Росстандарт утвердил ГОСТ по управлению учетными записями и правами доступа

Росстандарт утвердил ГОСТ по управлению учетными записями и правами доступа

Росстандарт утвердил ГОСТ по управлению учетными записями и правами доступа

Росстандарт утвердил ГОСТ Р «Системы автоматизированного управления учетными записями и правами доступа». Он вводится в действие с 20 декабря 2024 года.

Над стандартом работали представители 27 компаний отрасли в рамках технического комитета ТК 362 «Защита информации».

В работе над документом приняли участие ГК InfoWatch, «Газинформсервис», «Центр безопасности информации» и Сбертех. Инициатором подготовки отраслевого стандарта выступила группа компаний «Солар». Эксперты подали более 300 рекомендаций, учтенных в финальной версии стандарта.

Новый ГОСТ выступает как составная часть национальных стандартов, разрабатываемых в области идентификации, аутентификации и управления доступом. Документ также учитывает практику защиты информации в финансовых организациях, закрепленную ГОСТами Банка России № 57580-1.2017 и № 57580-2.2018.

Стандарт необходим прежде всего разработчикам систем для идентификации и аутентификации пользователей, решений по управлению доступом (IdM-системы), и компаниям-интеграторам, которые внедряют решения данного класса.

Документ будет востребован среди организаций, планирующих внедрение IdM-решений или уже эксплуатирующих соответствующие платформы. Новый национальный стандарт позволит оценить существующие системы по управлению доступом на соответствие требованиям регуляторов, а также самостоятельно разработать или оценить техническое задание на проект, разработанный интегратором.

ГОСТ содержит рекомендации, как привести различные системы управления доступом к единой модели управления, каким образом построить управление ролевой моделью организации, индивидуальным и групповым доступом и упорядочить процедуры управления доступом.

Туда также вошли положения о контроле соответствия легальным и фактическим правам доступа, эталонной матрице прав доступа пользователей, в том числе для отслеживания несанкционированных изменений учетных записей и прав доступа.

Национальный стандарт определяет меры защиты информации в системах управления учетными записями и правами доступа, которые должны реализовываться с помощью встроенных мер защиты или наложенными средствами. Практическую часть ГОСТ дополняют приложения с типовыми схемами бизнес-процессов по управлению учетными записями и доступом.

«Национальный стандарт позволит выработать требования к IdM-системам на этапе технических заданий по внедрению. Заказчикам в свою очередь будут доступны типовые решения, функции которых будут включены в стандартных функционал платформ подобного класса. Таким образом вендоры, интеграторы и компании смогут снизить трудозатраты на подобные проекты за счет сокращения сроков проектирования и внедрения IdM-решения», − комментирует Дмитрий Бондарь, директор департамента inRights ГК «Солар».

«Система аутентификации пользователей и вообще управление жизненным циклом учетных записей – это одна из основ надежной ИТ инфраструктуры. Это определенно важный документ потому, что с одной стороны, у нас есть рекомендации конкретных вендоров отдельных программных решений, а с другой – зарубежный опыт, где подобные стандарты уже приняты. Но теперь у нас есть и свой стандарт, который, я надеюсь тоже будет развиваться и совершенствоваться вместе со всей индустрией информационной безопасности», − комментирует Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru