CloudSorcerer — новая кибершпионская кампания против российских госструктур

CloudSorcerer — новая кибершпионская кампания против российских госструктур

CloudSorcerer — новая кибершпионская кампания против российских госструктур

Злоумышленники провели сложную кибершпионскую кампанию против российских государственных организаций. Специалисты Глобального центра исследований и анализа угроз «Лаборатории Касперского» (GReAT) дали ей имя — CloudSorcerer.

Методы и тактики киберпреступников пересекаются с другой кибероперацией, в которой использовался фреймворк CloudWizard. В качестве командного центра (C2) атакующие используют GitHub.

От CloudWizard новая кампания отличается совершенно другим кодом вредоносной программы. Скорее всего, за CloudSorcerer стоит другая киберпреступная группировка, просто использующая схожий метод передачи команд через публичные облачные службы.

Структура кода вредоноса и отсутствие ошибок говорит о высокой квалификации атакующих. Используя токены аутентификации, группа получает доступ к облачным сервисам вроде Dropboх через API.

В Kaspersky также отмечают многоступенчатый подход: первым делом киберпреступники разворачивают на устройстве жертвы вредоносную программу, затем подстраивают её функциональность под настройки системы.

Далее зловред активирует различные возможности: сбор, копирование и удаление данных; запуск модуля связи с командным сервером; внедрение шелл-кода.

На качественно проработанную кампанию указывает и возможность вредоноса адаптироваться под процесс, в котором он запущен, а также сложное межпроцессное взаимодействие через каналы Windows.

Более того, в CloudSorcerer злоумышленники применяют оригинальные методы шифрования и обфускации. Например, по данным «Лаборатории Касперского», зловред декодирует команды с помощью жёстко закодированной таблицы кодов и манипулирует объектными интерфейсами Microsoft COM для проведения атак.

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru