Мошенники выманивают у россиян коды 2FA с помощью ботов-телефонистов

Мошенники выманивают у россиян коды 2FA с помощью ботов-телефонистов

Мошенники выманивают у россиян коды 2FA с помощью ботов-телефонистов

Взломщики аккаунтов начали применять голосовые боты, которые по телефону выманивают у жертвы одноразовый код аутентификации (One Time Password, OTP). Эксперты «Лаборатории Касперского» рассказали, как происходят такие атаки.

Системы двухфакторной аутентификации (2FA) могут отправлять пользователям OTP в виде СМС, пуш-уведомления, голосового сообщения по телефону, письма по имейл или бот-сообщения в мессенджере. Для перехвата таких кодов злоумышленники обычно используют приемы социальной инженерии, которые теперь зашиваются в специализированные программы.

Такой OTP-бот имеет смысл использовать в тех случаях, когда взломщик уже раздобыл основные ключи к аккаунту — логин и пароль; понадобится также номер телефона намеченной жертвы. Эти данные можно найти в паблике, почерпнуть из утекших баз, купить в даркнете либо заполучить через фишинг.

При попытке входа в аккаунт, защищенный 2FA, появляется поле для ввода OTP. Получателю звонит специально обученный бот и убеждает его набрать код подтверждения на клавиатуре, оставаясь на линии. В случае успеха заветный ключ передается в в телеграм-бот мошенника.

Поскольку время действия одноразовых кодов ограничено, исход целиком зависит от искусности сценария (уже есть и русскоязычные). Некоторые OTP-боты сначала отправляют предупреждение о предстоящем звонке и потом уже набирают номер.

«Использование OTP-ботов для обхода двухфакторной аутентификации — сравнительно новое явление в мире онлайн-мошенничества, — комментирует Ольга Свистунова, старший контент-аналитик Kaspersky. — Некоторые боты во время звонка умеют запрашивать не только одноразовые пароли, но и другие данные — например, номер и срок действия банковской карты, ПИН-коды, дату рождения, реквизиты документов. Функциональность ботов варьируется от одного скрипта, нацеленного на пользователей одной организации, до гибких настроек и широкого выбора скриптов, позволяющих заменить такими ботами целый мошеннический кол-центр».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники стали в 16 раз чаще звонить с поддельных номеров из-за рубежа

За последнюю неделю количество фейковых звонков с иностранных номеров в Россию выросло в 16 раз. Об этом рассказали в Сбере. Всплеск удалось заметить в том числе благодаря пользователям, которые отправляли жалобы через раздел «Сообщи о мошеннике» в приложении СберБанк Онлайн.

Такие звонки — не новость: злоумышленники давно используют облачные АТС, где можно быстро взять в аренду номер с кодом другой страны.

Чаще всего — европейских. Иногда — стран с «похожими» номерами (например, +84 95), чтобы выглядело более правдоподобно. Всё это делается через IP-телефонию, что позволяет обходиться без операторов сотовой связи и затрудняет блокировку.

Зампред правления Сбера Станислав Кузнецов отметил, что несмотря на резкий рост таких звонков, в общем объёме мошеннических вызовов их пока немного. Антифрод-система банка их фиксирует и ставит подозрительные операции на усиленный контроль — благодаря этому удаётся избегать хищений.

Но в банке всё равно призывают не терять бдительность:

«Если вам звонят с незнакомого номера из-за границы — просто не отвечайте. Если у вас нет родных или деловых контактов за рубежом, то такие звонки почти наверняка мошеннические».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru