Троян PipeMagic маскируется под ChatGPT и расширил географию мишеней

Троян PipeMagic маскируется под ChatGPT и расширил географию мишеней

Троян PipeMagic маскируется под ChatGPT и расширил географию мишеней

Авторы целевых атак с использованием PipeMagic стали выдавать троянский бэкдор за приложение ChatGPT. Вредоносная фальшивка, подвергнутая анализу в «Лаборатории Касперского», оказалась написанной на Rust.

Модульный бэкдор, умеющий воровать конфиденциальные данные, впервые попал в поле зрения экспертов в 2022 году; на тот момент его применяли в атаках на организации азиатских стран. В прошлом месяце злоумышленники расширили географию своих интересов и объявились в Саудовской Аравии.

Распространяемый ими фейк содержит несколько ходовых библиотек Rust, создающих иллюзию легитимности. Однако при открытии приложения появляется пустое окно; как оказалось, за ним спрятан целевой зловред — массив зашифрованных данных размером 105 615 байт.

Троян использует алгоритм хеширования для поиска в памяти функций Windows API по соответствующим смещениям. После этого в систему загружается бэкдор, который настраивается и запускается на исполнение.

«Злоумышленники постоянно совершенствуют свои стратегии, чтобы атаковать более крупные жертвы, и расширяют своё присутствие, — предупреждает Сергей Ложкин, ведущий эксперт Kaspersky GReAT. — Примером этого стала кампания PipeMagic, в которой действие трояна было расширено от Азии до Саудовской Аравии. Мы ожидаем, что число кибератак с использованием этого бэкдора будет расти».

В прошлом году PipeMagic засветился в атаках, нацеленных на засев шифровальщика Nokoyawa. Для его запуска использовался опенсорсный скрипт MSBuild.

Стоит также отметить, что зловреды на Rust — давно уже не редкость. Использование этого языка программирования позволяет повысить быстродействие, эффективность и стабильность работы вредоносного кода, к тому же подобные творения вирусописателей способны работать на различных платформах.

Госдума приняла в первом чтении два закона об ответственности в сфере КИИ

Госдума приняла два закона, уточняющих составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В ряде случаев ответственность за такие нарушения смягчается. Законопроекты № 1071997-8 и № 1071966-8 были внесены в Госдуму в ноябре 2025 года группой депутатов.

Принятые нормативные акты уточняют положения статьи 274.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается нарушения правил эксплуатации объектов КИИ.

Часть деяний авторы предлагают декриминализировать и отнести к административным правонарушениям. Основной мотив таких изменений — снизить риск оттока кадров из организаций, являющихся субъектами КИИ, где значительная доля сотрудников фактически выступает пользователями систем, подпадающих под жёсткое регулирование.

«Представляется обоснованным внесение изменений в части 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, уточняющих объективную сторону состава преступления в части определения общественно опасных последствий в форме уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 1071997-8. — Вместе с тем действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в силу отсутствия определения вреда как признака состава преступления, не позволяет объективно оценивать его наличие либо отсутствие».

Как отмечают авторы, предлагаемые изменения основаны на анализе сложившейся судебной практики по статье 274.1 УК РФ. Она показывает, что суды, как правило, трактуют вред КИИ как копирование либо изменение информации в соответствующих системах.

В рамках законопроекта № 1071966-8 предлагается декриминализировать все нарушения правил эксплуатации КИИ, которые не привели к очевидному ущербу, и перевести их в разряд административных правонарушений.

Согласно статистике, собранной директором технического департамента RTM Group Фёдором Музалевским, около 10% дел по статье 274.1 УК РФ по итогам 2021 года были возбуждены из-за случайных или неосознанных действий без корыстного мотива. Кроме того, как показывают данные Судебного департамента за последние пять лет, реальные сроки лишения свободы по этой статье назначаются крайне редко и носят единичный характер.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru