Россиян атакует Windows-троян SteelFox — инфостилер в связке с майнером

Россиян атакует Windows-троян SteelFox — инфостилер в связке с майнером

Россиян атакует Windows-троян SteelFox — инфостилер в связке с майнером

В период с августа по октябрь 2024 года в «Лаборатории Касперского» зафиксировали более 11 тыс. атак неизвестного ранее трояна по клиентской базе. Анализ показал, что Windows-зловред, нареченный SteelFox, обладает функциями стилера и майнера.

Дроппер SteelFox распространяется в связке с активатором популярных программ через публикации на форумах, торрент-трекерах и в блогах. В ходе исследования были обнаружены троянизированные кейгены для AutoCAD, Foxit PDF Editor и софта JetBrains.

Заражение осуществляется в несколько этапов с использованием промежуточного загрузчика. Примечательно, что вредонос умеет повышать свои привилегии до NT\SYSTEM через эксплойт уязвимостей в драйверах — CVE-2020-14979 и CVE-2021-41285.

Криптомайнер (модифицированный XMRig) подгружается с GitHub. Компонент-стилер собирает информацию о системе и сети (включая пароли Wi-Fi), данные из браузеров, в том числе Яндекс Браузера (куки, местоположение, история поиска, банковские карты), сведения о RDP-сессиях и установленных программах, включая антивирусы (AVG, Avast).

Украденные данные отправляются на командный сервер в виде большого файла JSON. Связь с C2 осуществляется с использованием TLS 1.3 и технологии закрепления сертификатов (certificate pinning) для защиты трафика от перехвата.

 

«Злоумышленники пытаются получить максимальную выгоду от своих действий, — пояснил Дмитрий Галов, руководитель Kaspersky GReAT в России. — Например, известны зловреды, которые сочетали в себе функциональность майнера и шифровальщика: атакующие зарабатывали на работе майнера, пока ждали выкуп за расшифровку данных. SteelFox — наглядный пример того, как злоумышленники могут попытаться монетизировать как вычислительные мощности устройства, так и его содержимое».

Расследование показало, что вредоносная кампания была запущена в феврале 2023 года. Наибольшее количество заражений зафиксировано в Бразилии, Китае и России.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru