстро обнаружить и предотвратить любую вредоносную активность, восстановить системы и бизнес-процессы.Анализ защищённости в реальных условиях, реализуемый за счёт глубоких экспертных знаний вместе с передовыми методами исследования.Тестирование на проникновение, которое показывает существующие сценарии атак на основе собранных данных об угрозах. Это даёт возможность оценить готовность средств защиты к отражению нападений.Экспертные тренинги для специалистов SOC, повышающие их квалификацию в области реагирования на инциденты, цифровой криминалистики и анализа вредоносных программ. Сотрудники центра мониторинга и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности получат знания и опыт, которые позволят правильно проанализировать большие объёмы данных и выбрать направление для дальнейшего расследования. Описание сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCKaspersky Threat HuntingСервис Threat Hunting представляет собой круглосуточную службу мониторинга и реагирования на инциденты — Kaspersky Managed Protection. Для конкретной организации формируется команда экспертов, обладающих богатым практическим опытом в области анализа угроз; это позволяет предоставить сервис, подобранный полностью индивидуально и нацеленный на непрерывное обнаружение и исследование проблем информационной безопасности, равно как и на защиту от них. Круглосуточная служба мониторинга своевременно выявляет инциденты, собирает необходимые для классификации данные, определяет степень уникальности атаки, в случае необходимости запускает процесс реагирования на инцидент и обновление баз знаний средств защиты для блокировки угрозы, а также ретроспективно анализирует системную и сетевую активность процессов и приложений с целью расследования инцидентов.Использование сервиса предоставляет следующие преимущества:Качественная и своевременная защита от целевых атак и вредоносных программ посредством взаимодействия с экспертами «Лаборатории Касперского».Обнаружение нестандартных атак (т.н. non-malware attacks, атаки с применением неизвестных ранее инструментов, эксплуатирующие уязвимости нулевого дня).Оперативная защита от обнаруженных угроз посредством мгновенного обновления баз данных.Комплексный анализ инцидентов, в том числе — на основе методов и технологий, используемых злоумышленниками.Комплексный подход к организации полного цикла защиты от целевых атак. Рисунок 2. Защита инфраструктуры организации с помощью круглосуточной службы Kaspersky Managed Protection  Kaspersky Threat IntelligenceСервис Kaspersky Threat Intelligence является источником информации для SOC и состоит из следующих компонентов.Потоки данных об угрозах, предназначенные для того, чтобы дополнять существующие средства защиты и повышать уровень экспертного анализа специалистов SOC, предоставляя актуальные данные об индикаторах угроз (IP- и URL-адреса, домены, контрольные суммы файлов и т.д.).Индивидуализированные аналитические отчёты об угрозах для конкретных компаний или стран, для финансовых организаций, об APT.Сервис Threat Lookup, представляющий собой единую платформу с доступом к накопленным «Лабораторией Касперского» данным о компьютерных угрозах и их взаимосвязях, а также с возможностью поиска в режиме реального времени. Непрерывное аккумулирование информации об индикаторах угроз позволяет специалистам SOC предотвращать атаки злоумышленников ещё до того, как безопасности компании будет нанесён ущерб. Результатом работы сервиса является отчёт, в котором содержатся краткое описание проблем безопасности, технические подробности и список соответствующих индикаторов компрометации.Сервис Cloud Sandbox — облачная песочница, позволяющая мгновенно реагировать на инциденты, определять источники вредоносных файлов и защищать от неизвестных угроз посредством проверки поведения подозрительного объекта на виртуальной машине, изолированной от реальной инфраструктуры организации. В результате сервис подготавливает отчёт с описанием исследуемого файла, техническими подробностями и списком индикаторов компрометации, имеющих отношение к изученному образцу.Сервис CyberTrace, предназначенный для повышения эффективности классификации событий ИБ и первоначального реагирования на инциденты. Он позволяет упростить интеграцию потоков аналитических данных об угрозах с SIEM-системами и источниками журналов, тем самым обеспечивая специалистам SOC своевременную осведомлённость, необходимую для принятия решений.Стоит отметить, что части сервиса Kaspersky Threat Intelligence показывают максимальную эффективность в том случае, если работают вместе и дополняют друг друга. Каждый компонент является источником данных для остальных. Рисунок 3. Главное окно Kaspersky Threat Intelligence   Kaspersky Anti Targeted AttackСервис Kaspersky Anti Targeted Attack — это платформа для обнаружения и противодействия комплексным угрозам на уровне сети. Доступны следующие возможности:визуализация корпоративной инфраструктуры,централизованный и автоматизированный процесс сбора и хранения данных,анализ инцидентов с помощью передовых технологий на базе машинного обучения, что позволяет свести к минимуму количество рутинных задач, связанных с обнаружением угроз,взаимодействие компонентов платформы в режиме реального времени, что даёт возможность сопоставлять данные с вердиктами от компонентов детектирования и ретроспективными материалами,сведение всей информации в единый инцидент для мгновенного реагирования и расследования,автоматизация задач по расследованию инцидентов, что ведёт к оптимизации расходования ресурсов специалистами SOC.Автоматизация отслеживания и реагирования на угрозы в Kaspersky Anti Targeted Attack реализована за счёт единой работы множества компонентов. В их числе — динамический анализ и эмуляция угроз с помощью песочницы; современные технологии обнаружения, включающие антивирусное ядро, использование YARA-правил, анализ сетевых пакетов и мобильных приложений на наличие вредоносной активности, проверку репутации URL-адресов и доменных имён и многое другое; анализатор целевых атак на основе машинного обучения, поведенческого анализа и автоматизированного сопоставления вердиктов (полученных от песочницы и механизмов обнаружения) с ретроспективными данными; репутационная база угроз, позволяющая держать руку на пульсе новых проблем безопасности, что повышает вероятность раннего обнаружения атак. Рисунок 4. Автоматизированное отслеживание угроз в сети и реагирование на них с помощью Kaspersky Anti Targeted Attack  Kaspersky Endpoint Detection and ResponseСервис Kaspersky Endpoint Detection and Response представляет собой платформу, обеспечивающую защиту рабочих мест. Сервис показывает картину событий безопасности в корпоративной инфраструктуре и позволяет автоматизировать выполнение рутинных операций по выявлению, приоритизации, расследованию и нейтрализации сложных угроз. Использование сервиса позволяет решать следующие задачи:формирование целостного подхода к выявлению и расследованию инцидентов, а также реагированию на них,исполнение рекомендаций ФинЦЕРТ, Федерального закона № 187-ФЗ и положений Указа Президента РФ № 31с «О создании ГосСОПКА»,постоянный мониторинг и активный поиск нелегитимной активности и индикаторов компрометации на всех рабочих местах,повышение эффективности реагирования на инциденты за счёт дополнения SIEM или SOC вспомогательными данными с возможностью сопоставления результатов с событиями других систем,быстрое реагирование на инцидент и прекращение его развития, а также устранение последствий атаки на рабочих станциях и восстановление их работоспособности без влияния на работу пользователей.К преимуществам сервиса можно отнести единый агент для защиты и контроля рабочих станций и серверов, централизованный сбор, запись и хранение данных о событиях безопасности (обеспечивает оперативный доступ к ретроспективным материалам при расследовании продолжительных атак), автоматический сбор, анализ и сопоставление данных для автоматизации и оптимизации работы специалистов SOC, единую консоль для реагирования на угрозы, обеспечение комплексной многоуровневой защиты посредством совместной работы с Kaspersky Anti Targeted Attack, а также использование Kaspersky Private Security Network для защиты инфраструктуры с повышенными требованиями к изоляции. Рисунок 5. Комплексная защита рабочих станций на основе сервиса Kaspersky Endpoint Detection and Response, интегрированного с Kaspersky Endpoint Security  Реагирование на инцидентыРеагирование на инциденты информационной безопасности, включающее цифровую криминалистику и анализ вредоносных программ, требует оперативного выделения значительных внутренних ресурсов. Речь идёт о компетентных специалистах, которые готовы оценить масштабы инцидента и быстро принять меры против распространения атаки: чем скорее последует реакция, тем меньше будет негативных последствий. Но реалии таковы, что даже у грамотно организованного SOC не хватает внутренних возможностей (как временных, так и профессиональных) для незамедлительной остановки атаки.В рамках сервиса «Лаборатории Касперского» специалисты компании оказывают услуги или проводят консультации по реагированию на инциденты, что позволяет быстро и компетентно ответить на угрозу. Эксперты проводят следующие действия:выявление скомпрометированных ресурсов, изоляция угрозы и остановка распространения атаки,поиск, сбор и анализ улик, а также восстановление хронологической картины и логики развития инцидента,анализ вредоносных программ, использованных для атаки (в случае их обнаружения),выявление источников атаки и дополнительных скомпрометированных систем, проверка инфраструктуры организации на возможные признаки компрометации,анализ исходящих соединений сети с внешними ресурсами для выявления нелегитимных объектов,устранение угрозы и выдача рекомендаций в отношении дальнейших действий по устранению последствий.Для наиболее эффективного и оперативного отклика на инциденты процесс реагирования должен включать шаги, представленные на рисунке 6. Рисунок 6. Процесс реагирования на инциденты  Анализ вредоносных программ предназначен для понимания их поведения, а также целей, которые преследуют злоумышленники. Эксперты составляют подробный отчёт, содержащий свойства экземпляра программного обеспечения (краткое описание и вердикт по классификации «Лаборатории Касперского»), детальное описание (анализ функций, поведения и целей программы, индикаторы компрометации, предназначенные для нейтрализации угрозы) и сценарий устранения последствий с рекомендациями по защите инфраструктуры организации от угроз данного типа.В ходе проведения цифрового криминалистического анализа эксперты «Лаборатории Касперского» используют для восстановления картины инцидента множество источников: трассировки сети, образы жёстких дисков, дампы памяти и т.д. Как указано на рисунке 6, в начале расследования клиент собирает улики и предоставляет описание инцидента, а эксперты исследуют симптомы последнего, идентифицируют исполняемый файл вредоносной программы (если он есть) и проводят его анализ. Итогом становится содержательный отчёт, включающий меры по ликвидации последствий.Сервис доступен по подписке или для устранения единичного инцидента. Анализ защищённости и тестирование на проникновениеСервис тестирования на проникновение подразумевает, что эксперты «Лаборатории Касперского» проводят анализ уязвимостей объектов инфраструктуры и возможных последствий их эксплуатации, оценивают эффективность текущих мер защиты, а также планируют меры по устранению обнаруженных недостатков и повышению уровня защищённости. В результате организация получает практическую демонстрацию реальных сценариев атаки с выявленными изъянами защиты корпоративной сети, а своевременное обнаружение последних позволяет не допустить финансового, операционного и репутационного ущерба. Сервис также обеспечивает соответствие государственным, отраслевым и корпоративным стандартам, включая GDPR.Виды тестирования на проникновение, проводимого экспертами «Лаборатории Касперского»:внешнее (без априорных данных об инфраструктуре организации);внутреннее (например, имитация действий посетителя, имеющего только физический доступ в офис);с использованием методов социальной инженерии (фишинг, небезопасные ссылки в электронных письмах и т.п.) для оценки уровня осведомлённости сотрудников организации в вопросах информационной безопасности.Стоит отметить, что в рамках сервиса может производиться анализ защищённости беспроводных сетей на территории организации.Сервис анализа защищённости включает три вида проверок, перечисленные далее.Анализ защищённости приложений предназначен для выявления уязвимостей в прикладных программах любого типа (крупные облачные решения, ERP-системы, механизмы дистанционного банковского обслуживания и другие специализированные бизнес-приложения, а также встроенные программы и мобильное ПО). Сервис позволяет избежать потерь различного рода, свести к минимуму издержки на ликвидацию последствий, организовать непрерывность жизненного цикла безопасной разработки программного обеспечения, а также выполнить требования государственных, отраслевых или корпоративных стандартов.Анализ защищённости банкоматов и POS-терминалов обнаруживает недостатки защиты платёжных устройств и позволяет снизить риск их компрометации за счёт заблаговременного выявления уязвимостей. Так же, как и в предыдущем случае, с помощью сервиса можно улучшить механизмы безопасности, избежать различного рода потерь в результате возможной атаки и обеспечить выполнение требований регуляторов.Анализ защищённости телекоммуникационных сетей включает проверку конфигурации инфраструктуры, сетей связи по стандартам GSM, UMTS и LTE, приложений, обеспечивающих пользование сервисами (например, IP-телевидением), средств голосового общения через интернет (VoIP) и телекоммуникационного оборудования. Экспертные тренинги для специалистов SOCНавыки в области реагирования на инциденты, цифровой криминалистики и анализа вредоносных программ являются обязательными для специалистов SOC. В рамках тренингов эксперты «Лаборатории Касперского» делятся практическими знаниями и опытом в области информационной безопасности, а также уникальными данными об угрозах.Тренинги, формирующие вышеуказанные навыки, продолжаются по 5 дней и делятся на два уровня: базовый и экспертный.Тренинг по реагированию на инциденты и цифровой криминалистике позволит специалистам SOC лучше понять все стадии расследования инцидентов и даст необходимые сведения для успешного самостоятельного устранения последствий. Также он укрепит знания специалистов во всём, что касается поиска следов киберпреступления и анализа различных типов данных с целью установить источник и временные параметры атаки. После прохождения тренинга специалисты SOC самостоятельно смогут своевременно реагировать на инциденты, анализировать улики, восстанавливать хронологию и логику инцидентов, определять источники атаки и дополнительные скомпрометированные системы, а также выяснять причины инцидента для предотвращения подобных нарушений в будущем.Тренинг по анализу вредоносных программ поможет специалистам SOC качественнее проводить расследования атак, анализировать вредоносные объекты, выявлять индикаторы компрометации, писать сигнатуры для обнаружения опасных файлов либо заражённых рабочих станций. После прохождения тренинга специалисты SOC смогут самостоятельно проводить анализ подозрительного образца и его возможностей, определять степень  его вредоносности, выявлять возможности его воздействия на скомпрометированные системы организации, а  также составлять план устранения последствий. ВыводыУгрозы безопасности информационных активов организаций постоянно меняются, и для защиты от них необходимо оперировать максимально возможным объёмом информации, развивать экспертные компетенции специалистов, оперативно реагировать на инциденты и на регулярной основе проводить анализ защищённости инфраструктуры. Современные организации создают центры мониторинга и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности, чтобы достичь требуемого уровня борьбы с угрозами; но для максимальной эффективности работы SOC необходимо наладить взаимодействие с сервисами или продуктами, которые, с одной стороны, снабдят SOC необходимыми актуальными данными, а с другой стороны, будут помогать принимать решения и расследовать инциденты.Сервисы «Лаборатории Касперского» позволяют повысить уровень безопасности организации, встретить во всеоружии комплексные и целевые угрозы, а также обеспечить такое взаимодействие с SOC, при котором специалисты центра будут полностью освобождены от рутинных операций, а организация получит мощный инструмент для своевременного обнаружения угроз и реагирования на инциденты. Также с помощью этих сервисов можно получать экспертную помощь «Лаборатории Касперского» в исследовании вредоносных программ и в цифровой криминалистике, а также в анализе защищённости, тестировании на проникновение и многом другом. Читать далее
    • AM_Bot
      Недавно специалисты компании Positive Technologies представили новую версию системы MaxPatrol SIEM 5.1, предназначенной для выявления киберинцидентов. Команда разработчиков и продуктового маркетинга рассказала Anti-Malware.ru о новых возможностях продукта и продемонстрировала их.     ВведениеУскоряем работу на 30%Ищем атаки в прошлом с помощью правил корреляцииУправляем ролями пользователейОбъединяем похожие события в один инцидентЗашел, увидел, загрузил: как установить пакеты экспертизы в два «клика»Анализируем «сырые» событияНазывайте как хотите: кастомизация полей в виджетахВыводы ВведениеВ марте Positive Technologies выпустила новую версию системы для выявления инцидентов MaxPatrol SIEM. В MaxPatrol SIEM 5.1 теперь есть возможность уменьшить время реагирования на похожие инциденты, гибко управлять ролями пользователей, проводить ретроспективный анализ по правилам корреляции, анализировать «сырые» события и устанавливать пакеты экспертизы в два щелчка мышью. При этом скорость обработки данных на одной инсталляции выросла благодаря переходу на новую версию поисковой системы. Ускоряем работу на 30%MaxPatrol SIEM «переехал» на версию 7.4 ядра Elasticsearch. Внутреннее тестирование показало, что обновление увеличило скорость работы продукта на треть. Версия 5.0 обрабатывала до 30 тысяч событий в секунду (EPS, events per second) на одной инсталляции; теперь в таких же условиях EPS достигает 40 тысяч. Это важно для компаний с большой инфраструктурой, требующей высокой скорости. Ищем атаки в прошлом с помощью правил корреляцииПредставьте, что в новостях появилась информация об атаке на компании вашей отрасли. Вы хотите проверить, не взломана ли ваша инфраструктура по той же схеме. В этом случае поможет ретроспективный анализ — проверка сохранённых событий ИБ на наличие в них данных об угрозах, о которых стало известно только сейчас.Пользователи MaxPatrol SIEM 5.1 могут делать это двумя способами: по индикаторам компрометации и по правилам детектирования угроз (правилам корреляции). Соответственно, после установки последних можно ещё раз «проиграть» поток поступивших ранее событий и применить к ним новые правила. Это особенно полезно для тех, кто пишет собственные правила и использует пакеты экспертизы (то есть наборы способов обнаружения атак и рекомендаций по реагированию, разработанные Positive Technologies).Чтобы ретроспективный анализ заработал, нужно:создать профиль для задачи ретроспективного анализа,указать в нём период, за который нужно проверить данные, и параметры выполнения задачи (продолжительность и скорость выполнения, ограничение по количеству срабатываний правил),создать и запустить задачу на ретроспективную корреляцию событий для созданного профиля.Если вы ничего не поняли, или поняли, но не всё, то посмотрите видеоролик — в нём всё понятно и наглядно показано (и озвучка приятная): Управляем ролями пользователейРанее в системе можно было задать две роли — администратора или оператора. Теперь SIEM-администраторы смогут создавать другие новые роли и разрешать им доступ к определённым разделам продукта. Смотрите, как это можно сделать за три минуты:Гибкое управление ролями пользователей особенно полезно для компаний с иерархической или географически распределённой инфраструктурой, когда нужно дать пользователям возможность работать только с теми данными, которые относятся к их области мониторинга. Именно такие компании настойчиво просили об этой «фиче».В следующую версию мы добавим возможность ограничить доступ не только к разделам, но и к группам активов и событий. Иначе говоря, можно будет выбрать определённый набор активов, с которыми могут работать пользователи с одной ролью, и отказать им в доступе ко всем остальным активам. Сейчас такое возможно реализовать, если задать права каждому пользователю по отдельности. Объединяем похожие события в один инцидентЧтобы избавить пользователей от потока одинаковых инцидентов и помочь им снизить трудозатраты на реагирование на похожие подозрительные события, мы добавили в MaxPatrol SIEM возможность настраивать их агрегацию в один инцидент.Для этого в конструкторе правил корреляции пользователю нужно выбрать правило и задать параметры «склеивания»: к какому инциденту добавить события (уже закрытому или новому), как считать уровень опасности инцидента, за какой временной интервал агрегировать события и с какого момента его отсчитывать. К примеру, несколько последовательных неудачных попыток аутентификации можно задать как один инцидент. Это мы и сделали в видео: Зашёл, увидел, загрузил: как установить пакеты экспертизы в два «клика»Использование пакетов экспертизы стало значительно более удобным. Теперь в базе знаний появился раздел «Пакеты экспертизы», в котором наборы правил обнаружения угроз, разработанные экспертами Positive Technologies, сгруппированы в тематические папки. Вместе с правилами в папках вы найдёте белые списки, обновления параметров сбора и обработки событий ИБ, рекомендации по реагированию. Здесь же хранятся базовые правила обнаружения угроз, доступные «из коробки».У каждого пакета экспертизы есть подробное описание: какие правила есть в его составе, как настроить источники событий, как правильно реагировать на инцидент. Описание доступно прямо из интерфейса. Если описание пакета экспертизы устраивает пользователя и он хочет установить правила на свою инсталляцию, то теперь он может это сделать в два «клика».Посмотрите, как выглядят пакеты экспертизы в MaxPatrol SIEM 5.1:На апрель 2020 года пользователям MaxPatrol SIEM доступны 17 пакетов экспертизы, которые содержат более 370 правил обнаружения атак. Новые пакеты мы загружаем ежемесячно. Анализируем «сырые» событияДля анализа и обработки событий ИБ из разных систем нужно привести эти события к единому формату. Для этого в SIEM используются парсеры, которые обрабатывают события с помощью формул нормализации. Производители систем, подключённых к SIEM, регулярно обновляют свои продукты и могут изменить формат данных или добавить новые типы событий.Чтобы получать все необходимые данные в MaxPatrol SIEM и быть уверенными в том, что формулы нормализации работают корректно, пользователи теперь могут работать с «сырыми» событиями. Исходное событие можно скопировать в один «клик» и добавить его в инструмент создания правил (Software Development Kit, SDK) для написания формулы нормализации.Если хотите наглядности, то смотрите видео с демонстрацией того, как выглядят «сырые» события в MaxPatrol SIEM, как создать виджет для контроля их поступления и как работает полнотекстовый поиск по событиям:Если вы предпочитаете текст, то читайте дальше. Здесь тоже коротко и весьма наглядно.Чтобы оперативно следить за тем, попадают ли в MaxPatrol SIEM события, которые не проходят нормализацию, можно настроить виджет на панели мониторинга (дашборде) и автоматическую отправку уведомлений на почту. Рисунок 1. Как следить с помощью виджета, поступают ли в систему события без нормализации  Содержимое всех событий — и нормализованных, и сырых — пользователи MaxPatrol SIEM могут найти по полнотекстовому поиску. Для этого в строку поиска достаточно ввести любой из признаков события. Такая функциональность полезна в случаях, когда есть время на глубокий анализ подозрительных действий. Например, можно отфильтровать события по IP-адресу или имени пользователя и увидеть всю их активность. Называйте как хотите: индивидуализация полей в виджетахС новой версией пользователи могут присвоить собственные названия полям событий и активов в выборках данных. Это поможет упростить понимание виджетов и отчётов, в которых такие поля используются. Покажем это на примере. Ниже приводим виджет без кастомизации названия полей (приходится догадываться, о чём он, не так ли?). Рисунок 2. Виджет без индивидуализации названия полей  А вот тот же самый виджет после обновления MaxPatrol SIEM до версии 5.1 и после изменения названий полей. Рисунок 3. Виджет после обновления MaxPatrol SIEM до версии 5.1  О том, как это получилось, мы рассказали в двухминутном видео: ВыводыМы перечислили новые возможности продукта MaxPatrol SIEM 5.1, а также продемонстрировали его преимущества. Если вы хотите протестировать нововведения, заполните короткую форму на сайте и выберите источники событий ИБ для подключения к MaxPatrol SIEM.Если вы уже пользуетесь MaxPatrol SIEM, то для обновления до последней версии обратитесь в техническую поддержку или к вашему интегратору — партнёру Positive Technologies. Читать далее
×