Перейти к содержанию
Сергей Ильин

Безвозвратное (безопасное) удаление данных

Recommended Posts

Сергей Ильин

Тема навеяна обзоров Kaspersky Pure, где есть функция безвозвратного удаления данных несколькими алгоритмами

28.jpg

Думаю, будет интересно поговорить о различиях методов удаления. Например, чем отличается наш ГОСТ P50739-95 от их US DoD 5220.22-M или NAVSO P-5239-26.

Вот некоторые популярные утилиты для безопасного удаления данных:

Paragon Disk Wiper

Acronis Drive Cleanser

Simple File Shredder

DataEraser

WipeDrive

Object Wipe

FCD5.

Из бесплатных шреддеров нашелся неплохой Eraser http://eraser.heidi.ie/

Какие программы используете и что порекомендуете для этих целей?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Danilka

Сергей Ильин

В PURE данным модулем занимался Олег Зайцев(насколько я знаю). Думаю его стоит пригласить. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Danilka

Отписал Олегу. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
TANUKI

Прикипел к Eraser - пользуюсь несколько лет. Но старые версии мне как-то нравились больше. Новая какая-то не такая... Не то что бы стирает плохо, но процесс стал не удобным что ли....

Хотя стиралка идет в комплекте и с популярной утилитой CCleaner, кстати. Так что у многих она и так стоит :)

По поводу Каспера отписывался уже в нужной ветке. Очень не хватает рядышком пояснения дл япользователя - сколько раз будет перезаписан файл. Рыться в гугле и искать различия между методами стирания не каждый будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Думаю, будет интересно поговорить о различиях методов удаления. Например, чем отличается наш ГОСТ P50739-95 от их US DoD 5220.22-M или NAVSO P-5239-26.

Разница для флешки неощутима, она в основном важна для HDD дисков и дискет и для секретных данных. Дело в том, что на HDD однократного затирания данных в принципе мало - так как после перезаписи данных имеется остаточная намагниченность, и данные при очень большом желании и соответствующем оборудовании данные можно восстановить. Как следствие, можно выделить несколько методов стирания:

1. затирание контента документа нулями

2. затирание контента единицами

3. затирание кодом 0x55 или 0xAA (чередование единиц или нулей)

4. затирание случайными данными

5. затирание определенными последовательностями байт

6. затирание данных путем операции над имеющимся контентом (т.е. данные чисаются, затем делается некая операция - например, инверсия байт или вычисление дополнительного кода к ним и результат записывается)

Далее существуют разнообразные стандарты, определяющие, сколько проходов и какого типа необходимо выполнить, чтобы считать файл стертым. К примеру ГОСТ предписывает затирать нулями или случаными данными, алгоритм Брюса Шнайдера предполагает затирание сначала единицами (0xFF), потом нулями, а потом 5 раз случайными данными (т.е. всего 7 проходов). US NAVSO стандарт предполагает три операции - запись последовательностей типа 01000000, затем FFFFFF7E, затем случайны данные. US 5220.22-M хитрее - данные сначала зариаются случайными числами, затем - дополнительными кодами к записанным на первом проходе, затем снова случайными. Есть еще алгоритм Питера Гутмана, продукт его умеет выполнять, но судя по меню он туда не включен и на то есть причина - в том алгоритме предполагается 35 циклов перезаписи файла (!!), что для бытовых целей совершенно неразумно. Разница в алгоритмах лишь в том, сколько раз и как именно перезаписываются данные. Для большинства целей пригоден ГОСТ или быстрый алгоритм Pure (он мощнее ГОСТ, но основаная суть у них одинакова - затирание случайными данными в один проход).

С выбором все просто - для большинства целей достаточно быстрого алгоритма, а если речь идет о выборе, то полагается, что пользователь точно знает, какой алгоритм ему нужен (это обычно прописывается в политике безопасности)

  • Upvote 15

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Danilka
По поводу Каспера отписывался уже в нужной ветке. Очень не хватает рядышком пояснения дл япользователя - сколько раз будет перезаписан файл. Рыться в гугле и искать различия между методами стирания не каждый будет.

Это все есть. Смотрите внимательнее. :)

P.S. Олег, спасибо. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин

Олег, благодарю за подробный отчет. Думаю, что многим стало понятно, что из себя представляют алгоритмы удаления данных.

В обзоре Pure есть коммент-беспокойство на счет того, что мол данные могут быть все равно восстановлены специальными продвинутыми утилитами. Насколько я понимаю, в случае с HDD это потенциально возможно будет сделать в случае использования быстрого удаления в один проход. Остальные методы практически исключают такую возможность.

Нашел ссылку на старую тему, как правильно уничтожать данные.

http://www.anti-malware.ru/forum/index.php?showtopic=481

Просто есть некоторые негуманные методы. Например, такие :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
UIT
...на HDD однократного затирания данных в принципе мало...

Если не брать в расчет методы стирания; желание и оборудование. То сколько проходов, в настоящее время, необходимо для гарантированного отсутствия возможности восстановления информации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
spw
Какие программы используете и что порекомендуете для этих целей?

Вот: http://www.jetico.com

Раздел Wiping.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Если не брать в расчет методы стирания; желание и оборудование. То сколько проходов, в настоящее время, необходимо для гарантированного отсутствия возможности восстановления информации.

В общем то одного достаточно. Дело в том, что если перетереть контент файла скажем случайными данными - то обычными средствами его содержимое уже не восстановить независимо от того, какое ПО будет применяться для восстановления. Многопроходные методы нацелены исключительно на спецсредства восстановления информации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Zilla

Может глупый вопрос, но вирусы антивирусами как удаляются? Простым удалением без корзины, перемещением в карантин или какими-то методами затирания? Ведь вирус тоже могут восстановить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Umnik

Вопрос глупый, но он меня мучает. :) Для чего создавать стандарты затираний. Допустим, стандартом предполагается 7 проходов. Для чего, если можно сделать сто пятьдесят?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Может глупый вопрос, но вирусы антивирусами как удаляются? Простым удалением без корзины, перемещением в карантин или какими-то методами затирания? Ведь вирус тоже могут восстановить.

Простым удалением. Вирус, равно как и любой другой файл не может восстановиться после удаления ... фокус вот в чем - когда удаляется файл, его контент (т.е. содержимое) не подвергается физическому стиранию по соображению бустродействия и снижения износа диска - при удалении занятые под данные файла сектора просто помечаются как свободные, а описывающая файл структура помечается как удаленная (сами данные как следствие остаются). Соответственно применяя специализированные программы можно найти данные о файле и восстановить его содержимое. Выходит это далеко не всегда - так как ранее задействованные под файл сектора могут быть к моменту попытки восстановления уже полностью или частично перезаписаны другими данными, кроме того, такие вещи как фрагментация иногда значительно затрудняют процесс восстановления, особенно на FAT.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Вопрос глупый, но он меня мучает. :) Для чего создавать стандарты затираний. Допустим, стандартом предполагается 7 проходов. Для чего, если можно сделать сто пятьдесят?

Это просто - отвечу анекдотом, придуманным в тему: "приходит к доктору пациент с запором. доктор и думает - а зачем пациенту ставить стандартную клизьму в 1 литр, можно же сразу поставить на 10 литров - вдруг поможет в 10 раз лучше" :)

Вот аналогично и со стиранием данных - это компромисс между полезным эффектом с одной стороны (а эфект прост - затереть данные так, чтобы нельзя было их восстановить по остаточной намагниченности на краях дорожек), а с другой - минимизировать затраты ресурсов (каждый проход - это время, прямо пропорциональное размеру диска и обратно - его быстродейсвтию) и износ носителя (какой смысл "пилить" HDD преретирая файл размер в 1 Тб в 200 проходов, если это даст не лучший эффект, что и трехпроходное стирание ?). Вот поэтому и появились стандарты - экспериментально было изучено, сколько раз и чем именно есть резон перезаписывать данные ... причем естественно сколько ученых, столько и мнений по этому поводу, и каждый в чем-то прав по своему. Замечу, что многие стандарты писались давно - когда плотность и метод записи были иными, не было флешек и SSD и так далее (если вспомнить скажем дискету 360 кб - диск был с CDROM по размеру, объем микроскопический, шаговый двигатель для позиционирования головки ... и к примеру современный диск на 2 Тб - разница между ними велика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
UIT
Многопроходные методы нацелены исключительно на спецсредства восстановления информации.

Вы писали о алгоритме с 35 циклами перезаписи, специальные средства восстановления могут восстановить данные, которые были например перезаписаны раз 30? Каков на сегодняшний момент максимум.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Вы писали о алгоритме с 35 циклами перезаписи, специальные средства восстановления могут восстановить данные, которые были например перезаписаны раз 30? Каков на сегодняшний момент максимум.

Минимум - 1. Максимум - бесконечность ... главный вопрос - где оптимум. По моему мнению оптимум - один цикл перезаписи случайными данными, этого на мой взгляд достаточно для подавляющего большинства пользователей (более того - для SSD и Flash больше одного цикла не повлияет на качество стирания, но зато гарантировано сократит его срок службы)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
UIT

Извините. Я несколько о другом, я понимаю, что по остаточной намагниченности, применяя специальное оборудование могут восстановить первоначальные данные после 1 перезаписи. Вот есть алгоритм, включающий в себя 35 циклов затирания. Получается, даже если учесть некоторую избыточность в целях надежности, то допустим, перезаписав раз 10 данные (именно этот показатель для HDD мне и интересен) при наличии необходимости их можно восстановить? Вот после одного затирания информацию можно восстановить, а после 2; 3; 4;....30;... Где тот предел, дальше которого существующее оборудование не позволяет зайти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Zilla
Простым удалением. Вирус, равно как и любой другой файл не может восстановиться после удаления

Это то понятно, но может же быть что за вирусом на машине может следить скрытый её модуль, который отслеживает наличие этого вируса, и в случае его удаления восстанавливает. Но почему тогда этот модуль не хранит в себе копию вируса, это же проще? Для того, что бы анивирус не обнаружил этот модуль..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Я несколько о другом, я понимаю, что по остаточной намагниченности, применяя специальное оборудование могут восстановить первоначальные данные после 1 перезаписи. Вот есть алгоритм, включающий в себя 35 циклов затирания. Получается, даже если учесть некоторую избыточность в целях надежности, то допустим, перезаписав раз 10 данные (именно этот показатель для HDD мне и интересен) при наличии необходимости их можно восстановить? Вот после одного затирания информацию можно восстановить, а после 2; 3; 4;....30;... Где тот предел, дальше которого существующее оборудование не позволяет зайти.

А нет такого предела - в общем случае гарантии никто не даст. Дело в том, что процесс удаления - это операция с множеством неизвестных. Например, я миллион раз могу скомандовать диску "перезапиши данные", он бодро ответит "ок - перезаписал" и перезапишет их - но в каком-нибудь бортовом кеше :) Равно как это может быть и не диск вовсе ... а какой-то хитрый сторадж, который будет стирать данные по совему усмотрению и разумению. И никто не знает, сколько именно проходов нужно для устранения остаточно намагниченности у конкретного диска - это зависит от диска, метода записи, особенностей его механизма и т.п.

Поэтому для гарантированного уничтожения особо важных данных существует целая индустрия, производящая аппаратные "стиратели", которые или полностью размагничивают диск, или намагничивают его до состояния полного насыщения электромагнитным полем огромной мощности, или механически раздалбывают диск специальными ударниками, или изничтожают его направленным взрывом либо высокой температурой (я пару лет назад написал большую статью на эту тему с картинками). Эти методы варварские - зато гарантированные... Плюс я еще раз хочу акцентировать внимание на том, что после презаписи файла случайными данными даже в один проход восстановить его содержимое будет очень сложно и дорого (и невозможно в бытовых условиях - только в условиях спец. конторы на особом стенде, с разборкой HDD). А если условия не являются бытовыми или данные сов-секретны, то они обычно не хранятся в открытом виде - применяеся криптозащита, и в это случае получается, что объект был зашифрован, да еще и затерт необратимо ... именно поэтому в продукте ЛК кроме необратимого стирания есть еще и шифровалка :)

  • Upvote 10

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
UIT

Зайцев Олег.

Спасибо, теперь все мне понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Это то понятно, но может же быть что за вирусом на машине может следить скрытый её модуль, который отслеживает наличие этого вируса, и в случае его удаления восстанавливает. Но почему тогда этот модуль не хранит в себе копию вируса, это же проще? Для того, что бы анивирус не обнаружил этот модуль..

Это все ерунда ... ибо:

1. Если антивирус убил некий компонент малвари, то он его детектирует сигнатурно (а как же иначе ?), а раз так - то монитор антивируса или убъет файл после его пересоздания, или блокирует его создание, или блокирует его зарузку ... независимо от того, как был восстановлен файл

2. Восстановления стертого файла - это нетривиальная операция, причем нет совершенно никакой гарантии в ее успешности. Так возникает вопрос - какой резон писателю малвари (который нередко банального SMS блокера без ошибок написать не может) создавать парсер файловых систем всех популярных типов, реализовывать алгоритмы восстановления, как-то решать вопрос в случае RAID и т.п., когда можно содержать компоненты малвари в теле дроппера в зашифрованном виде, что на три порядка проще ?

3. для восстановления файла необходимы привилегии администратора, открытие диска для прямого посекторного чтения/записи (последнее сразу вызовет подозрение у антивируса)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001
остаточная намагниченность, и данные при очень большом желании и соответствующем оборудовании данные можно восстановить

Вот не думал я, что услышу здесь повторение известного мифа об остаточной намагниченности, по которой можно... :)

При записи информации в современных HDD метод записи данных уже предполагает полное перемагничивание участка поверхности диска. Потому остаточной намагниченности просто не существует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Вот не думал я, что услышу здесь повторение известного мифа об остаточной намагниченности, по которой можно... :)

При записи информации в современных HDD метод записи данных уже предполагает полное перемагничивание участка поверхности диска. Потому остаточной намагниченности просто не существует.

Это не миф - реальность. Имеется в виду намагниченность не в той зоне, куда записаны данные - по краям "дорожки". Дело в том, что головка не может 100% точно навестись на дорожку и идеально перезаписать данные - она перезапишет скажем 99.9% дорожки, но где-то по краям останутся неперемагниченные домены. Головкой HDD эти данные никогда не прочитать, а вот специальным оборудованием в теории - можно (при этом если внимательно почитать мои посты - я особо акцентирую внимание на том, что есть разница между старыми носителями и современными HDD - где разница в плотности записи различается на порядки).

См. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%...%86%D0%B8%D1%8F - раздел "Осуществимость восстановления перезаписанных данных"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001
особо акцентирую внимание на том, что есть разница между старыми носителями и современными HDD - где разница в плотности записи различается на порядки
При записи информации в современных HDD метод записи данных уже

Я тоже. Потому по оставшимся кусочкам

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
UIT
Потому по оставшимся кусочкам

Нет уж, если буду диск выбрасывать, сначала все перезапишу несколько раз, потом вскрою, хорошенько потру наждачной бумагой, выброшу частями в разных местах и в разное время хладные остатки (но пластину оставлю у себя:) Для избежания сюрпризов и большего душевного спокойствия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Недавно на российском рынке появился новый сервис повышения киберграмотности МТС RED на базе платформы Phishman. Он отличается широким набором учебных материалов, а также возможностью интеграции с корпоративными системами и решениями по кибербезопасности.      ВведениеСостав и формат реализации сервиса повышения киберграмотности МТС REDФункциональные возможности и архитектура системы обучения PhishmanИнтерфейсФишингСоздание фишинговых писем и формУправление сотрудникамиОбучениеОтчётностьПравилаПодключение и сопровождение сервиса повышения киберграмотности МТС REDВыводыВведениеС каждым годом информационные технологии всё глубже проникают во все сферы жизни, в том числе в корпоративную среду. Поэтому всё более актуальным в компаниях становится обучение сотрудников основам кибербезопасности и культуре безопасного поведения. Несмотря на внедрение различных межсетевых экранов, антивирусов, систем предотвращения утечек и прочего, даже комплексные системы защиты (SIEM, IRP, SOAR и другие) не позволяют добиться эффекта абсолютной защищённости, так как пользователем информационных систем компании остаётся человек, от которого и зависит их безопасность.Подавляющее большинство угроз, нацеленных на компанию, связаны с действиями сотрудников внутри: соблюдают ли они общие принципы кибербезопасного поведения, применяют ли в своей работе практики, позволяющие повысить уровень защищённости. В целом человеческий фактор остаётся самым уязвимым звеном в кибербезопасности, что требует использовать упреждающие способы защиты и постоянно повышать осведомлённость сотрудников в сфере борьбы с киберугрозами.Для решения этой задачи на рынке ИБ существует класс продуктов «обучение сотрудников основам кибербезопасности» (Security Awareness). Постоянное повышение осведомлённости позволяет существенно снизить риски для кибербезопасности компаний. Вышедший на днях на российский рынок новый сервис повышения киберграмотности МТС RED на базе системы Phishman позволяет реализовать комплексный — теоретический и практический — подход к обучению для формирования у сотрудников культуры кибербезопасного поведения.Состав и формат реализации сервиса повышения киберграмотности МТС REDВ состав сервиса повышения киберграмотности МТС RED входят:Услуга по проведению тренировочных фишинговых рассылок: планирование, подготовка и рассылка тренировочных фишинговых писем по необходимой заказчику тематике.Услуга по сопровождению процесса обучения, включая анализ бизнес-процессов заказчика, поиск оптимальных форм тренировочных рассылок и настройки интеграций (при необходимости).Услуга по подготовке персонализированных под клиента фишинговых писем и форм.Предоставление фишингового домена для компании-клиента с целью учёта статистики рассылок.Доступ к системе обучения Phishman для прохождения пользователями обучающих курсов.Доступ к порталу управления параметрами сервиса.Услуга по предоставлению отчётности за заданный период по результатам прохождения сотрудниками обучения и эффективности тренировочных фишинговых рассылок.Сервис предоставляется в двух моделях на выбор заказчика: в облачной инфраструктуре МТС RED (заказчик получает к ней защищённый доступ) или в инфраструктуре заказчика (специалисты МТС RED получают к ней защищённый доступ для администрирования).Функциональные возможности и архитектура системы обучения PhishmanФункциональность системы включает в себя:проведение тренировочных фишинговых рассылок и учёт статистики по ним;назначение обучения сотрудникам;формирование отчётов по результатам тренировочных фишинговых рассылок и обучения;автоматизация процессов обучения и формирования тренировочных фишинговых рассылок с помощью правил;интеграции с системами управления обучением (Learning Management System, LMS), с Active Directory и со средствами защиты (антивирус, МТС RED SOC).Архитектурно система состоит из трёх элементов:Модуль обучения (образовательный портал) — собственная LMS для прохождения пользователями курсов.Модуль (портал) администрирования — управление настройками системы, создание тренировочных фишинговых рассылок, назначение учебных программ, администрирование системы в целом.Модуль фиксации (учёта статистики) тренировочных фишинговых рассылок.Интерфейс Рисунок 1. Интерфейс системы Phishman Продукт имеет дружественный и интуитивно понятный интерфейс. На главной странице отображаются комплексные показатели, демонстрирующие уровень риска и устойчивость работников к фишингу. Кроме того, здесь можно увидеть топ уязвимых и стойких сотрудников, а также фишинговую активность по часам.Фишинг Рисунок 2. Страница создания тренировочных фишинговых атак Одна из основных функций сервиса МТС RED на базе Phishman — создание тренировочных фишинговых атак. При их создании можно выбрать вид атаки и задать время рассылки. Доступно три типа атак: обычная, автоматическая и случайная автоматическая.Обычная атака позволяет отправить письма в строго фиксированный момент времени. Автоатака подразумевает отправку писем всем сотрудникам в несколько волн в определённом временном интервале. Случайная автоатака в дополнение к предыдущей схеме позволяет выбрать, какая часть (доля) сотрудников и шаблонов фишинговых писем будет задействована в каждой волне рассылки. Рисунок 3. Параметры фишинговой атаки После выбора типа атаки можно назначить её цели (сотрудников, на которых будет направлена рассылка) и шаблоны.Создание фишинговых писем и форм Рисунок 4. Страница шаблонов При выборе шаблонов имеется возможность поиска и выбора по категориям. Сейчас в системе доступно 12 категорий шаблонов из различных сфер деятельности, таких как онлайн-сервисы, услуги, образование, социальные сети. Имеется функция поиска необходимых шаблонов. Рисунок 5. Редактор фишинговых шаблонов и форм Система Phishman позволяет создавать шаблоны для фишинговых писем и форм с помощью встроенного редактора. Здесь можно задать название фишингового письма, выбрать категорию шаблона, по которому письмо будет сформировано, составить текст письма. При необходимости можно также внести правки в исходный код (HTML) элементов формы — например, чтобы исправить съехавшую разметку, убрать ссылки на оригинальные страницы и проч.Управление сотрудниками Рисунок 6. Раздел «Сотрудники» При формировании тренировочного фишингового письма можно либо добавлять сотрудников в список адресатов вручную, либо автоматически загружать перечень из CSV-файла либо из службы каталогов с помощью LDAP-протокола. Каждый сотрудник должен быть привязан к отделу. Отделы имеют иерархическую структуру. Рисунок 7. Добавление нового сотрудника Перед добавлением сотрудника вручную требуется создать отдел. Ручное добавление сотрудников происходит путём ввода данных и выбора отдела либо путём перечисления в аналогичном CSV формате (данные о пользователях указываются через запятую в каждой строке). Рисунок 8. Поиск по сотрудникам В интерфейсе также имеется опция поиска по сотрудникам. Фильтр поиска можно настраивать как по основным атрибутам пользователей (Ф. И. О., отдел, адрес электронной почты), так и по более специфичным (уровень риска / устойчивости, дата добавления сотрудника в систему, дата перемещения в другой отдел, учебные группы).Сотрудники по умолчанию распределяются в системе по отделам, но их также можно отдельно добавлять в учебные группы, что позволяет объединять сотрудников, например, по уровню знаний и назначать им соответствующее их уровню обучение. Рисунок 9. Настройка синхронизации с Active Directory Для загрузки списка пользователей из Active Directory (AD) требуется настроить параметры подключения и указать учётную запись для доступа. В дополнительных параметрах можно указать отделы, которые следует исключить из синхронизации, а также настроить фильтры поиска по AD и используемые атрибуты в AD для Ф. И. О. Рисунок 10. Дополнительные параметры синхронизации с Active Directory Обучение Рисунок 11. Раздел обучения Раздел обучения включает в себя список учебных программ, а также строку для поиска. Сотрудники компании по умолчанию имеют доступ ко всем учебным программам своей компании, однако пользователи сервиса могут настроить доступ конкретного сотрудника (или группы) к конкретным обучающим курсам. Обучение для сотрудников может назначаться вручную либо при возникновении различных событий из области безопасности на основе заданных в системе правил. Например, если сотрудник попытался отправить на внешний адрес электронной почты скан паспорта, ему будет автоматически назначен курс «Защита конфиденциальной информации». Рисунок 12. Создание учебной программы Для назначения обучения нужно создать учебную программу, куда включаются нужные курсы. На момент публикации обзора в сервисе представлено 15 курсов обучения. В последнем обновлении системы Phishman были добавлены специализированные курсы по 187-ФЗ (КИИ) и 152-ФЗ (персональные данные), включающие в себя полноценное обучение по всем аспектам этих законодательных актов и обязательную проверку знаний по итогам. При создании учебной программы можно выбрать период и порядок прохождения курсов, количество попыток. Рисунок 13. Выбор курсов После установки основных параметров происходит выбор курсов, а также сотрудников, которым они будут назначены. Сотрудники получают уведомление о назначенном им обучении, а новым работникам высылаются данные для входа в личный кабинет на образовательном портале.  Рисунок 14. Интерфейс образовательного портала Прохождение курсов осуществляется на отдельном образовательном портале. Сотрудник входит на портал после получения регистрационных данных (логин и пароль). После входа можно увидеть ориентировочное время, необходимое для прохождения курса, и его название, а также выбрать любой из назначенных сотруднику курсов. Рисунок 15. Пример курса Каждый курс открывается в отдельном окне, при необходимости его можно развернуть на весь экран. Этапы прохождения курсов фиксируются, пользователь всегда может вернуться к прохождению с того места, на котором остановился. На главной странице курса есть значок «Термины»; нажав на него, сотрудник может ознакомиться с определениями основных терминов, встречающихся в курсе. Значок «Меню» позволяет увидеть перечень основных разделов (страниц) курса и осуществлять удобную навигацию по ним.Отчётность Рисунок 16. Стандартные виды отчётов В продукте представлено несколько вариантов отчётов по результатам фишинговых атак и обучения сотрудников. Можно выбрать любой вариант из заданных в системе или создать свой (пользовательский) вариант отчёта. Рисунок 17. Выбор отчёта Для формирования отчёта нужно выбрать фишинговую атаку или учебную программу. После этого можно сформировать отчёт и увидеть его содержимое. На странице отчёта показываются графики и таблица со статистикой. Все отчёты доступны для скачивания в форматах PDF и XLSX. Рисунок 18. Пример отчёта На странице отчёта можно сразу посмотреть сам отчёт в графическом представлении. В случае с отчётом по фишинговым атакам можно увидеть общую статистику по сотрудникам, минимальное время реакции на фишинг, кто из работников переходил по ссылкам или открывал вложения.Правила Рисунок 19. Раздел правил В продукте присутствует функциональность создания правил, позволяющих автоматизировать рутинные действия, такие как назначение обучения или отправка фишинга, и дающих возможность автоматически реагировать на действия различных подключённых источников данных о событиях по безопасности — например, антивируса. Клиентам центра мониторинга и реагирования на киберинциденты МТС RED также доступна интеграция с МТС RED SOC, что позволит оперативно назначать обучение основам киберграмотности по результатам корреляции и / или анализа событий первой линии мониторинга. Таким образом можно назначать курсы по событиям от всех используемых в компании средств защиты информации. Помимо назначения обучения при регистрации инцидента можно создать правило, позволяющее автоматически назначать обучение новым сотрудникам. Рисунок 20. Создание правила Для создания правила требуется указать его имя и время проверки. Рисунок 21. Выбор событий для правила После указания периода срабатывания и имени правила выбираются события, при наступлении которых оно будет применяться (например, переход по фишинговой ссылке). Рисунок 22. Действия при создании После формирования списка сотрудников происходит выбор действия, которое будет выполняться при наступлении заданного события (например, запись на учебный курс).Подключение и сопровождение сервиса повышения киберграмотности МТС REDДля подключения к сервису клиент заполняет опросный лист с базовой информацией о компании и указанием способа подключения сервиса. Специалисты МТС RED организуют доступ к системе обучения и помогут загрузить в систему список сотрудников компании. По запросу возможно использование защищённого с помощью ГОСТ VPN канала передачи данных.Команда МТС RED формирует необходимые заказчику тренировочные фишинговые рассылки, утверждает их дизайн и целевые группы у клиента. По согласованию с заказчиком формируются триггеры — события в информационных системах компании, при срабатывании которых сотрудникам автоматически назначается то или иное обучение.Ежемесячно компания получает отчёты о прохождении сотрудниками курсов обучения. Также в течение всего срока действия подписки на сервис пользователям доступны все обновления обучающих курсов — не только имеющихся в системе Phishman, но и разработанных сервисной командой МТС RED. Кроме того, сервис включает в себя решение любых задач по администрированию и сопровождению системы повышения киберграмотности сотрудников силами специалистов МТС RED.ВыводыСервис повышения киберграмотности МТС RED на базе системы Phishman имеет простой и удобный пользовательский интерфейс, обладает одним из самых широких на рынке наборов обучающих курсов для сотрудников. Интеграция с центром мониторинга и реагирования на киберинциденты МТС RED SOC, антивирусными и другими решениями по кибербезопасности позволяет компаниям отрабатывать ИБ-навыки своих сотрудников на реальных событиях.Читать далее
    • PR55.RP55
      Сейчас есть проблемы с проверкой состояния UEFI Предлагаю добавить в uVS возможность копирования\бекап BIOS\UEFI Или как минимум получение информации. ( Версия; дата и т.д. ) Для последующего анализа\передачи файла на V.T. и вир. лабы.  
    • Ego Dekker
      Компания ESET (/исэ́т/) — лидер в области информационной безопасности — представляет новые комплексные решения для многоуровневой и мультиплатформенной защиты, которые доступны в виде подписок — ESET HOME Security Essential и ESET HOME Security Premium. Таким образом, пользователи смогут обеспечить еще более мощную защиту устройств домашней сети на всех распространенных операционных системах, включая Windows, macOS, Android и iOS, а также позаботиться о безопасности важных конфиденциальных данных. Кроме того, была усовершенствована платформа управления безопасностью — ESET HOME, которая позволяет просматривать состояние домашних сетей и подключенных смарт-устройств, управлять лицензиями и загружать программы, доступные в рамках подписки. «Мы рады представить новые решения ESET для домашних пользователей. Это больше, чем просто безопасность, это комплексная защита пользователей в современной цифровой среде. Специалисты ESET объединили искусственный интеллект, человеческий опыт и облачную защиту для современной защиты от различных киберугроз. Новые планы подписок ESET обеспечивают многоуровневую защиту конфиденциальности и безопасность устройств домашней сети», — прокомментировала Мария Трнкова, директор по маркетингу ESET. Новые планы подписок и их возможности Теперь домашним пользователям доступны два плана подписок для защиты устройств — ESET HOME Security Essential и ESET HOME Security Premium, которые отвечают потребностям отдельных пользователей и их сетей для обеспечения конфиденциальности и безопасности цифровой жизни. Пользователи ESET HOME Security Essential или ESET HOME Security Premium могут использовать мощную защиту для всех основных операционных систем — Windows, macOS, Android и iOS (но количество одновременно защищенных устройств должно оставаться в рамках подписки!). ESET HOME Security Essential — это план стандартной подписки, который обеспечивает современную и многоуровневую защиту устройств от различных видов угроз в режиме реального времени с помощью следующих модулей: платформа ESET HOME для управления защитой; современная антивирусная защита ноутбуков и компьютеров (на базе операционной системы Windows — с помощью ESET Internet Security, на базе операционной системы macOS — с помощью ESET Cyber Security), смартфонов и планшетов Android (с помощью ESET Mobile Security), а также защита смарт ТВ (с помощью ESET Smart TV Security); родительский контроль (с помощью ESET Parental Control), который позволяет родителям контролировать использование мобильных устройств детьми; защита онлайн-банкинга и безопасный браузер, которые позволяют защищать конфиденциальные данные пользователей при осуществлении онлайн-платежей; расширение для конфиденциальности и безопасности браузера; инспектор сети, который предоставляет информацию о безопасности роутера и подключенных устройствах. Следует отметить, что с выходом обновленных решений были улучшены функции конфиденциальности и безопасности благодаря добавленным расширениям браузера. Кроме этого, пользователям также доступен инструмент очистки, который удаляет файлы cookie, историю и многое другое из браузера, автоматически или по требованию. ESET HOME Security Premium — план премиум-подписки, который обеспечивает еще более мощную защиту ноутбуков и компьютеров с помощью дополнительных модулей. Таким образом, в рамках данной подписки пользователям доступны все модули ESET HOME Security Essential, а также дополнительные уровни защиты ноутбуков и компьютеров (составляющие программы ESET Smart Security Premium): защита информации с помощью шифрования; управление паролями для защиты и хранения паролей и личных данных пользователей, а также для автоматического ввода данных для входа, что экономит время пользователей при заполнении веб-форм; мощное шифрование файлов и сменных носителей, что обеспечивает защиту конфиденциальных данных и предотвращает похищение информации при потере USB-накопителя или ноутбука; инструмент облачной защиты ESET LiveGuard, специально разработанный для обнаружения и обезвреживания неизвестных угроз. Подробнее о планах подписок и сравнение их функций читайте по ссылке. Обновленная платформа для управления безопасностью! Благодаря улучшению платформы ESET HOME пользователям доступны следующие возможности: управление устройствами, покупка, активация и обновление подписок, загрузка или обновление решений по безопасности, а также включение функций, в частности Управление паролями. Кроме того, теперь пользователи смогут просматривать общий уровень безопасности домашней сети, который учитывает состояние действия лицензий и статус защиты устройств, подключенных к учетной записи в трех категориях: «Защищено», «Требуется внимание» и «Предупреждение безопасности». Таким образом, пользователи получают самую современную защиту, тогда как для настройки продукта требуется минимальное взаимодействие. В то же время, новая платформа имеет параметры и функциональные возможности для активных пользователей, которые хотят контролировать и настраивать все самостоятельно. Следует отметить, что ESET HOME доступна для использования в виде веб-портала или мобильного приложения для устройств iOS и Android. Следует отметить, что помимо новых планов подписок пользователям все еще доступна защита отдельных устройств, в частности ноутбуков и компьютеров Windows, смартфонов и планшетов Android, а также программа для родительского контроля и защита смарт-телевизора. Чтобы попробовать новые возможности защиты ESET, перейдите по ссылке. Пресс-выпуск.
    • Ego Dekker
      ESET NOD32 Antivirus 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET NOD32 Antivirus 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
              ESET Internet Security 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET Internet Security 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
              ESET Smart Security Premium 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET Smart Security Premium 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
              ESET Security Ultimate 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET Security Ultimate 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
                                                                                  ● ● ● ●
              Руководство пользователя ESET NOD32 Antivirus 17  (PDF-файл)
              Руководство пользователя ESET Internet Security 17  (PDF-файл)
              Руководство пользователя ESET Smart Security Premium 17  (PDF-файл)
              Руководство пользователя ESET Security Ultimate 17  (PDF-файл)
              
      Полезные ссылки:
      Технологии ESET
      ESET Online Scanner
      Удаление антивирусов других компаний
      Как удалить антивирус 17-й версии полностью (пользователям Windows)?
    • AM_Bot
      «МегаФон ПроБизнес» с 2016 года предоставляет услуги информационной безопасности по модели MSSP (Managed Security Service Provider). Рассмотрим, какие сервисы предлагает компания и какие риски в ИБ минимизирует.      ВведениеЗащита от DDoS-атакWAFNGFWЗащита корпоративной почтыКриптозащитаАнализ защищённости ИТ-инфраструктуры7.1. Решения для анализа безопасности ИТ-инфраструктуры7.2. Соответствие нормативным требованиямВыводыВведениеСогласно исследованию «Лаборатории Касперского», 42 % компаний обращаются к поставщикам управляемых ИБ-услуг (MSSP) в связи с нехваткой собственных специалистов по информационной безопасности, ещё столько же — в связи с экономической целесообразностью и необходимостью следования требованиям регуляторов.Согласно выводам из того же исследования, среди главных угроз ИБ следует выделять ненадлежащее использование ИТ-ресурсов сотрудниками компании, атаки с целью вызвать отказ в обслуживании (DDoS), инциденты с поставщиками услуг.Впервые «МегаФон ПроБизнес» начал предоставлять сервис по модели MSSP семь лет назад — это была «Защита от DDoS-атак». Сейчас в портфеле компании уже более 15 решений. Рассмотрим некоторые сервисы и предоставляемую ими помощь в борьбе с обозначенными угрозами.Общий обзор российского рынка и сравнение провайдеров услуг по управлению информационной безопасностью (MSSP) наша редакция проводила ранее.Защита от DDoS-атак«Защита от DDoS-атак» — это сервис мониторинга и защиты сетевой инфраструктуры, веб-ресурсов компании от атак, результатом которых может стать недоступность активов, использующих внешние адреса. Подобные действия могут совершаться с разными целями: для вмешательства конкурентов, шантажа, сокрытия атак другого типа и т. д. Обзор этого сервиса публиковался ранее.Услуга «Защита от DDoS-атак» осуществляет фильтрацию вредоносного трафика и сохраняет доступность сервисов и приложений легитимным пользователям.Сервис построен на базе высокопроизводительного аппаратно-программного комплекса фильтрации, который входит в реестр отечественного ПО и имеет сертификат соответствия от ФСТЭК России. Защита осуществляется на уровнях L3–L7 (от сетевого до уровня приложений), а реакция на атаку может наступить уже через пять секунд. Система способна отражать крупномасштабные атаки объёмом до 300 Гбит/c.Настройка услуги занимает от 15 минут до двух часов в зависимости от сложности, а само подключение может производиться в том числе и под атакой. Выделенная служба мониторинга и реагирования работает круглосуточно и без выходных.Всего под защитой описываемого сервиса находятся более 1100 организаций, включая банки из топ-10, организации из госсегмента и телеком-сектора.WAFУслуга «МегаФон WAF» предназначена для защиты веб-приложений от сетевых атак различных типов, включая вредоносные операции с использованием бот-сетей, атаки на прикладные интерфейсы (API) и эксплуатацию уязвимостей из перечня OWASP Top-10 (наиболее опасные бреши по мнению некоммерческой организации Open Web Application Security Project Foundation).Принцип работы услуги заключается в фильтрации веб-трафика программным комплексом межсетевого экранирования уровня приложений, установленном в «МегаФон Облаке» или в инфраструктуре клиента (on-premise).  В случае обнаружения вредоносного трафика, попыток взлома приложений, кражи информации или чрезмерного потребления ресурсов серверных платформ такие попытки блокируются, а в приложения передаются только легитимные запросы.NGFWМежсетевой экран следующего поколения (NGFW) от «МегаФона» защищает информационные ресурсы от компьютерных атак, обеспечивает безопасный удалённый доступ по VPN и фильтрует интернет-запросы пользователей. Для этого используются модули предотвращения вторжений, антивирусной проверки, инспекции трафика и другие.NGFW предоставляется из «МегаФон Облака» или устанавливается в собственную инфраструктуру компании.Защита корпоративной почтыУслуга «Защита корпоративной почты» предназначена для очистки почтового трафика от спама, фишинга и вредоносных программ. Принцип действия заключается в перенаправлении почтового трафика через фильтрующие узлы путём перенастройки MX-записи в базе DNS-регистратора домена. Решение позволяет гибко настраивать все функции безопасности, в том числе и исключения для входящего почтового трафика.КриптозащитаВ рамках услуги «Криптозащита» шифруется вся информация, передаваемая по открытым каналам связи. Это позволяет обеспечивать конфиденциальность данных даже в случае их перехвата злоумышленниками.Шифрование передаваемого трафика выполняется с использованием современных российских криптографических алгоритмов на высокопроизводительном криптооборудовании ведущих производителей. Сервис позволяет организовать защищённое взаимодействие между географически удалёнными объектами в любых регионах России и выполнить требования регуляторов и российского законодательства. В рамках услуги «Криптозащита» используются СКЗИ (средства криптографической защиты информации), сертифицированные ФСБ России.Анализ защищённости ИТ-инфраструктуры«МегаФон ПроБизнес» предоставляет широкий спектр услуг по анализу защищённости ИТ-инфраструктуры, которые можно условно разделить на практическую безопасность и соответствие нормативным требованиям.Решения для анализа безопасности ИТ-инфраструктурыВ рамках услуг по анализу практической безопасности компания осуществляет поиск уязвимостей и ошибок в процессах обеспечения ИБ, которыми могут воспользоваться злоумышленники для совершения кибератак. «МегаФон ПроБизнес» предоставляет шесть услуг, направленных на выявление проблем связанных с уязвимостями и потенциальных инцидентов в ИБ.Объектами анализа могут быть внутренняя и внешняя инфраструктура, мобильные и веб-приложения, сети Wi-Fi, сотрудники (социотехнические тестирования), системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП), бизнес-приложения (ERP, CRM) и другие. При проведении анализа защищённости описываются границы работ и модели нарушителей, составляется список выявленных уязвимостей и ошибок в бизнес-логике,  разрабатываются подробные рекомендации по устранению выявленных уязвимостей.  Также эксперты «МегаФон ПроБизнеса» дают общее заключение об уровне защищённости инфраструктуры и предоставляют рекомендации по его повышению.Тестирование на проникновение (пентест) помогает найти критические уязвимости. Команда «МегаФон ПроБизнеса» оценивает устойчивость инфраструктуры в случае вторжения злоумышленника и выявляет возможную глубину продвижения вглубь системы. Анализ защищённости используют для определения общего уровня безопасности инфраструктуры. Определяется максимальное количество уязвимостей, через которые может быть совершено вторжение злоумышленника без продвижения вглубь инфраструктуры. Во время командной имитации реальных кибератак (Red Teaming) проверяется работа технической защиты и команды ИБ, оцениваются скорость и эффективность реагирования на различные угрозы. Услуга реагирования на инциденты в ИБ включает в себя пакет сервисов по оперативному реагированию или расследованию уже случившихся инцидентов, а также подключение команды экспертов «МегаФон ПроБизнеса» для устранения последствий кибератак и проведения компьютерной криминалистической экспертизы (форензики). Преимуществом пакетного подхода является то, что если к концу срока там остались неиспользованные часы, то их можно потратить на другие виды активности. Аудит в формате «As Is / To Be» — это комплексное изучение уровня ИБ и процессов управления ИТ-инфраструктурой: оценка процессов, выявление и описание проблемных зон, выдача рекомендаций по их устранению с предоставлением дорожной карты и бюджетной оценки модернизации СУИБ и системы управления ИТ-процессами, анализ существующей архитектуры инфраструктуры и средств информационной безопасности, предоставление рекомендаций по настройке элементов инфраструктуры (харденинг). В рамках аудита и построения процессов безопасной разработки (SSDLC) команда «МегаФон ПроБизнеса» исследует конвейер разработки, адаптирует методологии и процессы для трансформации и перехода к безопасной разработке ПО.Соответствие нормативным требованиямАнализ соответствия нормативным требованиям может включать в себя несколько направлений. Для субъектов КИИ производятся обследование, категорирование и проектирование системы защиты значимых объектов критической информационной инфраструктуры и реализация системы защиты в соответствии с требованиями закона № 187-ФЗ. В связи с регулярно озвучиваемыми планами по увеличению штрафов за утечки персональных данных, услуга анализа и оценки соответствия требованиям закона № 152-ФЗ «О персональных данных» поможет понять, какие риски для бизнеса существуют в реалиях компании. Ещё одна услуга, оказываемая провайдером, — аттестация ГИС по требованиям ФСТЭК России, необходимая, в частности, для государственных информационных систем.ВыводыСервисы, предоставляемые «МегаФон ПроБизнесом» по модели MSSP, востребованны по нескольким причинам: они позволяют компаниям строить эффективную информационную защиту, экономить на капитальных инвестициях в собственную инфраструктуру и фонд оплаты труда, не тратить время на подбор квалифицированного персонала и его адаптацию под применяемые СЗИ, своевременно получать квалифицированную экспертизу от команды провайдера.Команда «МегаФон ПроБизнеса» регулярно участвует в программах поиска уязвимостей за вознаграждение (Bug Bounty) и обладает рядом профильных сертификатов, таких как CEH, CHFI, CND, MCSE, EXIN, OSCP, CISSP. Имеется опыт внедрения процессов ИБ и участия в расследовании инцидентов. При необходимости оперативная команда провайдера выезжает на место инцидента с целью поиска улик, которые могут понадобиться для дальнейшего расследования.Реклама. Рекламодатель ПАО «МЕГАФОН», ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585 от 15 июля 2002 г.LdtCKW8PDЧитать далее
×