antonl2003

Ежедневный траффик по обновлению GUP (раздатчика)

В этой теме 31 сообщений

Имеется такая схема: есть головной офис в нём развёрнут SEPM, созданы группы (это удалённые офисы в которых развёрнуты клиенты SEP 6 штук) и в каждой группе определён так называемый раздатчик обновлений GUP. При такой схеме всё обновляется и работает, но меня смущает ежедневный траффик (так как он лимитированный), который хавает наш назначеный раздатчик в удалённом офисе, он состовляет порядка 80 мб, а бывает и в 2-3 раза больше. Подскажите пожайлуста во первых это нормально или нет. Во вторых, как установить расписание закачки этих обновлений например на ночь дабы не засорять канал. Почему качается такой объём, а не дельта (всего лишь изменения) или 80 мб это и есть дельта. Может подскажите менее затратный вариант по траффику. И как резвернуть или назначить сервер LivaUpdate, может с помощью его можно решить эту проблему. Вобщем посоветуйте что нить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Трафик у меня такой же - нормально.

Для GUP вплоть до 11.0.6000а нельзя к сожалению сделать такое расписание.

В дифинишинах у симантека нет такого понятия как у касперского.... Поэтому качает всё.

Чтобы снизить трафик у меня сделано следующим образом:

1) SEPM получает обновления с ftp сервера. ВНИМАНИЕ! Расписание для LU в SEPM сбоит! Источник обновлений переключаю ручками с фейкового на ftp один раз в неделю! Иначе может обновляться по нескольку раз в день несмотря на то что ему стоит раз в неделю...

2) На ftp выкладывает обновления LUA.

3) Офисные клиенты обновляются с ftp раз-два в день.

4) Клиенты на каналах получают со своего GUP обновления, GUP с SEPM, а SEPM когда я ручками раз в неделю на него запущу это.

Вот такой велосипед, иначе вряд ли что получится. Увы..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хм я думал трабла только у меня с траффиком.

2Shell - насчет дельт Вы не правы. Я этот вопрос поднимал еще год назад и Кирилл Керценбаум посоветовал делать время хранения баз побольше (я сделал 30 дней). Для версии 11.0.4000 этого было достаточно и постепенно у меня в день стало скачиваться не более 4-8 метров. НО с переходом на злосчастную 11.0.6000 все стало чудесато. Часть клиентов (вернее ГУПов) нормально запрашивают дельты и генерят трафик в пределах 10 метров, а вот другие куролесят и качают от 80 до 180 метров. Что вообще не айс. Сам открывать кейсы я не могу, так как меня нет в доверенных лицах (один раз открывал, достали спрашивать почему меня нет в списке), а в ГО своих проблем хватает.

Так что здесь какой то косяк в новой версии с генерацией дельт, раньше все было отлично - после пары дней трафик снижался весьма сильно, а сейчас свистопляска какая то.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Я этот вопрос поднимал еще год назад и Кирилл Керценбаум посоветовал делать время хранения баз побольше (я сделал 30 дней)."

А подскажите в каком месте можно задать этот период в версии sepm 11.05 и ещё, что подразумевает под собой такой параметр в sepm как количество ревизий по умолчанию стоит 3, где то читал что рекомендуют увеличить до 9 ревизий, но не понял какой смысл хранить эти ревизии. Хотелось бы добиться канечно той самой дельты хотя метров в 10.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я как раз ревизии и имел ввиду. 9 ревизий мало (на собственном опыте). У меня реальное снижение траффика было только при величинах 20-30 (до версии 11.0.6000 щас вообще хз че делать). Смысл хранить вот в чем - при пересылке обновлений вначале считается дельта - то есть происходит побайтное сравнение предыдущих обновлений и текущего. Алгоритм увы я не знаю - но вроде юзается SymDelta.exe, которая формирует файл различий. Почему для нормального формирования дельты нужно много ревизий - это к разработчикам (мне вообще не понятно, почему не выпускают просто ежедневные обновления типа как для КАВа, НОДа и прочих).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

а 30 дней это сколько ревизий тогда?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

и ещё кстати вопрос как понять такое: в "параметрах связи" это в политиках группы есть такое "период контрольного сигнала" в котором можно установить время -мне не понятно к чему этот параметр относится толи к обновлениям GUPa с сервера SEPM через заданное время, толи это можно предположить что контрольный сигнал направляемый к SEPM лишь для передачи состояния клиента этой группы. так же непонятен параметр рандомизация +- для какого такого времени запланированного , где его можно запланировать хрен поймёшь. лучше бы расписание обновлений для GUPOV сделали чтобы поменьше траффика тоскать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Уважаемый antonl2003 ознакомитесь внимательно с документацией к SEPM и тогда половина вопросов отпадет автоматически.

При настройки "Параметры связи" внизу есть кнопочка "Справка" нажав её вы получите ответ на свой вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2Shell - насчет дельт Вы не правы.

Не знаю, не знаю...

Проделан эксперимент - увеличено до 30 дней на GUP позавчера.

Второй день смотрю за трафиком. На каждый GUP по 100 - 195 метров уходит. Версия 11.0.6000

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Аналогично боролся с проблеммой трафика для симантека начиная с версии 11.0.4000 - по любому жрет от 80 и выше метров в сутки, бывало базы и то 5 гигабайт разрастались, приходилось полностью все удалять и LUA и заново ставить. За счет того что, скорость интернета подняли вроде бы проблемма уже стала менее актуальной, т.к. организация у нас является закрытой от интернета, закачиваю базы дома и переношу уже на внутренний сервер организации. Все также жду надежды от компании Symantec что размер трафика они уменьшат, либо сделают как в ранних версиях полное обновление баз из единого файла, в том числе и списка превентивных угроз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Не знаю, не знаю...

Проделан эксперимент - увеличено до 30 дней на GUP позавчера.

Второй день смотрю за трафиком. На каждый GUP по 100 - 195 метров уходит. Версия 11.0.6000

Я и говорю, что на 11.0.6000 все как то через одно место. Часть ГУПов обновляется с минимальным трафиком, меньше 10 метров, часть с нормальным - 80 метров, а часть с заоблачным 160 метров. А вот моя тема

http://www.anti-malware.ru/forum/index.php...vADeSt&st=0

в ней как раз был решен вопрос насчет обновлений. И на тот момент ( на тех версиях все было ок). А сейчас после апдейта до 11.0.6000 опять чудеса начались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
И на тот момент ( на тех версиях все было ок). А сейчас после апдейта до 11.0.6000 опять чудеса начались.

Поборол чудеса ??

А то стремно обновлять у меня трафик это критично :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

забил я на это дело, это не основная моя задача.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

подытожу:

1. кол-во ревизий каждый определяет для себя сам. все зависит от:

- насколько велика вероятность того, что какая-та машина выключена продолжительное время

- насколько критично уменьшение загрузки канала связи.

Если канал критичен и при этом машины могут быть долго выключены, то храните больше ревизий (за день публикуется 3 ревизии, т.ч. если машина может быть недоступна неделю, то логично хранить около 20-30 ревизий, но это займет достаточно места на SEPM.

Если канал не критичен, а больше критично место на SEPM, то уменьшайте кол-во ревизий до 10. Меньше 10 смысла нет, т.к. во многих случаях в понедельник (т.е. после 2 выходных) кто-нибудь да задержится на работу и это приведет к тому, что GUP будет качать полный пакет обновлений.

Вроде, логично)))

2. Самое важное!

Для мониторинга состояния и кол-во загруженного GUP-ами появилась утилита. Сразу обращаю внимание, что официально она не поддерживается, но вероятность того, что она что-то может испортить минимальна, т.к. читает логи IIS + берет минимальное кол-во информации из базы данных.

Утилиту можно взять здесь (она периодически обновляется, появляются новые фичи, т.ч. следите за обновлениями):

http://www.symantec.com/connect/downloads/...ibution-monitor

Посмотреть как ее использовать, правда, на английском, но четко и понятно, можно здесь:

http://www.screencast.com/t/MzU0Mzk0ZT

Если с просмотром на английском есть проблемы, то там довольно просто все в readme прописано.

Удачи с мониторингом GUP!!!

  • Upvote 10

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Олег Шабуров, спасибо, но покапавшись глубже с утилитой понятно что это несколько не совсем нужно кому либо.

По нескольким причинам:

1) Трафика передаваемого на клиента нет. Есть общий с заоблачными цифрами.

2) На 7 IE на Win 2003 слишком много ошибок. Полазив по гайдам не удалось настроить безошибочную работу скрипта :)

3) Вся статистика которая есть - может быть добыта в SEPM в отчетах. И в более удобной форме. Можно и напрямую к базе обратиться если что то нужно в определенном формате или детальное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
но покапавшись глубже с утилитой понятно что это несколько не совсем нужно кому либо

может стоит еще покопаться?)))

А если серьезно:

1. не нужно решать за других, т.к. знаю много заказчиков по всему миру, которые используют и говорят спасибо)

2. причины ниже.

Трафика передаваемого на клиента нет

есть трафик с SEPM на GUP. А это самое главное.

Цель создания GUP - сокращение трафика между центром и регионами за узкими каналами связи. Именно этот трафик и нужно сократить большинству пользователей.

Сколько передается между GUP и клиентами - это не особо критично, т.к. GUP как раз создан для того, чобы его иметь в том же месторасположении, что и клиентов, соответственно, канал связи между ними уже будет широким. Ну если вам уж совсем интересно, сколько передается с GUP на клиента, то можно прикинуть.... обновления с GUP не будет больше, чем обновление с SEPM на GUP.

Есть общий с заоблачными цифрами

именно для того чтобы не было заоблачных цифр и создана эта утилита.

Если где-то кто-то качает полные обновления, то это:

- либо клиенты напрямую подключаются к SEPM.

- либо GUP получает полные обновления и у вас много GUP-ов)).

Обнаружив это можно предпринять действия к устранению проблем.....

На 7 IE на Win 2003 слишком много ошибок. Полазив по гайдам не удалось настроить безошибочную работу скрипта

у меня IE7 и Win2003 у меня работает на ура). Какие ошибки то выдает? поделитесь конфигурационным файлом?

Вся статистика которая есть - может быть добыта в SEPM в отчетах. И в более удобной форме.

вряд ли. С учетом того, что утилита разработана продакт-менеджером по этому продукту, сомневаюсь, чо он не знает как этом можно сделать и решил просто поупражняться в программировании. Статистики по работе GUP в отчетах нет. Если знаете как ее показать - покажите.

Можно и напрямую к базе обратиться если что то нужно в определенном формате или детальное

в базе есть только часть информации. именно поэтому нужна дополнительная настройка IIS, откуда берется информация по кол-ву трафика.

а вообще, не все любят ковыряться с базой. да и не все знают где и что искать).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Под клиентом я имею ввиду GUP. Трафик GUP - клиент не критичен вовсе.

Статистика - где какие дифинишины можно посмотреть хотя бы если на главной странице SEPM щелкнуть по обновлениям, затем выбрать сервер. Откроется второе окно в котором будут не обновленные хосты. Среди них будет и GUP если он обновляется.

Конфиг:

connection_type=ODBCODBC_DSN=SymantecEndpointSecurityDSNODBC_Username=endpointODBC_Password=*****OLEDB_string=Provider=SQLOLEDB;Data Source=localhost;Initial Catalog=Endpoint;Integrated Security=SSPIOLEDB_Username=OLEDB_Password=GUP_view=ALLoperational_status=SHOWsepm_domain=SHOWsepm_group=HIDESEPM_IISlogPath=\\10.0.0.26\c$\WINDOWS\System32\LogFiles\W3SVC2\sepm_path=\\localhost\c$\Program Files\Symantec\Symantec Endpoint Protection Manager\autorefresh=yesrefresh_interval=10

Рефреш кстати хоть и включен в конфиге - на странице пишет disabled))

Ошибки:

при запуске сначала e73d952c2e7bt.jpg

потом

9cd59bc17908t.jpg

хотя путь до логов IIS правильный. Указание пути типа SEPM1_IISlogPath тоже не приводит к исчезновению ошибки.

затем сразу

932199b38adct.jpg

трафик дневной :o

517d47376b4at.jpg

Поиск в графе "Search for IP or Network" после вышеописанных ошибок выдает тот же результат.

Релоад страницы тянет снова же 2 ошибки о том что не может найти конфиги IIS и ошибки IE.

IIS настроен согласно инструкции (log visits, Access data sources across domains for IE, Date, Time, Client IP Address, URI Stem, Protocol Status and Bytes Sent).

OS Win2003 Ent SP2 without enhanced explorer options.

SEPM 11.0.6005 на БД MS SQL 2008

Установленный IE 8.0.6001 не привел к исчезновению ошибок :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
может стоит еще покопаться?)))

А если серьезно:

1. не нужно решать за других, т.к. знаю много заказчиков по всему миру, которые используют и говорят спасибо)

Простите, не хотелось обидеть.

Но пока просто не вижу того что нельзя увидеть в SEPM или выдернуть с БД)

Только трафик SEPM-GUP? Но реальных цифр же нет в отчете - сколько какой скушал. Есть сведения о клиенте, какие на нем дифинишины и остальные данные по железу и ОС. Его и нет в заявленном на STN http://www.symantec.com/connect/imagebrows...60521/_original

Средств урезать трафик GUPа как выше из треда видно, нет (6000+ версия с шаманством по ревизиям).

Предсказуемость GUP - обновит\что то не обновит\ручной запуск тоже пока не реализованы. Отсюда и тема эта.

smc -updateconfig на GUP для принудительного запуска обновления если GUP увидит все таки обновления на SEPM = это шаманство.

Проблемы еще не озвучены в теме - если SEPM 6000\6005 версии а GUP 4202 - непредсказуемая синусообразная закачка обновлений.

Видюшка-гайд, честно, не осилена пока =)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что то редактировать кнопка пропала))

Сведения о железе\компах можно вытянуть из таблицы SQL SEM_COMPUTER.

Гупы - GUP_LIST

Ну и т.д.

Неудобство только с преобразованием IP адресов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Shell, спасибо, что помогли найти некоторые недочеты в утилите (по поводу неправильного отображения спика GUP).

Это исправление уже сделано, новая версия утилиты будет доступна со дня на день.

по поводу остального отвечу немного позже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рефреш кстати хоть и включен в конфиге - на странице пишет disabled))

видимо, по причине возникновения ошибок.

Ошибки:

в разделах посвященных пути к логам IIS или пути к SEPM не оставляли, случаем, строки с адресом, в которой в начале стоит знак комментария, например:

# SEPM2_IISlogPath=\\sepm2\e$\SEPMlogs\W3SVC2\

если оставляли, то уберите, т.к. утилита не понимает знаков комментария и пытается обратиться и по этому пути))))). Сам на это напоролся...

Но пока просто не вижу того что нельзя увидеть в SEPM или выдернуть с БД)

я для себя вижу следующее:

- удобное отображение списка GUP-ов, в котором сразу видно, какие GUPы "чувствуют себя плохо"

- по какой причине "им плохо", т.е. какие компоненты у них не обновились или же они просто не доступны и т.д.

- если GUP-ов много отсортировать "безпроблемные" и оствить список только тех, в которых есть проблемы

- общее кол-во использованного трафика (у вас оно пока не работает), предлагаю подождать публикации новой версии (ожидается в понедельник), а там посмотреть... если проблема останется, я был бы рад пообщаться поближе))))

- куча разной информации (при наведении мышкой на различные поля), которая может оказаться полезной.

- большое кол-во функций, которые пока не реализованы, но стоят в списке на ближайшее время))))))))))

Только трафик SEPM-GUP? Но реальных цифр же нет в отчете - сколько какой скушал.

эта фича тоже находится в списке функций, которые владелец утилиты планирует добавить. Т.е. будет видно, какой из GUP-ов сколько "съел".

Средств урезать трафик GUPа как выше из треда видно, нет

не уверен, что понял правильно.... можете уточнить? GUP сокращает трафик, причем очень хорошо. Если он качает полный пакет обновлений, то в большинстве случаев это связано с тем, что клиент был недоступен слишком долгое время и SEPM уже не может предоставить дельту. Если я что-то неправильно понял, то уточните.

Кстати, в 11.0.6.1, будет исправлена одна ошибка, по причине которой случались ситуации, когда GUP качал полное обновление вместо дельты.

Предсказуемость GUP - обновит\что то не обновит\ручной запуск тоже пока не реализованы. Отсюда и тема эта.

smc -updateconfig на GUP для принудительного запуска обновления если GUP увидит все таки обновления на SEPM = это шаманство.

опять же не уверен, что понимаю о чем речь. Если клиент запросил обновление у GUP, то GUP его запросит у SEPM. Если клиент не запрашивает, то, скорее всего, он стоит в PULL MODE и время между хартбитами у него очень большое. Если же он и PUSH и по какой-то причине не начинает закачивать обновление, То можно попробовать из консоли SEPM запустить коману "update content" или что-то похоже)))). У меня стабильно отрабатывает....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
не уверен, что понял правильно.... можете уточнить? GUP сокращает трафик, причем очень хорошо. Если он качает полный пакет обновлений, то в большинстве случаев это связано с тем, что клиент был недоступен слишком долгое время и SEPM уже не может предоставить дельту. Если я что-то неправильно понял, то уточните.

Кстати, в 11.0.6.1, будет исправлена одна ошибка, по причине которой случались ситуации, когда GUP качал полное обновление вместо дельты.

опять же не уверен, что понимаю о чем речь. Если клиент запросил обновление у GUP, то GUP его запросит у SEPM. Если клиент не запрашивает, то, скорее всего, он стоит в PULL MODE и время между хартбитами у него очень большое. Если же он и PUSH и по какой-то причине не начинает закачивать обновление, То можно попробовать из консоли SEPM запустить коману "update content" или что-то похоже)))). У меня стабильно отрабатывает....

Клиенты действительно все стоят в Pull mode с интервалом в 45 +/- 15 минут. Иначе сервер SEPM захлебывается.

Я имею ввиду две технологии - LU и GUP.

В LU было расписание, в GUP его нет. Хотя LU в SEPM 11.0.4202 чихал на заданное расписание =) и обновлял чаще.

Вы выше написали что будет исправлена ошибка с закачкой полного обновления вместо дельты. Жду как маны небесной :)

За коррекцию остальных ошибок в утилитке - спасибо, посмотрю как только дела разбросаю (понедельник сложный день).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В LU было расписание, в GUP его нет

LU позволяет брать обновления либо с LUA, либо с LiveUpdate.

GUP же берет с SEPM. А с SEPM можно брать дельты, которые на порядок отличаются по размеру. Поэтому расписание для GUP - менее критичный параметр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Олег, Вы были правы. После того как убраны ВСЕ комментарии - осталась только ошибка IE при выполнении скрипта.

И рефреш автоматический появился.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

попробуйте последнюю версию:

http://www.symantec.com/connect/sites/defa...onitor_v2.8.zip

в ней должна быть исправлена проблема с неправильным отображением списка GUP-ов.

Если ошибка скрипта так и выдается, то мне нужен ваш конфигурационный файл. Можете поделиться (oleg подчеркивание shaburov собака symantec.com)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти с помощью Facebook Войти Войти с помощью Twitter
Anti-Malware.ru Вконтакте   Anti-Malware.ru в Facebook   Anti-Malware.ru в Twitter   Anti-Malware.ru в LinkedIn   RSS
  • Сообщения

    • PR55.RP55
      Demkd В системах есть штатный файл:  C:\Windows\PFRO.log " Это файл содержит «информацию о предстоящих переименованиях ( и удалении ) файлов» (pending file rename operations, PFRO).
      То  есть список файлов которые нужно переименовать ( удалить ), или переместить  (например в ходе обновления систем), но сейчас это сделать нельзя (  загружен в память ...).  Файл будет переименован после перезагрузки. " Получается, что при создании образа втозапуска ( в аналогичной ситуации ) Переименованный файл просто не попадёт в образ... Значит нужно обрабатывать информацию из PFRO.log И добавлять запись ( прогноз ) ( в Инфо. ) Типа:  Файл: \C:\Users\D36B~1\AppData\Local\Temp\nsqA278.tmp\xml.dll Будет переименован... ( При необходимости ... для его удаления воспользуйтесь сигнатурой )  
    • Farra
      Без вложений мало что можно заработать. Почитайте лучше статью про мобильные приложения, которые можно разработать http://wezom.com.ua/blog/razrabotka-mobilnyh-prilozhenij-kak-biznes  Это кстати недорого. А прибыль будет постоянной, почитайте статьи на эту тему в блоге веб агентства ВЕЗОМ.
    • Farra
      Ну вам бы сменить компанию, может веб студия ВЕЗОМ? Посмотрите в поиске. Везом.ру (только на англ.)
    • Farra
      Надо знать еще куда лезешь, и действительно ли там есть прибыль
    • AM_Bot
      В настоящей статье кратко описываются системы мониторинга эффективности сотрудников, тенденции мирового и российского рынка, рассматриваются популярные системы, представленные на российском рынке, — StaffCop Enterprise, Стахановец, LanAgent, Kickidler, Searchinform TimeInformer, Falcongaze SecureTower, Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor, Bitcop Security, CrocoTime, а также приводятся их основные преимущества.   ВведениеСистемы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениПринцип работы систем мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениМировой рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениРоссийский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениКраткий обзор продуктов, предназначенных для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени6.1. Bitcop Security6.2. CrocoTime6.3. Falcongaze SecureTower6.4. Kickidler6.5. LanAgent6.6. Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor6.7. Searchinform TimeInformer6.8. StaffCop Enterprise6.9. СтахановецВыводы  ВведениеОдной из главных проблем для большинства работодателей является нецелевое использование сотрудниками рабочего времени. Согласно исследованиям:64% работников компаний тратят от 15 минут до одного часа в день на личные цели;46% ежедневно читают личную почту или новости,33% общаются по личным вопросам в мессенджерах,26% тратят рабочее время на социальные сети.Такое нецелевое использование рабочего времени несет вполне конкретные экономические потери для организации.Еще одна из самых серьезных угроз для бизнеса сегодня — это утечки конфиденциальной информации. Как правило, источниками таких угроз являются недобросовестные сотрудники компаний — инсайдеры. Неконтролируемое использование интернета (социальные сети, мессенджеры, личная почта) может привести к утечкам конфиденциальной информации, что в свою очередь нанесет бизнесу существенный вред.Кроме того, головной болью любого руководителя является мошенничество сотрудников. Различные откаты и серые схемы способны принести не только разовый экономический урон, но и серьезно подмочить репутацию организации на долгое время, что приводит к еще большим суммарным финансовым потерям.И если руководитель не знает, как работают его сотрудники, то и его бизнес не может быть эффективным, продуктивным и защищенным. Учет рабочего времени и контроль сотрудников в подобной ситуации — мера не просто желательная, а жизненно необходимая. И многие работодатели заинтересованы в контроле поведения работника на рабочем месте. Поэтому сегодня все больше компаний присматриваются к системам мониторинга эффективности сотрудников, которые помогают решать комплекс задач по предотвращению утечек информации, расследованию инцидентов, если таковые произошли, а также контролировать бизнес-процессы и то, как рабочее время используется сотрудниками. Системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениСогласно исследованию Gartner Market Guide for Employee-Monitoring Products and Services, системы мониторинга эффективности сотрудников относят к классу систем Employee Monitoring Software, а также к классу User Activity Monitoring.Системы мониторинга эффективности сотрудников применяют для решения следующих задач:Учет рабочего времени сотрудников.Оценка и контроль эффективности работы персонала.Выявление нелояльных сотрудников и мошеннических схем внутри предприятия.Поиск возможных утечек информации и защита от инсайдеров.Расследование инцидентов информационной безопасности.Оперативный контроль сотрудников и определение групп риска.Типовая архитектура таких систем предполагает наличие сервера, базы данных, агента и консоли администратора. При этом можно выделить:системы на толстом клиенте, сервер и агенты обязательно должны находиться в рамках локальной сети,решения, позволяющие работать с агентами, находящимися в других сетях,решение на основе облака — база данных находится у вендора, а агенты не привязаны к локальной сети, управление и просмотр осуществляется через веб-консоль.Если же отталкиваться от концепции решений, то системы можно дифференцировать следующим образом:Первая группа систем позволяет собирать большой объем данных и предоставлять их в виде аналитических отчетов, а также вести статистику продуктивного и непродуктивного рабочего времени.Вторая группа предоставляет руководителю возможность осуществлять мониторинг сотрудников через просмотр онлайн-трансляций или видеозаписи их действий, а также осуществлять контроль нарушений.Третья группа систем обладает достаточно узким набором функций, которые сводятся только к учету рабочего времени персонала. Принцип работы систем мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениВ общем случае схема работы систем мониторинга эффективности сотрудников выглядит следующим образом: на компьютеры сотрудников устанавливается агент системы, который собирает информацию о действиях пользователя на рабочем месте. Агент передает информацию на сервер для анализа. Администратор или руководитель при помощи консоли («толстый» клиент или веб-консоль) знакомится с результатами деятельности сотрудников: это могут быть отчеты, просмотр онлайн-трансляций с мониторов сотрудников, просмотр скриншотов, видеозапись рабочего стола или перехваченный в переписке файл и т. д.При этом с функциональной точки зрения системы можно поделить на три основные группы:мониторинг событий;мониторинг информации;мониторинг системы.Основным направлением мониторинга событий является контроль факта включения/выключения системы, нажатия клавиш, использования (кликов) мышки, а также факты работы с приложениями и интернетом (посещение веб-сайтов). Факт включения, выключения системы, нажатия клавиш и мышки дает возможность контролировать активность пользователя, которая отображает: приход и уход сотрудников, наличие опозданий, переработок, общее время работы, а также время активности и простоя в часах.Следующий блок, вытекающий из контроля активности, это факты работы с приложением и посещением веб-сайтов, а также разбивка полученной информации на продуктивную и непродуктивную деятельность. Активное время анализируется в процентном соотношении работы с продуктивными, неопределенными и непродуктивными ресурсами. При этом важной составляющей является возможность строить отчеты, топы, а также сравнивать отделы и пользователей.Помимо задачи, связанной с контролем эффективности пользователей, системы мониторинга решают ряд проблем, связанных с контролем каналов передачи данных и предотвращением утечек конфиденциальной информации — системы могут успешно выполнять основную, наиболее востребованную часть функций DLP и отслеживать утечку конфиденциальной информации благодаря наличию контроля всевозможных каналов передачи данных и работы с внешними устройствами.В части мониторинга событий системы может контролироваться реестр ПО, аппаратное обеспечение, порты, использование программ и веб-сайтов. Мировой рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениНа мировом рынке представлено множество различных систем мониторинга эффективности сотрудников — как от известных вендоров в области безопасности (Symantec и Trend Micro), так и нишевых игроков, занимающихся только этим классом продуктов. Согласно исследованию Hexa Reports Employee Monitoring Software Market Size, Share, Industry Trends, Analysis And Forecast, 2022: Hexa Reports, на мировом рынке представлены следующие основные игроки:TeramindVeriato 360 (SpectorSoft)SentryPCNetVizorInterGuardWork ExaminerStaffCopOsMonitoriMonitor EAMPearl Echo.SuiteWorkTimeSymantecTrend MicroBetterWorksMonitisQuest FoglightStackDriverОтметим, что исследование проводилось для рынков США, Европейского союза, Японии, Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. Среди основных игроков на мировом рынке заметен только один российский вендор — компания StaffCop. Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениРоссийские вендоры также включились в процесс разработки подобных решений для мониторинга эффективности сотрудников.Наиболее известные продукты российских разработчиков: StaffCop Enterprise (компания «Атом Безопасность»), InfoWatch Person Monitor (компания «Инфовотч», продает под своим брендом «Стахановец»), LanAgent (компания «НетворкПрофи»), TimeInformer (компания «СёрчИнформ»), SecureTower (компания Falcongaze), Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor (компания «Мипко»).Среди новичков можно отметить Zecurion Staff Control (продает под своим брендом StaffCop Enterprise).На российском рынке также присутствуют и зарубежные системы. Система Kickidler от сингапурской компании TeleLink Soft — относительно новый продукт на рынке программного обеспечения для учета рабочего времени сотрудников.  Система контроля «Стахановец» от украинской компании Mirobase. Отметим, что на территории Украины и других стран «Стахановец»  известен под брендом Mirobase, а на территории России продается также под названием InfoWatch Person Monitor.Среди систем, функциональные возможности которых сосредоточены исключительно на учете рабочего времени, можно выделить: Bitcop Security (компания «Биткоп»), CrocoTime (компания «Инфомаксимум»).Краткий обзор продуктов, представленных на российском рынке, приведен ниже. Краткий обзор продуктов, предназначенных для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени Bitcop SecurityРоссийский разработчик программного обеспечения компания «Биткоп» для контроля эффективности персонала предлагает систему учета рабочего времени Bitcop Security. Система ведет количественный и качественный учет отработанного времени сотрудниками в разрезе ряда аналитик, формируя развернутую картину реального положения дел в организации. Система позволяет:Вести учет времени начала и окончания рабочего дня, опозданий и переработок.Контролировать интенсивность занятости сотрудника в рабочее время, а также его активность на протяжении дня.Вести статистику работы с программами, которые запускал определенный коллега, а также видеть, как часто и на какие сайты он заходил.Вести оперативную сводку занятости всего персонала и список существующих нарушений.Оценить продуктивность работы на основании используемых программ и сайтов в рабочее время.Система выдает всю перечисленную выше информацию в определенной, удобной и понятной форме.Анализ данных в системе контроля персонала Bitcop Security происходит на основании наглядных детальных отчетов. Разнообразные отчетные формы отражают реальный график работы сотрудников, помогают установить объем и причины потерь рабочего времени, свидетельствуют о продуктивности служащих применительно к занимаемым должностям.Bitcop Security располагает обширным потенциалом по применению фильтров. Все аналитические отчеты можно строить по выбранному временному интервалу (день, неделя, месяц, год) — что позволяет быстро получить выборку только интересующих результатов.Преимущества и особенности системы:Синхронизация системы Bitcop Security с Active Directory.Оповещения о событиях в режиме реального времени.Высокая степень защиты агента.Подробнее с продуктом Bitcop Security можно ознакомиться здесь.  CrocoTime Саранская компания «Инфомаксимум» для учета рабочего времени предлагает продукт CrocoTime, использующий использует клиент-серверную архитектуру. Сбор статистики осуществляется при помощи агентов мониторинга, которые передают данные на сервер по локальной сети предприятия или по интернету в реальном времени. Также имеется возможность отслеживания некомпьютерных занятий с привязкой к клиентам с помощью функции таймтрекинга, запускаемой вручную.Система учитывает активность периферийных устройств ввода (клавиатура, мышь) и считает время работы с активным окном программы или активной вкладкой браузера. Если в течение 5 минут мышь или клавиатура не используются, система не будет считать это временем активности сотрудника.CrocoTime может быть интегрирован с другими системами, такими как корпоративные календари, системы IP-телефонии, СКУД и др. Для этого был реализован API, с помощью которого можно запрашивать из CrocoTime необходимые данные.Преимущества и особенности системы:Учет времени из разных источников (система предоставит полную картину рабочего дня через интеграцию с IP-телефонией, календарями, POS-терминалами/турникетами).Автоматические табели (фиксация нарушений рабочего регламента для дальнейшего сравнения их с отчетами кадровых служб).Облачная и локальная версии системы.Подробнее с продуктом CrocoTime можно ознакомиться здесь. Falcongaze SecureTowerДля контроля эффективности сотрудников компания Falcongaze в своей DLP-системе SecureTower реализовала функциональность контроля рабочего времени, позволяющую увидеть, сколько реально времени работник потратил на выполнение той или иной задачи.Благодаря кейлоггеру, функциям аудио- и видеомониторинга и снятия скриншотов рабочего стола можно составить полную картину рабочего дня сотрудника.  Система отчетности предоставляет исчерпывающие данные о работе персонала, а также дает возможность создавать прозрачные отчеты по работе сотрудников и отделов для вышестоящего руководства.Являясь в первую очередь DLP-системой, SecureTower полностью сохраняет всю деловую переписку персонала. Кроме того, система контролирует время, которое сотрудник проводит в различных программах, сайтах и социальных сетях. Опираясь на эти данные, можно организовать отправление уведомлений при повышении статистики посещения определенных сайтов либо вообще блокировать отдельные веб-ресурсы или программы.Мониторинг рабочих процессов персонала обеспечивается с помощью перехвата электронной почты, переписок в соцсетях и онлайн-чатах, общения в большинстве популярных мессенджеров, таких как Skype, Viber, Telegram и другие. Кроме того, SecureTower анализирует все документы, пересылаемые в почте и по интернету, а также контролирует облачные хранилища — Dropbox, OneDrive, Яндек.Диск, iCloud и Google Drive. Поиск по всей перехваченной информации позволяет найти в переписке нужный документ даже по неполным данным.Для анализа взаимосвязей персонала внутри компании и за ее пределами в SecureTower используется граф-анализатор, позволяющий видеть, с кем и сколько общается каждый сотрудник. Все полученные SecureTower данные может визуализировать в виде отчетов, в которых будут отображаться инциденты безопасности и ежедневная деятельность персонала.Преимущества и особенности системы:Фиксирует время прихода и ухода сотрудника, перекуры, опоздания, прогулы.Просмотр и запись снимков с веб-камеры и звука с микрофона (в т. ч. по расписанию).Контроль времени, проведенного сотрудниками на различных сайтах и в различных приложениях.Контроль SIP-телефонии.Возможность скрытой установкиПодробнее с продуктом SecureTower можно ознакомиться здесь.Отметим, что SecureTower является полновесной DLP-системой, и функциональность контроля эффективности и учета рабочего времени — это одна из подсистем продукта, поэтому ценовая категория SecureTower на порядок выше остальных анонсируемых в данном обзоре систем.Подробный обзор продукта SecureTower KickidlerKickidler — система мониторинга деятельности персонала с возможностью наблюдения за действиями сотрудников на компьютерах и удаленного подключения к их рабочим столам. Правами на программу владеет сингапурская компания TeleLinkSoft, а эксклюзивной дистрибуцией Kickidler на территории России занимается компания «АйТи Сервис Менеджмент». Kickidler — относительно новый продукт на рынке программного обеспечения для учета рабочего времени сотрудников. Концепция продукта значительно отличается от аналогичных систем контроля сотрудников. Разработчики решения делают упор на возможность наблюдения в режиме реального времени за сотрудниками всей компании одновременно, а также записи видео их активности и фиксации нарушений.Программный комплекс Kickidler имеет клиент-серверную архитектуру. В состав продукта входят:Граббер — программа-агент, которая устанавливается на компьютеры сотрудников, собирает всю информацию об активности на рабочем компьютере и передает ее на сервер.Сервер — занимается хранением информации, полученной от агентов.Вьюер (просмотрщик) — позволяет просматривать собранные данные как в виде онлайн-трансляций режиме реального времени, так и в виде отчетов, гистограмм нарушений и видео. Именно вьюер выступает главным инструментом руководителя для мониторинга персонала. Также с его помощью можно удаленно управлять компьютерами сотрудников.Преимущества и особенности системы:Возможность вести онлайн-наблюдение сразу за большим количеством сотрудников (как в системах видеонаблюдения).Запись видео с экранов сотрудников в специальном экономном формате, позволяющем хранить записи активностей за долгое время.Подробные гистограммы нарушений с возможностью перехода к видеозаписи события.Функция удаленного управления компьютером с возможностью снятия скриншотов экрана сотрудника.Подробнее с продуктом Kickidler можно ознакомиться на сайте дистрибьютора в России.Подробный обзор Kickidler LanAgentДля мониторинга персонала российская компания ООО «Нетворк Профи» предлагает программный комплекс LanAgent. Он позволяет контролировать основные каналы передачи информации: копирование файлов на флешки, отправку писем, сообщений ICQ, Skype, печать документов на принтер, выгрузку файлов в интернет и др., получать уведомления при нарушении пользователем заданных правил безопасности, а также отследить конкретные действия каждого пользователя (ведется подробный лог всех действий сотрудника на компьютере, в т. ч. делаются снимки экрана монитора) и заблокировать подключение носителей информации, запуск программ, посещение определенных сайтов.Для корпоративного использования предлагается два исполнения — LanAgent Enterprise и LanAgent Terminal. Исполнение LanAgent Terminal предназначено для работы на терминальном сервере (для контроля дистанционной работы пользователей, подключающихся через удаленный рабочий стол (RDP) и с аппаратных «тонких» клиентов.Архитектура программы построена так, что агент может работать автономно, независимо от остальной части системы. То есть, если компьютер с серверной частью программы по какой-то причине выключен или с ним нет связи по локальной сети, то агент будет сохранять информацию в зашифрованных лог-файлах на своем компьютере. И будет хранить эту информацию до тех пор, пока от серверной части не поступит запрос на их получение. После отправки лог-файлы на компьютере агента будут очищены.Преимущества и особенности системы:Возможность работы агента в офлайн-режиме (без сервера).Гибкий механизм распределения прав на просмотр информации между специалистами безопасности.Возможность отправки уведомлений о нарушениях политик безопасности на ICQ или e-mail специалиста безопасности.Визуализации полной картины рабочего дня подчиненных с указанием, сколько времени фактически было затрачено на работу.Наглядные аналитические отчеты с возможностью их отправки на e-mail.Уведомления при нарушении сотрудниками заданных политик безопасности.Подробнее с продуктами LanAgent можно ознакомиться здесь. Mipko Employee Monitor и Terminal MonitorКомпания «Мипко» для мониторинга деятельности сотрудников в корпоративном окружении предлагает продукты Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor. Продукты обеспечивают перехват фраз, вводимых с клавиатуры, перехват чатов и общения в социальных сетях (Facebook и подобные), отслеживает посещаемые веб-ресурсы, осуществляет ведение журнала запущенных приложений, делает снимки экрана компьютера. Фиксирует операции с файлами, а также запуск приложений. Для сотрудников система работает в скрытом режиме.Преимущества и особенности системы:Данные хранятся на том компьютере, на котором они были собраны.Передача данных по сети осуществляется только в момент просмотра.Гибкая система оповещений о потенциальных нарушениях по ключевым словам.Подробнее с продуктами Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor можно ознакомиться здесь. Searchinform TimeInformerКомпания SearchInform для автоматического контроля работы сотрудников за компьютерами предлагает продукт TimeInformer.  Система показывает, чем заняты сотрудники, осуществляет прозрачный контроль активности работников в любых программах и приложениях.Агенты TimeInformer устанавливаются на компьютеры сотрудников — есть скрытый и открытый режим работы. Агенты могут быть установлены из консоли удаленно (как в домен, так и в рабочую группу) либо локально (вручную через инсталлятор агента). Агент собирает информацию о времени включения и выключения компьютера, времени простоя, времени использования программ и сайтов. Алгоритмы TimeInformer с точностью до 3 секунд определяют время, когда сотрудник прекратил работу за компьютером.TimeInformer анализирует собранные данные и предоставляет администратору набор отчетов и оповещений, из которых можно сделать выводы о работе как отдельного сотрудника, так и подразделений, и всей компании. В TimeInformer есть 33 предустановленных отчета, есть возможность создавать собственные варианты отчетов, а также настраивать уведомления о запуске тех или иных программ.TimeInformer также имеет инструменты «онлайн»-наблюдения, которые позволяют подключаться к компьютеру в реальном времени (до 16 подключений одновременно), а также отображают статистику и занятость сотрудников на текущий момент.Преимущества и особенности системы:Собирает данные о приложениях, которые сотрудник использует в течение дня, а также проведенное в них время. Система автоматически определяет, работал ли пользователь в приложении, либо оно было просто запущено.Фиксирует все посещенные сайты и время, проведенное на каждом из них. Доступна динамическая категоризация любых сайтов на тематические группы (новости, игры, онлайн покупки и т. д.)  через встроенную БД категорий или подключение к онлайн-категоризатору.Делает снимки экранов рабочих станций сотрудников с привязкой к конкретной активности.Фиксирует время прихода и ухода сотрудника, перекуры, опоздания, прогулы.Может записывать важные разговоры сотрудников с клиентами, партнерами или коллегами для дальнейшего анализа. Запись происходит при помощи микрофона, встроенного в компьютер, или обычной гарнитуры.Перехватывает нажатия клавиш, а также информацию из буфера обмена.Подробнее с продуктом TimeInformer можно ознакомиться здесь. StaffCop EnterpriseРоссийская компания «Атом Безопасность» продвигает на рынке систему мониторинга StaffCop Enterprise, позволяющую анализировать действия персонала за компьютерами для обеспечения информационной безопасности предприятия, обнаружения утечек конфиденциальных данных, расследования инцидентов, учета рабочего времени и оценки эффективности работы персонала.Продукт призван решать несколько задач. Первая — помочь оптимизировать бизнес-процессы: получить картину рабочего дня сотрудников, выявить «узкие» места в системе, выделить неэффективных сотрудников. Вторая — снизить риски возникновения инцидентов, связанных с утечкой конфиденциальной информации, злонамеренных или случайных действий сотрудников способных привести к финансовым и репутационным потерям компании. Третья — расследование произошедших инцидентов.StaffCop Enterprise достаточно мощное endpoint-решение для мониторинга и анализа действий персонала на рабочих станциях Windows, GNU/Linux и терминальных серверах. Имеет клиент-серверную архитектуру с поддержкой PostgreSQL и обладает современным стеком технологий: «тонкий» клиент, OLAP-кубы, собственные алгоритмы анализа действий сотрудников. Поэтому имеет относительно низкие требования к «железу», гибкую аналитику и возможность мониторинга удаленных офисов и рабочих станций, не находящихся в локальной сети. Веб-интерфейс позволяет получить быстрый доступ к аналитике и управлению системой без установки специальных программ.Решение обладает гибкой настройкой фильтров и оповещений, поэтому возможную утечку или вторжение удается обнаружить на ранней стадии, чем существенно сократить последствия. Глобальная система записи всех возможных событий позволяет в случае произошедшего инцидента быстро добраться до источника утечки и точно назвать время, автора и объем утраченной информации. Графическое представление данных помогает визуализировать аномалии при поведенческом анализе пользователей. Применяемая технология «дрилл-даун» позволяет в несколько кликов установить корреляцию между данными, собранными агентами на конечных точках.Преимущества:Оперативный контроль сотрудников и определение групп риска.Аналитические срезы по любым видам событий и данным (многомерные отчеты).Оценка и контроль эффективности работы персонала с категоризацией работы сотрудников по продуктивности и видам деятельности.Подсчет времени активности сотрудника в приложениях и на сайтах.Блокировка приложений, доступа к сайтам для отдельных пользователей и групп.Учет рабочего времени сотрудников.Подробнее с продуктом StaffCop Enterprise можно ознакомиться здесь.Подробный обзор StaffCop Enterprise СтахановецДля мониторинга эффективности сотрудников украинская компания Mirobase предлагает систему «Стахановец».  Основная задача «Стахановца» — помочь руководителю существенно повысить эффективность работы персонала, сократить издержки и предотвратить утечки конфиденциальной информации. Продукт также продается под именем InfoWatch Person Monitor.Среди главных особенностей комплекса — анализатор рисков, нетипичного поведения и отклонений от нормы. Благодаря такой функциональности руководитель может выявить наиболее продуктивных и непродуктивных сотрудников, проанализировать их действия, определить различия и ключевые факторы успешности. На основании полученных данных компания получает возможность повсеместно внедрить модель работы, приносящую максимальную прибыль.Система умеет определять действия, отклоняющиеся от нормы, и оповещает службу безопасности об инциденте, ведь главная задача комплекса — своевременно локализовать угрозу.«Стахановец» позволяет прослушивать переговоры в режиме реального времени, фиксировать и распознавать диалоги в Skype, Lync, Viber и сохранять их в текстовые файлы, а также реагирует на «кодовые фразы».Продукт ориентирован на использование руководителями всех уровней, отделом кадров и ИБ-ИТ-департаментами.Преимущества и особенности системы:Контроль присутствия и активности сотрудников, учет времени работы и контроль опозданий.Анализ клавиатурного почерка, выявление автора документа, сотрудников в состоянии алкогольного опьянения.Перехват изображений с рабочего стола, веб-камеры, звука с микрофона. Хранение видео-, аудиофайлов и скриншотов.Мониторинг звуковых переговоров в мессенджерах (Skype, Lync, Viber), распознавание речи.Подробнее с продуктом «Стахановец» можно ознакомиться здесь. ВыводыВ статье мы познакомились с системами мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени. Системы этого класса представляют собой мощный набор инструментов для анализа событий и информации, что позволяет оценивать и контролировать продуктивность сотрудников за рабочими местами, быстро и точно расследовать инциденты ИБ внутри компании. Кроме того, применение систем мониторинга эффективности позволяет сократить опоздания и использование рабочего времени сотрудниками в личных целях. Помимо задачи, связанной с контролем эффективности сотрудников, системы мониторинга решают ряд проблем, сопряженных с контролем потенциальных каналов утечки данных, т. е. выполнять основную, наиболее востребованную часть функций хостовых DLP.На мировом рынке представлено множество различных систем мониторинга эффективности сотрудников — как от известных вендоров в области безопасности (Symantec и Trend Micro), так и нишевых игроков, занимающихся только этим классом продуктов. Среди основных игроков на мировом рынке присутствует и российский вендор — компания «Атом Безопасность» (StaffCop).На отечественном рынке популярностью пользуются продукты российских разработчиков. Из наиболее известных можно выделить StaffCop Enterprise («Атом Безопасность»), TimeInformer («СёрчИнформ»), SecureTower (Falcongaze), а также продукты зарубежных вендоров, например, Kickidler от сингапурской компании TeleLinkSoft и «Стахановец» от украинской компании Mirobase (продаваемый также под брендом InfoWatch).Перечисленные выше системы мониторинга эффективности концептуально отличаются друг от друга. Некоторые системы, например StaffCop Enterprise, Стахановец, SecureTower, LanAgent, Mipko, способны собирать большой объем данных и предоставлять их в виде аналитических отчетов, вести статистику продуктивного и непродуктивного рабочего времени.При этом StaffCop Enterprise для детектирования инсайдеров использует анализ поведения пользователей и выявление аномалий в их поведении. Подразумевается, что необычная активность, не соответствующая стандартному профилю, может более точно указывать на потенциальные инциденты информационной безопасности. По классификации Gartner, этот класс решений называется User and Entity Behavior Analytics (UEBA).Kickidler предоставляет руководителю возможность осуществлять мониторинг сотрудников через просмотр онлайн-трансляций или видеозаписи их действий.Системы учета рабочего времени CrocoTime, BitCop сохраняют минимум данных: только посещенные сайты и запущенные программы. Системы этого класса делят активность на продуктивную, непродуктивную, нейтральную и формируют отчеты, в которых работодатель сможет увидеть, на что тратили время его подчиненные. Преимущество подобных систем в их простоте и малом объеме данных для хранения и передачи, но в решении проблем утечек информации они мало чем могут помочь.О плюсах и минусах рассмотренных систем в данном обзоре говорить не будем. Чтобы подробно разобраться в преимуществах той или иной системы, в дальнейшем мы проведем детальное сравнение систем мониторинга эффективности сотрудников. Читать далее