Троян PipeMagic маскируется под ChatGPT и расширил географию мишеней

Троян PipeMagic маскируется под ChatGPT и расширил географию мишеней

Троян PipeMagic маскируется под ChatGPT и расширил географию мишеней

Авторы целевых атак с использованием PipeMagic стали выдавать троянский бэкдор за приложение ChatGPT. Вредоносная фальшивка, подвергнутая анализу в «Лаборатории Касперского», оказалась написанной на Rust.

Модульный бэкдор, умеющий воровать конфиденциальные данные, впервые попал в поле зрения экспертов в 2022 году; на тот момент его применяли в атаках на организации азиатских стран. В прошлом месяце злоумышленники расширили географию своих интересов и объявились в Саудовской Аравии.

Распространяемый ими фейк содержит несколько ходовых библиотек Rust, создающих иллюзию легитимности. Однако при открытии приложения появляется пустое окно; как оказалось, за ним спрятан целевой зловред — массив зашифрованных данных размером 105 615 байт.

Троян использует алгоритм хеширования для поиска в памяти функций Windows API по соответствующим смещениям. После этого в систему загружается бэкдор, который настраивается и запускается на исполнение.

«Злоумышленники постоянно совершенствуют свои стратегии, чтобы атаковать более крупные жертвы, и расширяют своё присутствие, — предупреждает Сергей Ложкин, ведущий эксперт Kaspersky GReAT. — Примером этого стала кампания PipeMagic, в которой действие трояна было расширено от Азии до Саудовской Аравии. Мы ожидаем, что число кибератак с использованием этого бэкдора будет расти».

В прошлом году PipeMagic засветился в атаках, нацеленных на засев шифровальщика Nokoyawa. Для его запуска использовался опенсорсный скрипт MSBuild.

Стоит также отметить, что зловреды на Rust — давно уже не редкость. Использование этого языка программирования позволяет повысить быстродействие, эффективность и стабильность работы вредоносного кода, к тому же подобные творения вирусописателей способны работать на различных платформах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru