Мошенники освоили новую схему обмана под видом трудоустройства

Мошенники освоили новую схему обмана под видом трудоустройства

Мошенники освоили новую схему обмана под видом трудоустройства

Злоумышленники выдают себя за владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) крупных маркетплейсов и заставляют соискателей устанавливать на свои смартфоны вредоносные программы.

В декабре 2024 года аналитики F.A.C.C.T. Digital Risk Protection выявили эту мошенническую схему.

Одна из групп злоумышленников смогла обманным путем похитить около 5 млн рублей у 260 пострадавших. Средняя сумма списания с банковских карт составила 19 тыс. рублей.

Схема работает следующим образом: мошенники, представляясь владельцами ПВЗ, создают фальшивые учетные записи и публикуют объявления о найме сотрудников.

Потенциальных жертв приглашают на телефонное собеседование, ключевой момент которого — вопрос о типе смартфона. Злоумышленников интересуют только устройства на Android.

После этого жертве предлагают заполнить анкету и присылают ссылку для загрузки якобы необходимого для работы приложения. На деле это RAT, который позволяет преступникам похищать средства со счетов пользователя.

Ранее МВД России уже предупреждало о подобных схемах. Однако в тот раз мошенники предлагали вакансии копирайтеров, маскируя вредоносные приложения под программы для выполнения рабочих заданий.

Мария Синицына, старший аналитик Digital Risk Protection компании F.A.C.C.T., дает следующие рекомендации:

  • Помните, что владельцы ПВЗ — это частные предприниматели, а не сами маркетплейсы. Если вам предлагают работу, свяжитесь напрямую с ПВЗ, чтобы уточнить, действительно ли они проводят набор сотрудников и как проходит трудоустройство.
  • Никогда не устанавливайте приложения по ссылкам. Все необходимые программы и доступы вам предоставят на рабочем месте.
  • Перепроверяйте ссылки, даже если они визуально кажутся официальными. В доменах мошенников часто встречаются ошибки: замена букв цифрами, добавление лишних символов или использование сочетаний, похожих на оригинальные (например, ai заменяют на al).
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru