Количество атак кибервымогателей продолжило расти

Количество атак кибервымогателей продолжило расти

Количество атак кибервымогателей продолжило расти

По оценке подразделения киберразведки Unit42 (Palo Alto Networks), анализ 53 сайтов выявил 1762 новых уникальных сообщения об успешных атаках за 1 полугодие 2024 г. Рост количества жертв по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. превысил 5%, несмотря на значительное снижение активности злоумышленников в мае и июне после успешных операций против крупных кибергруппировок.

Аналитики отмечают, что главной причиной роста активности вымогателей в 2024 году стала быстрая эксплуатация недавно выявленных уязвимостей. Киберпреступники активно применяют их для проникновения в сети жертв, повышения уровня привилегий и перемещения внутри взломанных систем.

Наиболее пострадавшими от атак секторами стали производство (16,4%), здравоохранение (9,6%) и строительство (9,4%). Выбор сферы здравоохранения злоумышленниками обусловлен существенным ущербом от простоев, что побуждает жертв платить выкуп преступникам.

Наибольшее числом жертв вымогателей находятся на территории США – 52% всех инцидентов. Аналитики среди наиболее пострадавших стран также отмечают Канаду, Великобританию, Германию, Италию, Францию, Испанию, Бразилию, Австралию и Бельгию.

Руководитель лаборатории исследований кибербезопасности аналитического центра кибербезопасности «Газинформсервиса» Вадим Матвиенко обратил внимание на то, что тактика злоумышленников в разных странах и регионах существенно различается:

«Различные хакерские группировки нацелены на разные регионы и используют разнообразные техники и тактики атак. Вирусы-шифровальщики также отличаются друг от друга. При анализе угроз важно учитывать в первую очередь локальные угрозы, характерные для конкретного региона. Однако, в стратегическом планировании необходимо принимать во внимание все потенциальные угрозы, поскольку злоумышленники изучают опыт других хакеров и могут применить аналогичные методы. Для борьбы с угрозами на предприятиях используются центры мониторинга безопасности (SOC), которые применяют платформы по анализу киберугроз (CTI) или взаимодействуют с подразделениями CTI».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru