LokiLocker и BlackBit атакуют российский МСБ, обходят персидский интерфейс

LokiLocker и BlackBit атакуют российский МСБ, обходят персидский интерфейс

Эксперты предупреждают об активизации в России программ-вымогателей LokiLocker и BlackBit. Треть всех жертв находятся в России. Вымогатели требуют до $100 тыс. за расшифровку. При этом быстро сворачиваются, если обнаруживают на компьютере персидский язык как основной.

Первые атаки программ-вымогателей из семейства LokiLocker зафиксировали весной 2022 года на Ближнем Востоке, хотя сам шифровальщик появился еще летом 2021 года. LokiLocker распространяется по партнерской программе RaaS (Ransomware-as-a-Service, “вымогательство как услуга”). Инциденты замечены уже по всему миру.

К атакам именно на российский бизнес злоумышленники подключали еще и новый “родственный” шифровальщик под брендом BlackBit, говорится в отчете экспертов цифровой криминалистики компании F.A.C.C.T. По своей функциональности он практически идентичен LokiLocker, основное отличие в нейминге: для зашифрованных файлов используется расширение .BlackBit.

Хакеры, взявшие на вооружение LokiLocker и BlackBit, не похищают у своих жертв данные и не выкладывают их на Data Leak Site (DLS) для дальнейшего шантажа. Но криминалисты F.A.C.C.T. изучили отчеты реагирования на инциденты и сторонние источники и выяснили, кого именно атакуют вымогатели.

Российский вектор в атаках LokiLocker и BlackBit прослеживается с весны 2022 года. Известно о 21 пострадавшей компании, а это — треть жертв по всему миру. Речь идет о малом и среднем бизнесе из сферы строительства, туризма и розничной торговли.

Начальная сумма выкупа колеблется от $10 тыс. до $100 тыс. (до 8 млн рублей). Финальный размер зависит от платежеспособности компании и количества ключей расшифровки, которые выкупает жертва. Для каждого зашифрованного хоста требуется свой оригинальный декриптор.

Эксперты обратили внимание на одну особенность — перед запуском вымогатель проверяет язык ввода. Если вредоносная программа находит на компьютере установленный персидский язык (Persian), то завершает работу.

Однако вопрос об атрибуции злоумышленников к конкретной стране до сих открыт. Некоторые исследователи убеждены, что атаки LokiLocker и BlackBit намеренно проводятся “под чужим флагом”, чтобы затруднить работу исследователям. Криминалисты F.A.C.C.T. не исключают интернациональный состав группы, хотя сама партнерская программа и первые версии программы-вымогателя изначально были созданы носителями именно персидского языка.

В среднем атака LokiLocker и BlackBit длится от суток до нескольких дней. Сначала злоумышленники используют скомпрометированные службы удаленного доступа (T1133) и, прежде всего, публично доступный терминальный сервер — RDP (Remote Desktop Protocol).

Для получения доступа к RDP-серверу атакующие могут применять как метод подбора пары “логин/пароль” (T1110), так и их покупку на даркнет-ресурсах у брокеров первоначального доступа.

Проникнув внутрь системы, взломщики стремятся закрепиться в сети и получить привилегированные учетные данные — для этого они используют популярную легитимную утилиту Mimikatz (T1003). В процессе разведки для оценки платежеспособности жертвы злоумышленники могут изучать на хостах файлы и документы, но не похищают их.

“Залив” программы-вымогателя в ИТ-инфраструктуру жертвы на Windows-системы проводится атакующими обычно вручную, почти всегда в выходной или праздничный день. Вымогатели стараются отключить антивирусные средства, используя легитимные утилиты (T1562.001).

Общаются киберпреступники с жертвами по электронной почте и Telegram. Если выкуп не приходит через месяц, а декрипторы не подключены, программа-вымогатель уничтожает все данные в скомпрометированной системе.

“В период геополитической напряженности российский бизнес все чаще подвергается кибератакам, среди которых в последнее время заметную роль стали играть программы вымогатели, ранее встречавшиеся в РФ крайне редко, например, тот же LokiLocker”, — замечает генеральный директор компании F.A.С.С.T. Валерий Баулин.

Несмотря на то, что партнеры LokiLocker и BlackBit не демонстрируют в своих атаках особо изощренных или инновационных методов, а сами программы-вымогатели хорошо известны многим средствам защиты, это не спасает жертв от шифрования данных. Успех атак во многом объясняется легкомысленным отношением бизнеса к защищенности своих внешних сервисов удаленного доступа, заключает эксперт.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Мошенники ускоряют профилирование мишеней с помощью ИИ

Авторы сложных сценариев отъема денег у юрлиц стали использовать ИИ, чтобы ускорить сбор данных о намеченных жертвах. В RTM Group зафиксировали сотни случаев хорошо подготовленных атак на малый и средний бизнес.

Сама мошенническая схема выглядит, как BEC-атака, только вместо имейл используются мессенджер (в данном случае Telegram) и телефонная связь. Применение ИИ, по оценке экспертов, позволило повысить эффективность обмана на 40%; при этом преступный доход ОПГ средней величины (10 участников) может ежедневно составлять от 1 млн до нескольких десятков млн рублей.

В ходе подготовки злоумышленники, вооружившись ИИ, собирают информацию из слитых в Сеть баз. Найдя совпадения по месту работы и совместным счетам, они разбивают мишени на пары: владелец – управляющий компании, гендиректор – его зам, директор – главбух и т. п.

Затем в Telegram создаются поддельные аккаунты лидеров каждой пары, и боты начинают слать сообщения от их имени, вовлекая подчиненных в диалог. В качестве темы обычно используются непорядочность знакомых / клиентов либо мифическая проверка со стороны правоохраны (к примеру, ФСБ).

Сообщения бота могут содержать фамилии реальных представителей госорганов, скриншоты специально составленных документов. После такой обработки следует звонок персоны, упоминавшейся в ходе беседы.

Лжеревизор начинает задавать вопросы о случаях мошенничества, долгах, неких платежах, пытаясь определить финансовую проблему, которую можно использовать как предлог для выманивания денег переводом на левый счет.

«Основной рекомендацией по минимизации рисков является постоянное внимание к деталям в ходе виртуального общения с партнерами по бизнесу и сотрудниками, особенно когда речь идет о проблемах с законом, переводах финансовых средств, проверках компетентных органов, — заявили эксперты «Известиям». — Также специалисты RTM Group рекомендуют не выкладывать в публичный доступ прямые контакты руководителей компаний и департаментов».

На днях мы анализировали «злые» аналоги ChatGPT: xxXGPT, WormGPT, WolfGPT, FraudGPT, DarkBERT, HackerGPT. Рассказали, в чём состоит опасность и как с нею бороться.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru